АЗС. Оборудование. Эксплуатация

Алекс Волга
С 1 марта 2024 года вводится в действие ИЗМЕНЕНИЕ №1 к своду правил СП 156.13130.2014 – материалы по АЗС дополнены принятыми изменениями
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОЗАПРАВОЧНЫХ СТАНЦИЙ

 1.1 Классификация автозаправочных станций

Автозаправочные станции (АЗС) предназначены для заправки топливом транспортных средств. На АЗС осуществляются следующие технологические процессы: прием, хранение, выдача (отпуск) и учет количества топлива. Дополнительно на АЗС реализуют смазки, специальные жидкости, запасные части к автомобилям и другим транспортным средствам, а также оказываются услуги владельцам и пассажирам транспортных средств.
АЗС делятся на стационарные, контейнерные, передвижные и топливозаправочные пункты.

1.1.1 Стационарные автозаправочные станции

Стационарные АЗС располагаются в городах и населенных пунктах, а также на автодорогах. Стационарные АЗС подразделяются на:
- многотопливная АЗС – АЗС, на территории которой предусмотрена заправка транспортных средств двумя и более видами топлива, среди которых допускается жидкое моторное топливо (бензин и дизельное топливо), сжиженные углеводородные газы (СУГ) (сжиженный пропан-бутан) и компримированный природный газ (КПГ) (в том числе регазифицированный) и сжиженный природный газ (СПГ);
- традиционная АЗС – АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется подземным расположением резервуаров и их разнесением с топливораздаточными колонками (ТРК);
- блочная АЗС – АЗС, технологическая система которой предназначена для за-правки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется подземным расположением резервуаров и размещением ТРК над блоком хранения топлива, выполненным как единое заводское изделие;
Применяемое на АЗС оборудование обеспечивает заправку машин закрытой струей, практически без потерь, с гарантированной чистотой топлива. Раздаточные колонки монтируют на месте по типовым монтажным чертежам АЗС. Колонки устанавливают на бетонные фундаменты по отвесу и надежно крепят болтами.
Операторная АЗС – это производственно-административное здание или его часть, выделенная противопожарными преградами без проемов от остальных частей здания, в котором предусмотрены помещения и инженерные системы, необходимые для обеспечения безопасного функционирования объекта, контроля рабочих параметров технологических процессов на объекте, обеспечения бытовых условий для обслуживающего АЗС персонала, а также расчетно-кассовое оборудование. Нахождение лиц не из числа персонала АЗС в здании операторной не допускается.
   
1.1.2 Контейнерные автозаправочные станции
Контейнерные АЗС (КАЗС) располагаются на автомагистралях, туристических авто-маршрутах, в автохозяйствах, на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях, платных автостоянках, в гаражных кооперативах, а также в местах сосредоточения автотранспорта. Контейнерные АЗС подразделяются на:
- контейнерные АЗС – АЗС, технологическая схема которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется надземным расположением резервуаров и размещением ТРК в контейнере хранения топлива, выполненном как единое заводское изделие;
- модульная АЗС – АЗС, технологическая схема которой предназначена для за-правки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется надземным расположением резервуаров и разнесением ТРК и контейнера хранения топлива, выполненного как единое заводское изделие.
     АЗС с наземными резервуарами подразделяются на два типа: тип А - если общая вместимость резервуаров контейнерной АЗС более 20 м3; тип Б - если общая вместимость резервуаров контейнерной АЗС не более 20 м3.
При размещении АЗС вне территории населенных пунктов общая вместимость резерву-аров контейнерной АЗС не должна превышать 60 м3, а модульной АЗС – 120 м3.
Единичная емкость резервуаров или камер (при использовании многокамерного резервуара с двойными перегородками между камерами) контейнерной АЗС, расположенной на территории населенных пунктов, не должна превышать 10 м3, а вне населенных пунктов – 20 м3.
Единичная емкость резервуаров или камер (при использовании многокамерного резервуара с двойными перегородками между камерами) модульной АЗС, расположенной на территории населенных пунктов, не должна превышать 20 м3, а вне населенных пунктов – 40 м3.

1.1.3 Передвижные автозаправочные станции

     Передвижная АЗС жидкого моторного топлива (ПАЗС) – АЗС, предназначенная, в том числе, для розничной продажи только жидкого моторного топлива, технологическая схема которой установлена на автомобильном шасси, прицепе или полуприцепе и выполнена как единое заводское изделие.
     Передвижные АЗС размещают в местах сосредоточения автотранспорта, моторных лодок и катеров, сельскохозяйственной техники, в полевых условиях, на туристических авто-маршрутах, территории стационарных АЗС в период зачистки и ремонта резервуаров.
Передвижная автомобильная газонаполнительная станция - АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы грузовых, специальных и легковых транспортных средств компримированным природным газом, характеризуется наличием совмещенного блока транспортировки и хранения компримированного природного газа, выполненного как единое заводское изделие, и конструкцией, не предусматривающей наполнение сосудов указанного блока топливом на территории этой АЗС.
Передвижная автомобильная газозаправочная станция - АГЗС, технологическая система которой характеризуется наличием совмещенного блока транспортировки и хранения сжиженного углеводородного газа, выполненного как единое заводское изделие, и конструкцией, не предусматривающей наполнение резервуаров указанного блока топливом на территории АГЗС.

1.1.4 Топливозаправочные пункты

Топливозаправочный пункт (ТЗП) – АЗС, размещаемая на территории предприятия и предназначенная для заправки только транспортных средств этого предприятия.
ТЗП представляет собой сложное капитальное сооружение. ТЗП, расположенный на территории предприятия, должен быть, во-первых, архитектурно выделен в общем комплексе строений, а во-вторых, удачно вписываться в общую планировку зданий и сооружений. При выборе участка для строительства ТЗП необходимо учитывать рельеф местности на генеральном плане предприятия. С точки зрения мер противопожарной безопасности необходимо, чтобы участок для строительства ТЗП находился ниже остальной территории. Это предотвратит в случае аварии растекание топлива по территории предприятия.
Помещение операторной топливозаправочного пункта допускается размещать в зданиях другого назначения категории В или Д при обеспечении визуального контроля из этого помещения за процессами наполнения резервуаров из АЦ и выдачи топлива потребителям.
Эвакуационные выходы из близлежащих к топливозаправочному пункту зданий и сооружений предприятия, предназначенных для одновременного пребывания 50 человек и менее, должны размещаться на расстоянии не менее 12 м от наземно расположенного топливного оборудования АЗС и площадок для АЦ, а более 50 человек – не менее 15 м.

