И охраняют стада овечек от пум

Влад Лесной
Древние греки и римляне ценили собак за преданность и отвагу и в качестве домашних животных предпочитали их кошкам

Друзья!
Из Сети.
"Миддл-Айлэнд – прекрасный, заросший лесами остров в Западной Австралии, являющийся частью архипелага Решерш, где обосновалась колония самых маленьких в мире пингвинов.
Сказать по правде, они действительно очень малы – всего от 30 до 40 см в высоту.
Когда-то их тут были сотни, но это до того, как до них добрались лисы. Проблема, конечно, возникла не в одночасье.
На Миддл-Айлэнде люди не живут, а от большой земли он отделен небольшим проливчиком в 20-30 метров шириной. Но, когда начинается отлив и обнажается полоска песка, лисы могут перейти на остров, даже не замочив лапы.
Когда хищники поняли, что здесь им есть чем поживиться, их популяция на острове стала расти, а пингвинчики, как я их буду называть, оказались под угрозой исчезновения. В какой-то момент экологи смогли обнаружить лишь четырех пингвинов, а ведь когда-то их было около 800!
И тут на выручку пришел фермер-птицевод (в фильме его зовут Свампи Марш): он предложил отправить на остров одну из своих мареммо-абруцких овчарок, чтобы она охраняла пингвинчиков.
Пса звали Оддболл, и он тут же изменил ситуацию.
"В Австралии эти собаки обычно используются для охраны кур, или коз, или овец, - поясняет Питер Эббот из экологической организации по защите пингвинов. – Мы сразу же заметили перемену в поведении лис"
На смену Оддболлу затем на остров присылались другие овчарки и за 10 лет, что они там находятся, лисам не удалось съесть ни одного пингвинчика.
"До того как собаки прибыли на остров, мы каждое утро обнаруживали на песке лисий след. Но появление овчарки изменило иерархическую структуру: лисы слышат собачий лай, чувствуют ее запах и идут в другое место" – говорит Эббот.
Популяция пингвинчиков выросла до 200, их теперь охраняют две овчарки – Юди и Тула – их имена получились из латинского названия этих карликовых пингвинов – Eudyptula.
Это уже шестая и седьмая по счету охранные собаки, а им на смену уже подрастает щенок , которого тренирует Питер Эббот и который заступит на островную службу в будущем году.
Овчарки находятся на острове по пять-шесть дней в неделю, обычно с октября по март - когда у карликовых пингвинов проходит брачный сезон. Но даже когда собак на острове нет, их запах продолжает отпугивать лис.
Этот проект получился настолько успешным, что в Австралии сняли художественный фильм "Оддболл", что-то вроде смеси "Лесси" с "Поросенком Бейбом" и мультиком про пингвина Пингу, поэтому что тут может не понравиться?
"Это сама по себе классная история: мы пытаемся спасти симпатичных пингвинчиков с помощью парочки симпатичных собак, но кино придало всему этому еще большую интригу", - говорит Эббот.
Кинофильм уже собрал около 11 млн австралийских долларов (около 8 млн долларов США) и теперь пойдет на экранах во многих странах мира. Он также подстегнул туризм на самом острове, где теперь проводится "Тур
...Други!
Вот это да! Посмотрю обязательно в Сети! А ниже- подробно про всех  симпатичных псов.
Вл.Назаров
**********
1.ВЕРНОСТЬ, СТАТУС И ЖИЗНЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ. СОБАКА, КАК СИМВОЛ В ИСКУССТВЕ

На протяжении практически всей человеческой истории собаки служили не только защитниками, помощниками и компаньонами, но и музами. Их увековечивали в живописи и скульптуре, на гравюрах и фотографиях (и даже в монументальных творениях в форме воздушного шарика). Сейчас, спустя много веков, собаки по-прежнему сопровождают человека и служат живым символом защиты, верности и безусловной любви. Поэтому несложно понять, почему они так долго являются очень важной и яркой частью нашей визуальной истории.

