Гость 21

Александр Викторович Зайцев
Русское село невозможно познать. В нём надо прожить всю жизнь. А лучше несколько поколений. Чтобы сначала бабушка и дедушка рассказывали тебе его историю: «Вот в этом доме я родилась, этот построили, когда я ещё в школу не ходила».

- А в этом трёхэтажном здании мы уже играли «в войнушку», когда ещё строили первый этаж. А потом со второго упал Васька, ну, дядя Вася Чернов – наш сосед, и сломал себе руку. А вот этот, соседний, дом строил уже я сам на месте сгоревшего.

- А ты помнишь, как этот, сгоревший, дом прозвали? – спрашивает бабушка.

- «Чёрная баня». А вот почему, - вздыхает дедушка, - не знаю.

- И я не знаю, - в ответ вздыхает бабка. – Давно это было…

И оба смеются.

Родители тоже рассказывают.

- Я ещё успел поучиться в старой школе, где теперь магазин, - говорит папа. – Один месяц в первом классе, потом переезжали две недели в новую.

- А я сразу в новую пошла, отвечает мама,  - Так что ту не помню.

- Я тоже, - Улыбается отец. – Помню, что когда классе в пятом мы с Васькой залезли через дыру в окне в старую школу, пытаясь найти наш класс, в одном из кабинетов на классной доске белым мелом рисунок котёнка и надпись «чёрная кошка». Мел был белым, а сама доска чёрной...

 Понятно, что нарисовали кошку, старшеклассники, скучавшие по старому, привычному зданию.
 
А фильм этот, хоть, мы и смотрели полгода назад, так нам запал в души, что мы струхнули. Хотя, наш первый класс потом все-таки нашли.

Это не мои, увы, воспоминания. Рассказы однокурсника из села. Я до них в деревне не дожил – родители увезли в город.
 
Город хорош, но есть один нюанс.
 
Город большой, он не воспринимается единым целым.

Вся страна, от Калининграда до Владивостока, большая деревня, где тебе в любом месте помогут с машиной незнакомые люди, подскажут, как проехать, помогут переждать непогоду.

Только не в соседнем районе своего города, где тебя знают. Да и то только в молодости. Это потом, зачастую бывшие враги становятся друзьями, или просто хорошими знакомыми.
 
Увы, молодость проходит, сменяясь мудростью. Даже не мудростью, а тем, что всё встаёт на свои места, и менять ничего уже не надо. И не хочется.

Молодости свойственна воинственность. Воевать мы можем против тех, кто рядом. Это они конкуренты. Чего делить туляку с омичём? Всегда и везде отношения с соседями хуже, чем с посторонними.

Но не в селе или деревне. В том селе и той деревне. В той старой, что ещё не превратилась в маленькой,  глупый, примитивный город. Увы, сегодня слово «дерёвня», да и не только сегодня, стало ругательным. Может, и правильно. Раньше в селе было всё: и кулачные бои (что-то вроде НВП наших времён), и ухаживание за девчонками, кто кого перебьёт, в том числе и кулаками. А больше  кто кого переработает. У кого больше достатка, тот и детей больше прокормит.

А детей в ту пору Бог давал, а не «в магазине доставали». Впрочем, и это уже мало кто помнит. Что о такой древности,  как село говорить. Я уж о деревне и не вспоминаю. И молодёжь и не слышала о ней вообще. Деревня с селом и город – этот разные цивилизации. Как село и страна в целом. И не надо их противопоставлять. Друг без друга они существовать не могут. Как мужчина и женщина. (Привет Вере Мухиной).

хотя, стоит заметить, что деревенских, сделавших карьеру в городе несравненно больше, чем городских в селе. толи образование в городе лучше, толи в деревне работа сложнее.

Это шутка, но в шутке всегда есть доля шутки.

Так что русское село невозможно  познать горожанину. Как невозможно мужчине познать женщину. Как женщина не может понять мужчину. Но разве это повод для ссоры?

Это повод для обид. И город, особенно небольшой, часто обижается на село. И большой тоже, только вида не показывает, потому, что гордый.