1.1.5. Автомобильные газовые станции

К ним относятся:
- автомобильная газонаполнительная компрессорная станция (АГНКС) – АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов транс-портных средств, а также сосудов аккумулятора газа передвижного автомобильного газозаправщика (ПАГЗ) или многоэлементного газового контейнера (МЭГК) КПГ;
- автомобильная газозаправочная станция (АГЗС) – АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы транспортных средств СУГ;
- криогенная автозаправочная станция (КриоАЗС) – АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки криогенных баков транспортных средств СПГ и/или баллонов топливной системы транспортных средств КПГ, получаемым на станции путем регазификации СПГ.
Автомобильные газовые станции (АГС) подпадают под действие федерального закона №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», на них распространяется действие федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива» и «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением».
АГС обеспечивают прием, хранение газа и заправку автомобилей, работающих на сжиженном газе. Для заправки автомобилей применяется пропан-бутановая смесь с содержанием пропана не менее 50%, компримированный природный газ (метан) или сжиженный природный газ (пропан) (далее по тексту все это - газ). Сжиженный газ доставляется на АГС в автоцистернах с баз хранения (газонаполнительные станции), куда доставляется, как правило, железнодорожным транспортом.
На АГС сжиженный газ сливают в емкости хранения. В емкостях газ находится в сжиженном состоянии, под давлением насыщенных паров. Давление внутри емкости определяется температурой емкости и фракционным составом пропан-бутановой смеси. Типичные значения давления: при 0°С — 0,03 МПа (0,3 кг/см2), при +25 °C — 1,2 МПа (12 кг/см2).
В баллоны транспортных средств закачивается жидкая фаза через раздаточную колонку под давлением 1,2-1,6 МПа. На АГС давление создается компрессором, насосом выдачи или подачей в емкость метана под давлением. Используются два основных способа заправки автотранспорта сжиженным газом:
- насосный,
- насосно-компрессорный.
Насосный способ самый простой. Из емкости сжиженный газ отбирается насосом и под повышенным давлением через раздаточную колонку подается в баллон.
Насосно-компрессорный способ реализуется обычно на АГС большой производительности. С помощью специального компрессора производится отбор паров из одного резервуара в другой, и таким образом происходит насыщение паров и увеличивается рабочее давление.
  Основные типы АГС:
- газовая станция с надземными емкостями, где емкости для хранения газа расположены надземно на фундаментах;
- газовая станция с подземными емкостями, где емкости для хранения газа находятся под землей;
- газовая станция с емкостями в обваловании, где емкости для хранения газа размещены над землей на фундаментах и засыпаны землей. Как правило, такое расположение емкостей связано с высоким расположением грунтовых вод или заболоченной местностью.

1.2 Требования, предъявляемые к автозаправочным станциям
1.2.1 Требования к размещению