Долгое время собаки считались своего рода проводниками, связующим звеном между физическим и потусторонним миром. Древние египтяне, греки, римляне, кельты и другие народы назначали собаку священным хранителем иных миров — тех, которые находятся за пределами нашего повседневного опыта. Именно по этой причине собаку иногда называют символом смерти — поскольку она может служить стражем эфемерных областей и проводником во внетелесных путешествиях. Здесь можно вспомнить и египетского бога Анубиса с головой шакала, который сопровождал умерших в загробный мир.
Собака — священное животное греческой богини Гекаты, повелительницы теней, богини мрака, волшебства и ночных кошмаров. Однако Геката и ее верные псы еще и служат охранниками и защитниками тех, кто не может постоять за себя сам: детей и младенцев, слабых и кротких, безумных и оклеветанных.
У кельтов собаки служили символом героизма, воплощая в себе такие важные для воинов качества, как отвага, выносливость и мужество. Кельты не только использовали собак для охоты, но и обучали их для помощи в битвах. При этом здесь собака была еще и символом врачевания: этих животных часто ассоциировали с Ноденсом — богом питательных вод, охоты и исцеления.
В Китае, как и у большинства народов, собаки издавна считаются символом верности и послушания, но кроме этого — удачи и процветания. Считается, что виляющая хвостом собака предвещает приход богатства. А мощный защитный талисман по фен-шуй — пара собак Фу — охраняет дом от злых людей и негативной энергии, помогает достичь успеха в делах и материального благополучия. Собак Фу еще называют небесными львами Будды, поэтому пекинесов изначально разводили и скрещивали таким образом, чтобы они были как можно сильнее похожи на миниатюрных львов.
Японская енотовидная собака — Тануки — один из любимых и часто встречающихся героев в японском искусстве (как традиционном, так и современном). В японском фольклоре и легендах этих животных часто наделяли сверхъестественными способностями. Как и лиса-оборотень Кицунэ, Тануки умеет превращаться в других существ и в неодушевленные предметы. В самых ранних легендах эти животные предвещали беду, они могли принимать человеческий облик, преследовали и вселялись в людей. Сейчас, много веков спустя, Тануки превратился в безобидного, в общем-то, трикстера — озорника и обманщика. Керамические статуи Тануки можно часто встретить по всей Японии, особенно в барах и ресторанах. В традиционном японском искусстве Тануки часто изображают под луной, поскольку считалось, что именно в ночь полнолуния он превращается в других существ. Интересно, что это роднит легенды о енотовидной собаке с другими легендами об оборотнях, распространенных в разных странах по всему миру. В древнем китайском и японском фольклоре услышать вой Тануки под луной по большей части считалось дурным предзнаменованием, но в некоторых случаях оно могло, наоборот, предвещать удачу.
Охрана и охота
Датируемые бронзовым веком пещеры и гробницы часто украшены рисунками и статуями собак (по большей части — охотничьих). Даже среди древних детских игрушек и в узорах на керамических изделиях можно обнаружить этих животных.
Древние греки и римляне ценили собак за преданность и отвагу и в качестве домашних животных предпочитали их кошкам. На греческих и римских рельефах и керамике собаки изображались как символ верности. Собаки были домашними любимцами, символом статуса, охранниками и охотниками. Греки ценили этих животных за доверие и любовь. В рисунках на древнегреческих вазах частым сюжетом было возвращение Одиссея домой после странствий и встреча со своим старым псом Аргусом — единственным, кто узнал Одиссея и умер, дождавшись хозяина.

Древние римляне держали в основном три вида собак: охотничьих, чаще всего борзых (их увековечивали в виде скульптур); крупных сторожевых вроде неаполитанского мастифа (их изображения чаще использовали в рельефах и мозаиках с надписью «Cave Canem»); маленьких декоративных собак, например, мальтийских болонок, обычно заводили женщины, и в искусстве того периода их практически не найти. Животные крупных пород больше ценились из-за того, что их можно было использовать во время битв или охоты на волков.
Преданность и аристократизм
В Средневековье собаки по-прежнему считались символом верности и преданности. По этой причине их стали изображать не только в аллегорических сюжетах, но и на парных супружеских портретах (чаще всего — у ног или на коленях женщины). Собака, присутствующая на портрете вдовы, символизировала ее верность умершему супругу. Кроме того, в Средневековье изображения этих животных высекали на надгробных камнях, чтобы подчеркнуть феодальную или супружескую верность усопшего.
Ярким примером символического изображения собаки может служить «Портрет четы Арнольфини» Яна ван Эйка, хотя в этом случае исследователи не пришли к единому мнению. С одной стороны, собака на этом семейном портрете может символизировать супружескую верность, а с другой — страсть и вожделение, стремление пары иметь ребенка. В конце концов, это вполне мог быть реально существующий домашний питомец, и тогда художник запечатлел его на холсте, чтобы подчеркнуть благосостояние семейства Арнольфини.