Место расположения АЗС определяется в порядке, установленном действующим законодательством. Эксплуатируемые АЗС должны соответствовать проектам. Проекты реконструируемых и вновь строящихся АЗС должны соответствовать Правилам технической эксплуатации автозаправочных станций и действующей нормативной технической документации.
Место расположения АЗС обозначается дорожным знаком "АЗС". КАЗС должны устанавливаться на бетонированных площадках, бетонных плитах, в исключительных случаях - на асфальтированных площадках, обеспечивающих сбор топлива при его утечке.
АЗС должна располагаться преимущественно с подветренной стороны ветров преобладающего направления по отношению к жилым, производственным и общественным зданиям (сооружениям). Не допускается размещение АЗС на путепроводах и под ними.
   Планировка АЗС должна предусматривать:
- удобный подъезд и стоянку у колонки во время заправки;
- создание широкого обзора всей территории АЗС из помещения оператора;   
- отведение зеленых зон и посадку зеленых насаждений;
- обеспечение санитарно-гигиенических условий для работников АЗС;
- согласование внешнего вида АЗС с общей архитектурной композицией микро-района.
Минимальные расстояния от АЗС до объектов к ней не относящихся и между зданиями и сооружениями, расположенными на ее территории, принимаются в соответствии с СП 156.13130.2014, СП 4.13130.2013 с изм.№1 и СП 8.13130.2020.
Расстояние от края площадки для АЦ до наземно расположенного технологического оборудования, конструкций навесов и технологических шахт подземных резервуаров должно быть не менее 2 м. Если внутреннее пространство технологических шахт подземных резервуаров заполнено негорючим материалом, то указанное расстояние не нормируется.
При наличии ограждения территории АЗС или территории отдельной площадки (площадок) на АЗС оно должно быть выполнено из негорючих материалов и не препятствовать свободному проветриванию.
Не допускается озеленение территории АЗС кустарниками и деревьями, выделяющими при цветении хлопья, волокнистые вещества или опушенные семена.
При размещении АЗС вблизи посадок сельскохозяйственных культур, по которым воз-можно распространение пламени (зерновые, хлопчатник и т.п.), вдоль прилегающих к посадкам границ АЗС должно предусматриваться наземное покрытие, выполненное из материалов, не распространяющих пламя по своей поверхности, или вспаханная полоса земли шириной не менее 5 м.
Движение транспортных средств по территории АЗС должно быть односторонним. Въезд на территорию АЗС и выезд с нее должны быть раздельными.
Покрытие проездов, заправочных островков и площадок для АЦ должно проектироваться стойким к воздействию нефтепродуктов. Площадки, предназначенные под установку наземного оборудования СПГ, включая площадки для автоцистерны СПГ и заправочные островки СПГ, должны выполняться из негорючих материалов.
      Планировка АЗС с учетом размещения на их территории зданий и сооружений должна исключать возможность растекания аварийного пролива топлива как на территории АЗС, так и за ее пределы. На въезде и выезде с территории АЗС, осуществляющей заправку жидким моторным топливом, необходимо выполнять пологие участки высотой не менее 0,2 м от отметки участков , на которых предполагается размещение сооружений и технологического оборудования с обращением жидкого моторного топлива. На АЗС, на которых отсутствует заправка СУГ и СПГ, вместо указанных повышенных участков допускается предусматривать дренажные лотки, предотвращающие растекание аварийного прилива топлива за территорию АЗС и отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения. ПАЗС должна располагаться на специально отведенной площадке, согласованной с соответствующими административными органами и государственным пожарным надзором. Площадки под ПАЗС должны быть ровными, обеспечивать возможность свободного подъезда автотранспорта для заправки с соблюдением правил безопасности и пожарной безопасности.
На АЗС могут размещаться здания, сооружения и помещения для оборудования технологической системы АЗС, котельной, а также административные и бытовые здания (помещения) для персонала АЗС: операторная, администрации, приема пищи, службы охраны, санузлы, кладовые для спецодежды, инструмента, запасных деталей, приборов и оборудования.
На территории многотопливных АЗС, АГНКС, КриоАЗС с двухоболочечными резервуарами СПГ или АГЗС с двустенными резервуарами, а также на территории АЗС с подземными резервуарами для хранения жидкого моторного топлива допускается размещать здания (помещения) сервисного обслуживания пассажиров, водителей и их транспортных средств. Для сервисного обслуживания пассажиров и водителей могут предусматриваться магазин сопутствующих товаров, кафе и санузлы; для сервисного обслуживания транспортных средств – посты технического обслуживания и мойки автомобилей.
На территории АЗС не допускается размещать наружные установки категории АН, БН, ВН и ГН, не относящиеся к технологической системе АЗС или котельной АЗС.
На территории АЗС не допускается размещение помещений категорий А, Б (за исключением помещений для оборудования, которое относится к технологической системе АЗС и не являются резервуарами хранения жидкого моторного топлива, СУГ и СПГ) и Г (за исключением котельной).
В помещениях сервисного обслуживания транспортных средств не допускается предусматривать технологические процессы, в которых обращаются горючие газы, легковоспламеняющиеся жидкости, а также горючие пыли.
Здания и сооружения, расположенные на территории АЗС, должны быть одноэтажные, I, II или III степени огнестойкости класса С0 или С1, или IV степени огнестойкости класса С0. Допускается проектирование двухэтажных зданий I или II степени огнестойкости класса С0 общей площадью не более 150 м2, в которых отсутствуют складские помещения для хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей.
Опоры и несущие конструкции эстакад для прокладки трубопроводов с топливом и его парами должны изготавливаться из негорючих материалов и иметь предел огнестойкости не менее R60. В случае прокладки трубопроводов СПГ указанные опоры и конструкции должны сохранять свои функциональные свойства при воздействии на них аварийных проливов криогенных жидкостей.
На территории АЗС допускается предусматривать котельные только для нужд АЗС. При проектировании котельной АЗС следует предусматривать автоматизированные водогрейные котлы с температурой теплоносителя не выше 80 оС. Следует применять электрические котлы или котлы, предназначенные для работы на дизельном топливе (за исключением АЗС с надземными резервуарами для хранения жидкого моторного топлива, АГЗС с одностенными резервуарами и КриоАЗС с резервуарами СПГ в кожухе) с температурой вспышки более 45 оС.
При проектировании котельных многотопливных АЗС, АГНКС, КриоАЗС и АГЗС (кроме АГЗС с одностенными резервуарами) допускается применение автоматизированных водогрейных котлов с использованием в качестве топлива природного газа, в том числе, регазифицированного.
Вывод дымовых газов в атмосферу должен быть предусмотрен через дымовую трубу, выполненную из негорючих материалов и размещаемую с наружной стороны стены здания ко-тельной, обращенной не в сторону оборудования технологической системы АЗС и площадки для АЦ. Дымовая труба должна оснащаться искрогасителем, установленным на выходе дымовых газов.
Котельные на дизельном топливе должны размещаться в отдельно стоящем одноэтажном здании I или II степени огнестойкости классов С0, С1. Котельные на дизельном топливе допускается пристраивать к отдельно стоящим зданиям I или II степени огнестойкости классов С0, С1, предназначенным для персонала АЗС или мойки транспортных средств.
Оборудование хранения и линии подачи дизельного топлива к котлу должно отвечать требованиям настоящего свода правил, предъявляемым к технологическим системам АЗС с подземным расположением резервуаров для хранения жидкого моторного топлива. При этом с наружной стороны здания котельной на трубопроводе подачи топлива к котлу устанавливается запорная арматура и обратный клапан, закрывающийся при отключении насоса указанной линии.
На территории АЗС не допускается устройство подземных воздушных пространств (тоннели, каналы), не предназначенных для обращения в них топлива и/или его паров, а также подземных помещений и подпольных пространств, в которые возможно поступление топлива и/или его паров в результате аварийной ситуации. Прокладка трубопроводов с топливом под зданиями АЗС и со стороны эвакуационных выходов не допускается.
Помещения для персонала АЗС, включая операторную, допускается предусматривать в зданиях сервисного обслуживания водителей, пассажиров или их транспортных средств. При этом указанные помещения должны быть выполнены в конструкциях, соответствующих степени огнестойкости и классу конструктивной пожарной опасности основного здания, отделяться от помещений сервисного обслуживания водителей, пассажиров или их транспортных средств противопожарными перегородками первого типа и перекрытиями третьего типа.