В средневековом искусстве получили широкое распространение сюжеты, изображающие людей и животных во время охоты. Человек, запечатленный вместе с охотничьими собаками или соколами, таким образом заявлял о своем социальном статусе, поскольку в то время охота была развлечением исключительно для аристократии и неотъемлемой частью придворного этикета. Кроме того, несмотря на развитие сельского хозяйства, охота по-прежнему оставалась важным источником пищи. Знатные люди тратили много денег на покупку специально выведенных гончих не только ради статуса, но и для того, чтобы обеспечить свою семью мясом.

Политика и человечность
В эпоху Возрождения собаки прочно обосновались в европейском искусстве. В Италии XVI века аристократы часто заказывали собственные портреты со своими питомцами, чтобы продемонстрировать высокий социальный статус. Например, на одной из фресок Андреа Мантеньи в «Камера пикта» в Мантуе под креслом маркиза Лудовико Гонзага удобно устроился его любимый пес Рубино.

Одним из самых больших ценителей и знатоков собак в искусстве Ренессанса считается Якопо да Понте Бассано. Точность и достоверность, с которыми художник изображает псов, например, на картинах «Поклонение волхвов» или «Добрый самаритянин», говорит о том, что Бассано наверняка проводил много времени, наблюдая за этими животными, изучая их строение и повадки.

Особое место занимают собаки и в творчестве Тициана. Они стали чаще появляться на его картинах в 1530-х годах, примерно в то время, когда художник переехал в большой «статусный» дом с садом и завел нескольких псов. Одна из самых ярких «собачьих» работ Тициана — портрет маленькой Клариссы Строцци с комнатной собачкой породы папийон. Кларисса, дочь Роберто Строцци и Маддалены Медичи, была наследницей двух знатных
флорентийских родов, так что это в определенном смысле «политический» портрет. И хотя тяжелые украшения на ребенке подчеркивают ее высокое происхождение, присутствие собаки рядом с девочкой привносят в портрет некоторую долю детской беззаботности. То же самое можно сказать и о групповом портрете семейства Вендрамин, в который Тициан добавил нотку человечности и несерьезности, усадив на колени одного из мальчиков такого же бело-рыжего папийона. Похожая собака спит, свернувшись калачиком, на постели «Венеры Урбинской».
Тициан использовал изображения собак как статусного символа знати и в своих картинах с мифологическими сюжетами, которые он писал для короля Испании Филиппа II. Одна из них посвящена знаменитому мифу об охотнике Актеоне, который случайно застал богиню Диану (Артемиду) за купанием, в наказание был превращен в оленя и убит собственными псами. Собака Актеона вновь появляется на другой картине Тициана — «Диана и Каллисто» — и здесь она, по всей видимости, уже принадлежит богине. Гончие псы в похожих позах присутствуют во всех трех версиях картины «Венера и Адонис». Тициан выбирал именно эти мифологические сюжеты, поскольку его заказчик, король Филипп II, был страстным любителем охоты.
Образ жизни и личные качества
В XVI и XVII веках, хотя собаки появлялись в живописи чаще всего в охотничьих сценах или на коленях знатных дам, некоторые художники все же использовали их изображения в качестве символических образов. Жан-Леон Жером, к примеру, изобразил древнего философа Диогена в компании псов, делая отсылку к философской школе киников (от древнегреческого kvwv - собака). Антисфен Афинский, считающийся основателем этой школы, полагал, что для достижения блага нужно жить «подобно собаке» — следовать своей природе, уметь постоять за себя, быть верным, храбрым и благородным. Диоген был одним из самых ярых приверженцев кинизма, и на могиле философа даже установили мраморный памятник со скульптурой собаки
Еще в эпоху Ренессанса начали разрабатываться и устанавливаться стандарты собачьих пород. И уже в XVIII веке в живописи стали появляться полноценные портреты собак, причем иногда за этими портретами стояли удивительные истории. Например, в 1831 году Эдвин Ландсир написал портрет ньюфаундленда по кличке Боб. Этот огромный пес был спасен после кораблекрушения у берегов Англии и поселился в лондонском порту. Боб и сам стал спасателем — за 14 лет он вытащил из воды более 20 тонущих людей. За эти заслуги пса сделали почетным членом Королевского гуманитарного общества, наградили медалью и обеспечивали едой. С тех пор отдельная порода черно-белых собак, родственных ньюфаундлендам, носит название Ландсир.