Допускается предусматривать место оператора в помещениях сервисного обслуживания водителей и пассажиров при условиях размещения кабелей электропитания электрических агрегатов технологической системы в специальном помещении электрической щитовой, управления работой технологической системы и обесточивания электропитания АЗС оператором посредством слаботочной системы управления, а также обеспечения возможности визуального контроля за технологическими операциями оператором АЗС.
В зданиях сервисного обслуживания транспортных средств допускается предусматривать не более трех постов технического обслуживания. Помещения различной функциональной пожарной опасности должны разделяться противопожарными перегородками первого типа.
При проектировании АЗС, предназначенных для размещения в населенных пунктах, до-пускается предусматривать помещения постов технического обслуживания только легковых автомобилей.
В случае, если выход из зданий АЗС расположен на расстоянии менее 15 м от площадок АЦ, заправочных островков, резервуаров (сосудов) для хранения топлива и размещенного вне зданий наземного и надземного оборудования, в котором обращаются горючие газы и/или жидкости, то следует предусмотреть дополнительный эвакуационный выход, размещаемый на расстоянии более 15 м от указанных выше сооружений и оборудования или в противоположную от них сторону.
Навесы должны быть выполнены из негорючих материалов. В покрытии (за исключением несущих конструкций) навесов высотой не менее 4 м над заправочными островками для легковых автомобилей допускается использование материалов группы горючести Г1 – Г2.
Устройство навесов над площадками для АЦ и над надземными резервуарами для хранения жидкого моторного топлива, СУГ и СПГ не допускается, за исключением навесов на площадках слива СПГ из АЦ в зоне работы оператора, без перекрытия навесами АЦ и резервуаров.
Размещение ПАЗС в пределах населенных пунктов допускается только на территории традиционных АЗС в период проведения на АЗС регламентных и ремонтных работ, не связанных с огневыми работами, заполнением и выдачей топлива с использованием оборудования этих АЗС. Во время нахождения ПАЗС на территории традиционных АЗС эксплуатация зданий сервисного обслуживания не допускается. ПАЗС следует устанавливать на специально оборудованных для этой цели площадках, предусматриваемых в районах, недостаточно обеспеченных АЗС других типов.
Места расположения площадок для установки ПАЗС должны соответствовать требованиям, предъявляемым сводом правил СП 156.13130.2014 к АЗС с надземными резервуарами, и следующим дополнительным положениям:
- на территории традиционных автозаправочных станций ПАЗС должны разме-щаться рядом с заправочным островком на одном из проездов таким образом, чтобы был обеспечен безопасный подъезд транспортных средств для заправки по противоположному проезду, относящемуся к этому островку. При этом спереди и сзади ПАЗС следует устанавливать временные ограждения;
- площадку для установки ПАЗС следует выбирать, исходя из условия возможно-сти только одностороннего подъезда к ней транспортных средств с продольной стороны ПАЗС;
- расстояние от ПАЗС до приемных колодцев ливневой канализации должно быть не менее 10 м;
- площадка для установки ПАЗС и подъезды к ней должны иметь твердое покрытие, исключающее проникновение топлива в грунт;
- площадка для установки ПАЗС должна быть оснащена устройством подсоединения заземления ПАЗС.
Место установки ПАЗС должно иметь соответствующую охранную разметку. Местом стоянки ПАЗС в нерабочее время должен быть гараж.
Размещение и оснащение площадок передвижных автомобильных газонаполнительных и газозаправочных станций должно отвечать требованиям, предъявляемым к размещению и оснащению площадок стационарных автомобильных газонаполненных компрессорных и газозаправочных станций соответственно.
Расстояние от сосудов передвижной автомобильной газонаполнительной станции и резервуара передвижной автомобильной газозаправочной станции до раздаточных колонок не нормируется в случае, если ее технологическая система отвечает следующим требованиям:
- резервуар (сосуды) хранения газового топлива должен быть защищен от разгерметизации вследствие воздействия на него опасных факторов пожара транспортного средства с учетом возможного разрушения баллонов его топливной системы в той степе-ни, как и при подземном расположении резервуара (сосудов);
- уплотнения в разъемных соединениях, расположенных между резервуаром передвижной автомобильной газозаправочной станции и первой запорной арматурой, обеспечивающей перекрытие места выхода СУГ и его паров из указанного резервуара в окружающее пространство, должны быть дублированы. Эти соединения должны быть оснащены системой постоянного автоматического контроля герметичности пространства между дублирующими друг друга уплотнениями, обеспечивающей при его разгерметизации автоматические сигнализацию персоналу АГЗС, перекрытие отходящих от резервуара трубопроводов, отключение насосов СУГ и раздаточных колонок;
- резервуар передвижной автомобильной газозаправочной станции должен быть оснащен устройствами, автоматически предотвращающими выход из него СУГ и его паров через трубопроводы выдачи и возврата паровой фазы СУГ при аварийных расходах газа по указанным трубопроводам;
- резервуар передвижной автомобильной газозаправочной станции должен быть оснащен устройствами, обеспечивающими при включении ее автомобильного двигателя автоматическое отключение насосов СУГ и раздаточных колонок, перекрытие трубопроводов выдачи СУГ и возврата паров СУГ из раздаточных колонок. При этом следует обеспечить возможность перекрытия указанных устройств, отключение насосов СУГ и раздаточных колонок из безопасного места;
- технологическая система передвижной газонаполнительной станции должна обеспечивать возможность дистанционного (не требующего присутствия людей в зоне загазованности парами СУГ с концентрацией выше 20% от НКПР) сброса избыточного давления природного газа из ее оборудования на сбросные трубы. Выпускное отверстие сбросной трубы должно располагаться выше транспортного средства, допускаемого к заправке, не менее чем на 1 м.
При этом конструкции передвижных автомобильных газонаполнительных и газозаправочных станций или способ их установки на площадках должны исключать возможность наезда транспортных средств на технологические системы указанных АЗС.
Установка защитного экрана у резервуара СУГ допускается не более чем, с одной стороны. При этом между ними на высоте 50 - 100 мм от поверхности площадки передвижной АГЗС следует устанавливать датчики сигнализаторов довзрывоопасных концентраций, обеспечивающие при достижении концентрации паров СУГ величины, превышающей 20% от их нижнего концентрационного предела распространения пламени, автоматические сигнализацию персоналу АГЗС, перекрытие отходящих от резервуара трубопроводов, отключение насосов СУГ и раздаточных колонок. Защитный экран следует располагать, как правило, параллельно преобладающему направлению ветров (по годовой "розе ветров").
Транспортные средства блоков хранения топлива передвижных автомобильных газонаполнительных и газозаправочных станций должны отвечать требованиям ДОПОГ.
Минимальные расстояния от технологического оборудования и сооружений топливозаправочного пункта жидкого моторного топлива до зданий, сооружений и наружных установок предприятия, на котором он размещается, следует принимать в соответствии с СП 156.13130.2014.
Минимальные расстояния от АГЗС с подземными одностенными резервуарами до зданий и сооружений автотранспортного предприятия или автотранспортного участка производственного предприятия, на котором она эксплуатируется в качестве топливозаправочного пункта, допускается принимать в соответствии с таблицей Д.1 СП 156.13130.2014, при условии, если в конструкции ее технологической системы предусмотрены дистанционные (из операторной или другого безопасного места) перекрытия первой от резервуаров запорной арматуры на подводящих и отводящих к ним трубопроводах СУГ и его паров, а также аварийный сброс из надземных участков указанных трубопроводов избыточного давления паров СУГ на сбросные трубы.
Минимальные расстояния от других АГЗС с одностенными резервуарами до зданий, сооружений и наружных установок автотранспортного предприятия (автотранспортного участка производственного предприятия), на котором она эксплуатируется в качестве топливозаправочного пункта, следует принимать в соответствии с приложением Е к своду правил СП 156.13130.2014.
Минимальные расстояния от КриоАЗС с резервуарами СПГ в кожухе до зданий и сооружений автотранспортного предприятия или автотранспортного участка производственного предприятия, на котором она эксплуатируется в качестве топливозаправочного пункта, допускается принимать в соответствии с таблицей Д.1 СП 156.13130.2014 при условии увеличения расстояний от указанных резервуаров и площадки для АЦ СПГ, регламентированных в строках 1-5 таблицы Д.1, на 30%.
Минимальные расстояния от КриоАЗС с резервуарами СПГ в кожухе, эксплуатируемой в качестве топливозаправочного пункта автотранспортного участка производственного предприятия до зданий, сооружений и наружных установок этого предприятия, не относящихся к указанному автотранспортному участку, следует определять в соответствии с приложением Ж к своду правил СП 156.13130.2014.


1.2.2 Требования к оснащению и оборудованию автозаправочных станций для  жидкого моторного топлива

Оборудование технологических систем АЗС должно обеспечивать осуществление операций по приему, хранению и выдаче топлива, опорожнению и обесшламливанию (удалению подтоварной воды), а также по испытанию на герметичность только закрытым способом (за исключением наполнения топливных баков транспортных средств).
Конструкция резервуаров должна предусматривать возможность проведения механизированной пожаровзрывобезопасной очистки от остатков хранимого топлива, дегазации и продувки при их ремонте.
Запорная арматура, устанавливаемая на топливном оборудовании, должна быть выполнена по классу герметичности не ниже В по ГОСТ 9544.
Крышки, заглушки и соединения фланцев, патрубков, штуцеров и т.п., расположенных на топливном оборудовании АЗС, должны быть снабжены прокладками, выполненными из неискрообразующих материалов, устойчивых к воздействию нефтепродуктов и окружающей среды в условиях эксплуатации, и соединены с обеспечением герметичности.
Указанные крышки и заглушки, которые предусматривается открывать при эксплуатации АЗС, должны быть выполнены из неискрообразующих материалов.
Стенки технологических шахт резервуаров и колодцев, в которых размещается оборудование с топливом или его парами, а также имеется свободное пространство, должны быть выполнены из негорючего материала. В остальных случаях допускается использование материалов группы горючести Г1-Г2. Устройство крышек технологических шахт или колодцев, в которых имеется указанное оборудование, должно исключать возможность попадания в них атмосферных осадков и искрообразования при открытии-закрытии крышек. Крепление крышек должно обеспечивать сброс избыточного давления при возможном воспламенении паров топлива внутри шахт и колодцев (самооткидывание крышки с исключением возможности ее отрыва). Высота наземной части этих шахт и колодцев должна быть не менее 0,2 м.
Конструкция резервуаров для хранения топлива должна исключать необходимость про-ведения сварочных работ на их стенках при монтаже на строительной площадке.
Для контроля заземления АЦ следует применять специализированные автоматизированные устройства заземления, осуществляющие автоматическое прекращение наполнения резервуара или сигнализацию при неисправности системы заземления АЦ.
На АЗС следует предусматривать централизованное отключение электропитания.
Технологические системы, наполнение резервуаров которых предусматривается посредством их насосного оборудования, должны быть оснащены (независимо от автоматического выключения насосов) ручными выключателями электропитания этого оборудования, располагаемыми как в помещении операторной, так и у насосов или площадки для АЦ.
На АЗС должны быть установлены знаки о расположении пожарного водоема, водозаборных колодцев или пожарного гидранта, габаритные знаки для АЗС, имеющих навесы. На видных местах должны быть вывешены плакаты, где перечислены обязанности водителя при заправке автомобиля.
     Бетонные и асфальтовые покрытия территории АЗС и подъезды от автомагистралей не должны иметь дефектов.
     Территория АЗС в темное время суток должна быть освещена в соответствии с существующими нормами. Особое внимание должно быть уделено освещению мест заправки и сли-ва нефтепродуктов.
     АЗС должна быть оснащена телефонной и громкоговорящей связью.
     Оснащенность АЗС средствами измерений, техническое обслуживание, порядок эксплуатации, хранения и сбережения их должны осуществляться в соответствии с Табелем оснащенности АЗС средствами измерений.
     На АЗС должны быть вывешены таблички с указанием фамилии дежурного оператора, времени работы АЗС, схемы расположения ближайших АЗС с указанием порядка отпуска нефтепродуктов на них.
     На каждой колонке должны быть нанесены ее порядковый номер и марка отпускаемого нефтепродукта.
     На каждой АЗС, согласно требований Правил технической эксплуатации автозаправочных станций, должна быть следующая документация:
- документ о регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;
- паспорт АЗС с технологической и электрической схемами, схемами молниеза-щиты и заземления;
- Правила технической эксплуатации АЗС;
- паспорта на резервуары;
- формуляры (паспорта), руководства по эксплуатации на топливо- и маслораздаточные колонки, журналы учета работы ТРК (ГРК);
- градуировочные таблицы на резервуары;
- план и порядок действий персонала АЗС при возникновении и ликвидации возможных аварийных и чрезвычайных ситуаций, согласованный с компетентными организациями в установленном порядке;
- инструкции по: охране труда работников АЗС при выполнении всех технологических операций, при выполнении работ по обслуживанию и ремонту технического и технологического оборудования; пожарной безопасности; эксплуатации очистных сооружений;
- паспорта технического и технологического оборудования: систем вентиляции и кондиционирования воздуха, водоснабжения, отопления, электродвигателей, насосов и т.д.;
- инструкции работников АЗС по исполнению функциональных обязанностей;
- журнал учета поступления нефтепродуктов;
- журнал учета ремонта технического и технологического оборудования;
- сменный отчет (в соответствии с действующей документацией);
- график поверки на все средства измерения (СИ) и свидетельства или иные документы, подтверждающие факт выполнения поверки СИ;
- книга жалоб и предложений;
- утвержденный прейскурант цен на товары и услуги;
- паспорта (сертификаты) качества на товары;
- документация о выполнении всех видов проверок и испытаний электрического оборудования АЗС;
- приказы руководства организации о назначении лиц, ответственных за эксплуатацию АЗС, эксплуатацию электрооборудования, метрологическое обеспечение.

1.2.3 Требования к оснащению и оборудованию многотопливных и газовых автозаправочных станций

Все оборудование, компоненты, трубопроводы и арматура должны выполнять предназначенные функции при установленном рабочем давлении, составе газа, температуре, погодных условиях, обеспечивая безопасность в нормальных условиях и в случае возможных отказов оборудования.
Оборудование, применяемое на автозаправочных станциях, подпадающее под действие технических регламентов, должно пройти соответствующую оценку соответствия.
Оборудование, применяемое на автозаправочных станциях, должно иметь паспорта и руководства по эксплуатации организаций-изготовителей.
Техническое обслуживание и ремонт оборудования должны выполняться в соответствии с требованиями, установленными Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», «Требованиями к производству сварочных работ на опасных производственных объектах», а также требованиями изготовителей оборудования.
Устройства аварийного отключения газа должны быть обозначены для легкого распознавания.
Газы, подаваемые на автозаправочные станции, подлежат контролю и должны соответствовать требованиям национальных стандартов и требованиям, установленным изготовителем оборудования.
Электрооборудование, располагаемое в непосредственной близости от любого компрессора, резервуара или другого оборудования, должно быть установлено в соответствии с требованиями технического регламента Таможенного союза "О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах" (TP ТС 012/2011), утвержденного Решением комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. № 825.
Эксплуатирующиеся АЗС оснащаются системами безопасности, которые должны обеспечить:
- исключение превышения избыточного давления в любой части автозаправочной станции и газопроводах;
- исключение неконтролируемого выброса газа;
- срабатывание автоматически управляемой системы безопасности при достижении величины максимального рабочего давления;
- аварийный останов автозаправочной станции;
- бесперебойную подачу газа к дозирующим устройствам;
- свободный сброс газа от сбросных клапанов при превышении допустимого давления.
В процессе эксплуатации не допускается закрывать концы сбросных и продувочных трубопроводов.
Все элементы технологической системы автозаправочной станции должны быть защищены от механических повреждений и быть доступными для осмотра.
Автозаправочная станция должна быть оборудована системой безопасности останова станции. К системам безопасности останова станции относятся:
- аварийные автоматические системы безопасности;
- устройства хранения газа;
- технические устройства, которые распределяют (выдают, отпускают) газомоторное топливо в баллоны, установленные на транспортных средствах (далее - раздаточные колонки);
- кнопка аварийного останова технологической системы заправочной станции.
Элементы систем контроля должны соответствовать требованиям, установленным TP ТС 012/2011.
Насосы для СПГ для предотвращения протечки через уплотнения насоса необходимо обеспечить средствами контроля утечки через данные уплотнения и при необходимости обеспечить останов насоса и прекращение подачи СПГ к насосу. Алгоритм контроля определяется проектной организацией.
Площадка зданий, сооружений и оборудования для приема, подготовки и хранения сжатого природного газа, а также складская площадка с резервуарами СУГ должны иметь самостоятельные ограждения, которые обозначают территорию, закрытую для посторонних лиц, и выполнены из негорючих материалов, не препятствующих свободному проветриванию. В местах въездов-выездов с территории указанных площадок должны быть предусмотрены ограничители проезда.