P.S.
ХХ век со всеми его стремительными переменами и многообразием стилей подарил собакам огромное количество новых обличий. Кассиус М. Кулидж «очеловечил» собак, усадив их за покерный стол. Франц Марк, который любил не только лошадей, писал спящих и играющих собак в своей уникальной манере. Дэвид Хокни нарисовал бессчетное количество портретов своих такс. Домашних любимцев писали Эдвард Мунк, Фрида Кало, Энди Уорхол и Люсьен Фрейд.
********************
2.МАРЕММО-АБРУЦЦКАЯ ОВЧАРКА: КОГДА БЕЛЫЙ И ПУШИСТЫЙ НЕ СИНОНИМ ДОБРОТЫ. ЧТО СКРЫВАЕТСЯ ЗА ПЛЮШЕВОЙ ВНЕШНОСТЬЮ?

— Девочка, а ты зачем собаку завела?
— Чтобы по ночам в парке не страшно было гулять.
— А зачем тебе в парк ночью-то идти?
— Вот вы странные, так собаку же надо выгуливать!
Если вы, как и та девочка, боитесь гулять по ночам одни, но при этом любите всё белопушистое, элегантное и милое, то мареммо-абруццкая овчарка — ваш идеальный выбор! Это только кажется, что белоснежные шерстяные плюшки и мухи обидеть не смогут. На самом деле мареммы могут ой как обидеть. А потом догнать и обидеть ещё раз! Потому что эта порода собак веками служила защитниками стад и владений от всяких недругов: защищать своих и обижать чужих у них в крови.
Наблюдается небольшая облачность.
На картинках мареммо-абруццкие овчарки чем-то напоминают не то лабрадоров, не то голден ретриверов. Однако в жизни это совсем другие собаки: они больше, тяжелее и не такие мягкие. В прямом смысле: если шерсть голден ретривера шелковистая и нежная, то у овчарок мех грубый и многослойный — верхняя часть состоит из остистого волоса, а нижняя — из плотного подшерстка.

Вам тоже захотелось их обнять?
Различия между итальянскими барбосами и теми же лабрадорами становятся ещё заметнее, стоит познакомиться с беляшами поближе. Они не заглядывают хозяину в рот и не бегут сломя голову выполнять команды. Эта овчарка выводилась совершенно для других целей, и ведёт она себя соответственно.
С такой маскировкой волки точно не почуют подвоха!
Со времён Римской империи мареммы ценились за отвагу и преданность, с какой они защищали стада овец. Собаки всю жизнь проводили, следуя за большими отарами, помогая пастухам оберегать скот от нападения диких зверей и злоумышленников. В благодарность за сложную работу мареммо-абруццких овчарок увековечивали в барельефах, картинах и гравюрах, — представляете, насколько ими тогда восхищались?
Как можно не запечатлеть такую грацию?
Сегодня же не каждому дано понять характер этой породы. Итальянцы независимы, самодостаточны и умны, чтобы слепо верить хозяину. Как и другие аборигенные породы собак, они умеют мыслить и совершать обдуманные поступки. И это очень круто, ведь в опасной для жизни ситуации маремма не станет ждать вашей команды, а сразу начнет решать проблемы. Овчарки очень подозрительны к незнакомцам и всему непонятно-новому, так что телохранитель из них выходит отменный. И не только для людей!
Просим прощения, не белым и не пушистым вход запрещен.
В последние годы биологи нашли сразу несколько новых отраслей, где можно сполна применить все способности итальянских овчарок. В Патагонии собаки охраняют стада овечек от пум. При этом значительно снижается процент убийства больших кошек фермерами — ну разве не здорово?
И овцы целы, и пумы не убиты.
А в Австралии животины стерегут редких пингвинов и кур. Охрана пингвинов пока на поток не вышла, но зато цыплят мареммы охраняют на все сто. Продвинутые «эко-птицефермеры» решили вывести бизнес на зелёную ноту и содержать кур не в клетках, а на свободном выгуле и свежей травке. Естественно, что при таком подходе птиц не оставить на произвол судьбы. И тут на помощь пришли наши овчарки — уравновешенный спокойно-бдительный темперамент оказался идеальным для защиты пернатых.
*******************
3.Какая снежность, сказки тишина...

 Деревья в белой нежной бахроме, До горизонта — белые снега Приснились вдруг сегодня ночью мне.
Давно тоскует по зиме душа, Но за окном — туманность и дожди По стёклам окон слёзами шуршат. Январь и Рождество уж позади.