1.2.4 Требования к оснащению и оборудованию передвижных автозаправочных  станций

Шасси базового автомобиля ПАЗС должно отвечать требованиям ГОСТ 33666.
В специальное оборудование ПАЗС, монтируемое на шасси автомобилей или прицепов, входят следующие составные части:
- цистерна с наливной горловиной;
- шкаф со счетно-раздаточными устройствами;
- боковые ящики;
- бензоэлектрический агрегат.
Цистерна ПАЗС в большинстве случаев имеет эллиптическую форму. В цистерне имеется заборная труба. Сверху к цистерне приварен штуцер с фланцем для крепления наливной горловины с люком. Чтобы водитель-заправщик мог подняться к горловине, на цистерне имеются скобы-поручни.
Наливная горловина цистерны предназначена для заливки горючего и для производства монтажных работ внутри цистерны. Диаметр лаза – 652 мм, позволяет человеку при необходимости свободно пролезть в цистерну. К корпусу люка приварены штуцеры для установки дыхательного клапана и указателя уровня топлива.
Счетно-раздаточные устройства размещают в шкафу каркасного типа, устанавливаемом либо сзади цистерны, либо с левой стороны по ходу ПАЗС. В транспортном положении раздаточные рукава с раздаточными кранами крепятся на боковых стенах шкафа. Шкаф имеет электроосвещение.
В боковых ящиках, устанавливаемых на кронштейнах вдоль цистерны, размещаются инструмент, противопожарный инвентарь и др.
Выдача топлива осуществляется насосом с приводом или от двигателя шасси, или от электродвигателя.
Источником электрической энергии является бензоэлектрический агрегат. Так же оборудование ПАЗС может работать и от внешнего источника электроэнергии.
Единичная емкость резервуаров (камер) ПАЗС, предназначенных для использования на территории населенных пунктов, не должна превышать 10 м3, а ПАЗС, предназначенных для использования вне населенных пунктов, – 20 м3.
Использование автотопливозаправщиков в качестве ПАЗС запрещается.
Технологическая система ПАЗС должна отвечать требованиям, предъявляемым к техно-логической системе АЗС с надземным расположением резервуаров, при этом:
- использование одностенных резервуаров и двустенных с одностенным перекрытием не допускается;
- система непрерывного автоматического контроля за герметичностью межстенного пространства резервуара ПАЗС должна обеспечивать сохранение своей работоспособности как во время движения ПАЗС (с учетом возможных вибраций), так и при остановке ПАЗС;
- дублирование элементов системы предотвращения переполнения резервуаров ПАЗС допускается не предусматривать;
- предохранительные мембраны резервуаров ПАЗС должны быть защищены от механических повреждений с обеспечением сохранения площади сбросного сечения при возможном опрокидывании ПАЗС. Оснащение резервуаров ПАЗС предохранительными клапанами взамен предохранительных мембран не допускается;
- высота верхнего среза трубопровода линии деаэрации резервуара ПАЗС, определяемая от уровня проездов для транспортных средств на месте установки ПАЗС, должна быть не менее 2,5 м;
- дыхательный клапан должен быть установлен над резервуаром ПАЗС с обеспечением проветривания окружающего его пространства. Конструкция дыхательного клапана должна обеспечивать предотвращение выхода через него жидкой фазы топлива при опрокидывании ПАЗС.
Допускается использование для нескольких ТРК общего трубопровода подачи бензина или дизельного топлива из резервуара ПАЗС при условии наличия запорной арматуры на этом трубопроводе перед каждой ТРК.
Внутренний резервуар должен быть оборудован устройствами, предотвращающими образование в нем волны топлива при движении ПАЗС.
Все подходящие к резервуару ПАЗС трубопроводы должны быть выполнены только с верхней разводкой. Места врезки (соединения патрубков, смотровых окон, штуцеров) в резервуар должны располагаться выше уровня топлива при номинальном заполнении резервуара.
Конструкция ПАЗС должна обеспечивать возможность заполнения резервуара ПАЗС с полным опорожнением трубопровода наполнения от жидкого топлива. На трубопроводе наполнения в месте подсоединения его к резервуару должен быть установлен огнепреградитель. Указанный трубопровод должен быть оснащен запорной арматурой, устанавливаемой у заправочной муфты (если последняя не является самозакрывающейся при расстыковке соединения) и над цистерной.
ТРК должны устанавливаться в технологическом отсеке, располагаемом в задней торцевой части (днище) резервуара ПАЗС. Технологический отсек должен быть оборудован поддоном для сбора утечек топлива.
Электропитание ТРК должно осуществляться либо от независимого источника (при установке ПАЗС на территории АЗС с подземным расположением резервуаров для хранения топлива), либо от электрогенератора или аккумуляторов ПАЗС. Расстояние от технологического отсека и дыхательного клапана до моторного отсека, выпускной трубы базового автомобиля, электрогенератора и аккумуляторов должно быть не менее 3 м.
Подсоединительные разъемы кабелей электропитания и сигнальных кабелей должны иметь механические крепления, предотвращающие случайное их отсоединение. Отключение электропитания насосов линии выдачи должно обеспечиваться из технологического отсека и кабины водителя ПАЗС.
На линиях выдачи рекомендуется предусматривать погружные насосы, жестко устанавливаемые в резервуаре на расстоянии не менее чем 0,05 м выше нижнего среза трубопровода наполнения.
В случае, если установка насосов линий выдачи топлива предусмотрена в технологическом отсеке ПАЗС или конструкция погружных насосов не обеспечивает прекращение поступления топлива по трубопроводу этой линии по принципу «сифона», указанный трубопровод следует оснащать обратным клапаном, который должен препятствовать обратному току топлива при обесточивании насосов и открываться только при достижении разрежения или давления в этом трубопроводе, соответствующих разрежению или давлению, создаваемым насосом линии выдачи. Обратный клапан должен быть установлен либо внутри резервуара, либо в верхней точке трубопровода выдачи топлива. Над резервуаром (у места подсоединения трубопровода линии выдачи к резервуару) должна быть установлена запорная арматура.
Выдача топлива потребителям самотеком запрещается.
Исполнение оборудования ПАЗС должно предусматривать возможность проведения периодических гидравлических или пневматических (инертным газом) испытаний резервуара и трубопроводов на герметичность в соответствии с требованиями документации на технологическую систему ПАЗС, а также возможность пожаровзрывобезопасной очистки резервуаров от остатков хранимого топлива закрытым способом, дегазации и проветривания при подготовке их к ремонту.
Конструктивное исполнение ПАЗС или способ ее установки должны предотвращать возможность ее повреждения вследствие наезда на нее транспортных средств на территории площадки ПАЗС.

1.3 Средства доставки нефтепродуктов на автозаправочные станции

Доставка нефтепродуктов на АЗС производится в соответствии с проектом и может осуществляться автомобильным, железнодорожным, трубопроводным или водным транспортом.



1.3.1 Автомобильные средства доставки топлива

Автомобильные цистерны для транспортирования нефтепродуктов относятся к специализированным автотранспортным средствам, у которых вместо кузова установлены цистерна и специальное оборудование.
Автомобильные цистерны для нефтепродуктов классифицируют по следующим признакам:
- тип базового шасси;
- вид топлива;
- назначение;
- нагрузка на оси базового шасси;
- проходимость базового шасси;
- тип несущего элемента базового шасси.
В качестве базовых шасси автомобильных цистерн применяются базовые модели грузовых автомобилей, прицепов и полуприцепов, предусмотренные типажом.
Классификация автомобильных цистерн по видам перевозимых нефтепродуктов обусловливается различием их физико-химических свойств. В паспортах на цистерны указывается плотность нефтепродуктов, для которых они предназначены. При транспортировании более тяжелых нефтепродуктов в том же объеме увеличиваются осевые нагрузки. Это уменьшает срок службы базового автомобиля. Недолив цистерн при заполнении более тяжелым нефтепродуктом снижает эффективность их использования.
По назначению и выполняемым функциям цистерны для нефтепродуктов разделяются на транспортные и заправочные (ГОСТ 33666). Транспортные цистерны предназначены только для перевозки нефтепродуктов. Заправочные цистерны наряду с перевозкой осуществляют выдачу нефтепродуктов через специальные раздаточные системы в топливные баки автомобилей.
Параметры автомобильных цистерн регламентируются параметрами базовых шасси: грузоподъемностью, допустимой полной массой, габаритными размерами, проходимостью и т.п. Поэтому цистерны для нефтепродуктов так же, как базовые шасси, подразделяются на две группы. Цистерны группы Б для эксплуатации на всех автомобильных дорогах общей сети и цистерны группы А для эксплуатации на автомобильных дорогах с капитальными (цементобетонными, асфальтобетонными и т.п.) покрытиями.
Проходимость автомобилей-цистерн является одним из важных эксплуатационных качеств. Она характеризуется способностью автомобильных цистерн двигаться по местности и бездорожью, а также по мягким грунтовым дорогам. По проходимости автомобильные цистерны можно разделить на автомобильные цистерны на базовых шасси автомобилей обычной проходимости и автомобильные цистерны на базовых шасси автомобилей повышенной проходимости.
По типу несущего элемента базового шасси автомобилей различают цистерны рамной и безрамной конструкции. Подавляющее большинство цистерн выполнены с использованием жесткой рамы базового шасси автомобилей. Однако стремление к увеличению полезной нагрузки за счет массы рамы привело к созданию цистерн безрамной конструкции. Безрамная (несущая) конструкция имеет ряд существенных преимуществ: позволяет изменить длину изделия и его базу; центр тяжести изделия расположен ниже; меньше металлоемкость изделия. К недостаткам можно отнести сложность конструкции. В последнее время несущую конструкцию применяют при разработке прицепов-цистерн и полуприцепов-цистерн большой емкости.
Автомобильные цистерны по вместимости подразделяются на три класса. Цистерны с полной вместимостью до 5 м3 относятся к классу цистерн малой вместимости. Они применяются для транспортирования на небольшие расстояния нефтепродуктов и их выдачи мелкими партиями, например, от складов и нефтебаз на предприятия промышленности и полевые заправочные пункты. Автомобильные цистерны с полезной емкостью от 5 до 10 м3 относятся к классу цистерн средней вместимости и применяются для массовых перевозок нефтепродуктов в промышленности и сельском хозяйстве. Автомобильные цистерны с полезным объемом свыше 10 м3 относятся к классу цистерн большой вместимости и применяются для транспортирования нефтепродуктов от нефтебаз в отдаленные районы и осуществления междугородных перевозок. В соответствии с классификацией ГОСТ введено условное обозначение цистерн, которое включает следующие основные классификационные признаки: тип базового шасси (автомобиль - А, прицеп - П, полуприцеп - ПП), тип цистерны (транспортная - Ц, топливозаправочная - ТЗ), номинальная вместимость (в м3), марка базового шасси.
Примеры условных обозначений: транспортная цистерна вместимостью 8000 л, смонти-рованная на шасси автомобиля МАЗ-5334 - АЦ-8-5334; топливозаправочная цистерна вместимостью 3800 л, смонтированная на шасси автомобиля ЗИЛ-130 - АТЗ-3,8-130; транспортная цистерна, вместимостью 5600 л, смонтированная на базе узлов колесного хода прицепа ГКБ-817 - ПЦ-5,6-817.

1.3.1.1 Устройство автомобильных цистерн для нефтепродуктов

     Автомобиль-цистерна состоит из трех основных частей; силовой установки, шасси и специального оборудования. Прицеп и полуприцеп-цистерна состоят из элементов несущей системы и специального оборудования. В качестве элементов несущей системы используют базовые шасси прицепов, полуприцепов или саму цистерну с элементами колесного хода.
     Силовая установка является источником механической энергии необходимой для движения автомобиля-цистерны и привода насоса. Шасси представляет собой совокупность механизмов, обеспечивающих движение автомобиля-цистерны и управление ею, и элементов несущей системы, служащих для размещения специального оборудования.
     Специальное оборудование автомобиля-цистерны включает устройства и системы, обеспечивающие сохранность качества транспортируемых нефтепродуктов и сокращение за-трат времени и труда на выполнение сливоналивных операций.
     Как правило, оно состоит из: цистерны в сборе; крышки горловины цистерны в сборе; гидравлической системы с насосом и арматурой технологической обвязки гидравлической системы: комплекта вспомогательного оборудования (КИП, рукава, шланги, ящики, пеналы); комплекта запасных частей, инструмента и принадлежностей (ЗИП); комплекта противопожарного оборудования.
     Цистерну в сборе устанавливают вместо грузового кузова на раме базового шасси и закрепляют таким образом, чтобы их продольные оси находились в одной вертикальной плоскости. Это необходимо для равномерного распределения нагрузки на правый и левый лонжероны рамы. Положением цистерны на раме базового шасси в горизонтальной плоскости достигаются допустимые нагрузки на переднюю и заднюю оси базового шасси.
     Крепление цистерны к раме осуществляется специальными устройствами, предотвращающими возникновение в ней недопустимых величин при ее закручивании во время движения по разбитым дорогам.
     На цистерне установлены площадки и лестницы для доступа к горловине.
     Горловина цистерны обеспечивает: доступ во внутреннюю полость цистерны для осмотра ее поверхностей и выполнения ремонтных работ; компенсацию температурного расширения транспортируемых нефтепродуктов. Горловина закрывается крышкой. На крышке горловины имеются дыхательные клапаны, устройство крепления реечного указателя для замера уровня нефтепродукта в цистерне, штуцер для подсоединения трубопроводов газовой обвязки и наливные люки.
     Гидравлическая система транспортной цистерны состоит из самовсасывающего насоса, арматуры и трубопроводов. Она обеспечивает выполнение различных сливно-наливных операций.
     Самовсасывающий насос устанавливается в основном на автомобилях-цистернах и полуприцепах-цистернах. Его привод осуществляется от двигателя базового шасси через коробку отбора мощности (КОМ) и карданный вал. На прицепах-цистернах устанавливают ручные поршневые насосы для выдачи нефтепродуктов в мелкую тару и выполнения зачистных работ.
     Комплект узлов и деталей электрооборудования обеспечивает освещение рабочих мест, сигнализацию предельного уровня нефтепродукта в цистерне, габаритное освещение и т.п.
     Размещение элементов гидравлической системы и электрооборудования на автомобильных цистернах различно и зависит от типа базового шасси, состава и размещения специального оборудования изделия и др.
     Для подсоединения автомобильных цистерн к резервуарам нефтебаз и АЗС предусмотрены напорно-всасывающие рукава, которые состоят из секций и в транспортном положении укладываются в пеналы. С обоих концов рукава закрываются заглушками. Пеналы крепятся к цистерне с двух сторон на специальных кронштейнах.