А по погоде — будто бы ноябрь, В унылых красках сереньких тонов, Небес свинцовых дождевая хлябь, С застывшим сонмом мрачных облаков.
А хочется морозца и снегов, Снежинок, что танцуют с ветром вальс. И белоснежной прелести ковров, Что наконец-то напрочь скроют грязь.
Так хочется по этому ковру Пройтись, оставив тайнопись следов. Поймать в ладонь снежинку на лету, И загадать желание ей вновь:
Пусть будет мир, здоровье и любовь, Надежда, вера, счастье и добро. Пусть так и будет — без излишних слов. И пусть у всех ВСЁ БУДЕТ ХОРОШО!

Илья Владимирович Чирун родился 4 марта 1985 года в городе Яхрома, в Московской области. Ещё в детстве решил стать профессиональным художником и с той поры занимается тем, что больше всего любит. Член Союза Художников России.
Илья Чирун - один из самых талантливых современных художников, чье искусство переносит зрителя в удивительный мир пейзажей.
Его работы, написанные маслом на холсте, словно оживают перед глазами, заставляя ощущать свет и атмосферу пронизывающих их мест.
В каждой работе Ильи Чируна можно увидеть гармоничное сочетание цветов и оттенков, передающих всю красоту природы.

Одна из особенностей творчества Ильи - его умение ловить свет и прекрасно передавать его на холсте. Каждый рассвет или закат, каждое солнечное сияние или пространство в полумраке - все это он воплощает в своих произведениях. Пейзажи Ильи Чируна словно заполняют комнату ярким светом и создают непередаваемую атмосферу природы.
Художник не только отображает красоту окружающего мира, но и передает эмоции через каждую кисточку на холсте. Его работы вызывают чувство восхищения и завораживают своей гармонией.
Благодаря мастерству Ильи Чируна можно насладиться красотой природы, даже не покидая свой дом.
*******************
4.СНЕГИРЬ-УКРАШЕНИЕ ЗИМЫ

Зима - снегирная пора! Возле домика сад, будто хрустальный дворец, так и сверкает на солнце. Каждое деревцо наряжено в ажурную бахрому, стволы осыпаны инеем. И яркими розовыми бутонами восседают на ветвях задумчивые птицы — снегири. Пушистые, в нежно-розовых тонах, а на головах черные шапочки.
Сидят, прихорашиваются. Освещенные лучами солнца, на фоне ослепительного снега они кажутся сказочными огоньками и представляют восхитительное зрелище.
Глаз не сводишь - любуешься!
Но что это? Никак, снегири поют? Тихий минорный напев. Будто гусляр тронул струну, и зазвучала в лесу светлая, чистая музыка. И сразу как-то легко стало на душе. Зимой, когда в даже самое беззаботное сердце прокрадывается тоскливое чувство, этот неприхотливый, но приятно ласкающий ухо флейтовый свист, неожиданно возникающий в безмолвии дня, особенно мил.
Подойдем поближе! Снегирь - птица доверчивая и несколько мнительная. Сидя рядом с человеком, он продолжает заниматься своим делом и подолгу не слетает с ветки. Даже «завтракая», он не перестанет петь. Самка выглядит поскромнее самца, в серовато-дымчатом наряде. И так же поет, подсвистывая подголоском.
Снегири являют редкое исключение в пернатом мире - поют и самцы и самки. Обычно же у птиц самочки лишены этой прекрасной особенности.
Где любят селиться снегири
Снегирь - птица чисто лесная. И все его знают. Зимой возле человеческих жилищ вместе с другими пернатыми обитателями тайги появляется и румяный красавец снегирь. Эта красногрудая птичка доверчива и добродушна.
Излюбленное местопребывание - хвойные и смешанные леса. Зимой, кочуя, он встречается везде, даже в селах и городах.
В апреле приступает к построению гнезда, чаще всего в густых ветвях елок. Откладывает 4-6 светло-голубых яиц с точками и кляксами красно-бурого цвета. На тупом конце яйца они собираются в венчик. Две недели насиживает одна самка.
Самец в это время кормит самку, развлекает ее пением и охраняет свой гнездовой участок. В июне молодые выпархивают из гнезда. Питается снегирь семенами различных лиственных и хвойных деревьев и ягодами.
Птенцов выкармливает тоже семенами и в меньшей степени насекомыми.
Замена домашнему попугайчику'
Замерзающую птицу можно взять домой. Снегирь скоро становится ручным и привязывается к человеку. Он умеет перенимать и заучивать простые мелодии и лихо высвистывает их, скрашивая досуг.
Клетку следует держать в прохладном месте, так как тепла снегирь не переносит.
Кормить его надо семенами различных трав, деревьев и кустов. И обязательно давать ягоды, иначе от авитаминоза его перо потемнеет. А весной, лучше снегиря отпустить.

******************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
23 января 2024 года.