1.3.1.2 Устройство автомобильных цистерн для сжиженных углеводородных газов

Автомобильные цистерны (далее АЦ) предназначены для транспортирования, хранения, заполнения стационарных емкостей сжиженными углеводородными газами (СУГ), а также для заправки газовых баллонов автомобилей и бытовых баллонов на специальных площадках.
Автоцистерна представляет собой сосуд, установленный на среднетоннажное шасси автомобиля. В конструкции автоцистерны учтены требования европейского соглашения о международной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) в части установки устройств, исключающих аварийный выход СУГ. АЦ должны быть оснащены устройствами, автоматически предотвращающими выход СУГ и СПГ из транспортной емкости при аварийных расходах газа по сливоналивным коммуникациям, в том числе и при аварийной разгерметизации этих коммуникаций. Эти устройства, указанные в Правилах перевозок грузов автомобильным транспортом (2020 г.), должны отвечать требованиям  ДОПОГ в части защиты от механических повреждений и воздействия пламени, способных привести к отказу указанных устройств.
Сосуд имеет геометрическую вместимость, которая обеспечивает максимально эффективное использование грузоподъемности шасси. Применение, при изготовлении сосуда, технологии автоматической сварки и комплекс испытаний (100% контроль сварных швов методами ультразвукового, рентгенографического и рентген-телевизионного контроля, механические, пневматические и гидравлические испытания автоцистерны на прочность и герметичность) обеспечивают высокое качество, надежность и безопасность сосуда автоцистерны в течение 20 лет.
На сосуде размещены:
- люк-лаз диаметром 500 мм, для внутреннего осмотра;
- герконовый цифровой уровнемер, для контроля уровня СУГ с высокой точно-стью (± 1%), обеспечивающий стабильность измерений в широком температурном диапазоне (-50 ; +60 оС), виброустойчивость и долговечность работы питающийся от литиевого аккумулятора с периодичностью замены раз в три года;
- два предохранительных клапана, для защиты сосуда от повышения давления выше рабочего, которые могут выдерживать повышенные динамические нагрузки и не имеют выступающих за габариты сосуда элементов.
В наиболее защищенном месте (внутри рамы шасси) установлен шиберный насос производительностью до 300 л/мин. Он позволяет быстро перекачивать СУГ из автоцистерны в стационарную емкость и наполнять газовые баллоны любого типа. Привод насоса осуществляется от коробки отбора мощности через карданный вал. Это обеспечивает автономность и позволяет осуществлять выдачу сжиженного газа и заправку газовых баллонов автомобилей без использования внешнего источника энергии.
Конструкция насоса обеспечивает компенсацию износа его полимерных лопастей, высоконадежное торцевое уплотнение, повышенную прочность и выносливость вследствие применения роликовых подшипников для больших нагрузок. В насосе имеется встроенный перепускной клапан. Совместно с насосом при заправке газовых баллонов используется байпасный клапан, который регулирует поток сжиженного газа путем плавного непрерывного отвода его обратно в сосуд.
Измерение отпускаемого объема осуществляется расходомером поршневого типа. Расходомер снабжен фильтром, газоотделителем и дифференциальным клапаном.
Питание электрооборудования осуществляется от бортовой сети автоцистерны.
В узле сливо-наливных коммуникаций автоцистерны размещены:
- трубопроводы жидкой и паровой фазы;
- запорная арматура;
- виброустойчивые манометры;
- расходомер для учета сжиженного газа отпускаемого в баллоны газобаллонных автомобилей;
- весовое устройство для безопасного наполнения бытовых баллонов.
Коммуникации закрыты кожухом, который оборудован дверками с замками и телескопическими газовыми стойками.
Необходимо предусматривать применение только АЦ СПГ с автоматической (при отсутствии сигнала контроля слива) остановкой выдачи СПГ из АЦ. Сигнал контроля слива должен подаваться непрерывно либо периодически (с промежутками не более трех минут) находящимся на площадке слива лицом, отвечающим за контроль слива СПГ. Площадка слива должна быть оснащена датчиком обнаружения утечки, при срабатывании которого происходит закрытие устройства слива в соответствии в требованиями п. 6.30 СП 156.
На АЦ и на КриоАЗС в любом случае должны быть предусмотрены устройства аварийного останова слива СПГ со свободным доступом к ним для последующей активации лицами, отвечающими за контроль слива СПГ.



1.3.2 Железнодорожные средства доставки нефтепродуктов

Перевозка нефтепродуктов железнодорожным транспортом осуществляется в специальных вагонах-цистернах, которые производятся из высококачественной листовой стали, толщиной более 8 мм. Внутреннее покрытие этих цистерн должно быть маслобензостойким и паростойким, а также должно удовлетворять электростатической и искробезопасности. Грузоподъёмность таких цистерн варьируется от 50 до 120 тонн, но чаще используют цистерны на 50, 60 и 120 тонн. Заливка (погрузка) топлива в цистерны производится сверху, а слив (выгрузка), соответственно, снизу через специальные сливные и наливные отверстия. Кроме этого, каждая цистерна в обязательном порядке оборудуется смотровыми площадками, наружными и внутренними лестницами и сливными приборами, все они нужны для обеспечения безопасности перевозки.
В зависимости от модели цистерны в верхней части котла может быть установлена одна или две горловины, оборудованные крышкой и дыхательной арматурой. При помощи горловины представляется возможным проводить зачистные работы и сливо-наливные операции при неисправности нижних сливных приборов или в случае, когда это предусмотрено технологией процесса.
Для перевозки легкозастывающих нефтепродуктов цистерна оборудуется наружным кожухом толщиной 3 мм, покрывающим 1/3 поверхности котла, образующим паровую рубашку, которая, в свою очередь, состоит из ряда отсеков, имеющих толщину (расстояние от стенок котла и рубашки) 30;40 мм. Впуск пара в паровую рубашку осуществляется через патрубок, находящийся на сливном приборе. Конденсат стекает по желобу в нижнюю часть рубашки и удаляется из нее через патрубки, расположенные в торцах цистерны. Давление пара, подаваемого в паровую рубашку, обычно не превышает 0,3 МПа.
В соответствии с действующими правилами каждая цистерна с нефтепродуктом должна быть не только обозначена как опасный груз, но на ней также должна быть специальная маркировка и манипуляционные знаки, указывающие класс опасности продукта.
Перед заливкой продукта цистерна должна быть осмотрена и очищена от любой грязи горячей водой и просушена. К каждой цистерне должен прилагаться документ, в котором ука-зано вещество, ранее перевозимое в этой цистерне. Если документа нет, анализ проводится на месте.
Заливку нефтепродукта следует производить с учётом того, что он может расшириться в результате повышения температуры.
Вагоны-цистерны для перевозки сжиженных углеводородов предназначены для пере-возки по железным дорогам колеи 1520 мм углеводородных газов с давлением насыщенных паров при температуре 50оС не более 1,928 МПа (19,28 бар) и их смесей, а также жидкостей с плотностью не более 0,731 т/м3.
Цистерны предназначены для перевозки широкой номенклатуры сжиженных углеводо-родных газов, включающей в себя пропан, бутан и прочие газы и их смеси, различающиеся по своим химическим и физическим свойствам. Общим для всех этих продуктов является то, что при низких температурах (до -40;С) и давлении не более 2 МПа (20 кгс/см2) они переходят в жидкую фазу.
Котел цистерны рассчитан на рабочее давление 2,0 МПа (20 кгс/см2) и имеют толщину стенки цилиндрической части 20 мм и днищ 22 мм. Люк диаметром 528 мм располагается в средней части котла.
Сливоналивная, контрольно-измерительная арматура и предохранительный клапан размещаются на крышке люка и закрыты защитным колпаком. Сливо-наливная арматура включает три вентиля (два жидкостных и один газовый). Контрольно-измерительная арматура включает два вентиля контроля предварительного и предельного уровня наполнения, вентиль контроля слива, вентиль для зачистки остатков продукта.