Год од - 3

Кирилл Владимирович Ратников
       Для начала – краткое повторение пройденного в прошлый раз.

Капниста я прочел и сердцем сокрушился:
         Зачем читать учился.

       Это самокритичный Василий Васильевич лично так охарактеризовал однажды собственное творчество, в том числе и одическое. Тут с ним трудно не согласиться! Да уж, не очень-то складно умел он выражаться по адресу сильных мира сего – ну, в смысле, того.

       Вспомните, как двусмысленно сформулировал он свои наивные упования на изменение политики правящей особы (7-я и 8-я строчки с конца в последней строфе «Оды на рабство»):

…И зря, что небеса скончали
Тобой несчастье наших дней...

       Зря он так неосторожен! Как говорится: зри в корень! Кто там скончался – или что там окончилось? Непонятно: то ли похоронил, то ли похвалил верховную особу.

       (А вам лично какой из двух вариантов толкования предпочтительней? Небось, первый, в духе пушкинской риторики: «Когда же черт возьмет тебя». Вот то-то и оно.)

       Нет, зря все-таки Василий Васильич взялся сгоряча за жанровую форму похвальной оды. При его-то явном сатирическом таланте (одна лишь стихотворная комедия «Ябеда» чего стоит!) ему бы лучше было опробовать свои силы в другой одической форме – так называемой инвективной, или укоризненной, или, попросту говоря, сатирической оды, как это сделал, например, его младший современник Николай Грамматин, автор язвительной оды «К славе», впервые опубликованной в 1810 году, незадолго до Отечественной войны 1812 года.

       Метил-то Николай Федорович, ясен пень, ни в кого иного, как во французского императора Наполеона Бонапарта, как раз готовившегося в ту пору к предстоящему походу на Россию. Но такова уж мистическая (или, если хотите, магическая) сила поэзии, что легко можно переадресовать этот давнишний текст некоторым другим, по определению князя Вяземского, «старым плюгавцам», на свою голову и на чужую беду страдающим фантомными наполеоновскими комплексами вдобавок к бредовым имперским амбициям.

       Что в результате получается из этого всего – сами воочию наблюдаем уже не первый год. И увы, увы! – несчастья эти, вопреки иллюзиям Капниста, почему-то всё никак не спешат скончаться. Беды (а заодно и гады) вообще зачастую оказываются чересчур живучими – такова уж российская историческая судьба. Эх, если бы только историческая...

       Где и в чем найти утешение при такой оказии? Да в поэзии, в чем же еще-то! Прочтите на досуге фрагменты славной инвективы грамотея Грамматина – и скажите сами: ну разве не созвучны некоторые строфы оттуда нашим временам или, точнее, нынешнему безвременью?

Н. Ф. Грамматин
     К СЛАВЕ

. . . . . . . . . . . .
Кому дивимся мы, слепые,
Кого венчаем мы хвалой?
Попранны кем права святые,
Нарушен общества покой,
Кто стран своих опустошитель,
Природы бич, гроза и страх,
Народов целых истребитель,
Кто рода смертных злейший враг.

Дела героев рассмотрите,
Какою шли они стезей,
И вы злодеев в них узрите,
Достойных тысячи смертей.
И дивно мужество престанет
Пленять ваш ослепленный взор,
Облитый кровью лавр увянет,
Их слава будет им в позор.

Сколь малы вы, владыки света,
Сколь малы вы в моих очах,
Когда единственная мета
У вас была народов страх;
Когда вы славою гремели
И света рушили покой;
Когда иначе не умели
Народ соделать славным свой!

. . . . . . . . . . . .

Одни убийства представляют
Повествованья ваших дней;
Монархов славу составляют
Ужели бедствия людей?
Творца миров изображеньи
Должны ли власть свою являть
В одних громах и разрушеньи
И слабых смертных поражать?
. . . . . . . . . . . .

       Библиографическая справка для цензоров из «Роскомнадзора» и стукачей из «Лиги безопасного интернета»:

       Ода Н. Ф. Грамматина «К славе» опубликована в открытой печати дважды:
       1) Журнал «Цветник». – 1810. – Ч. VI, № 4. – С. 64–66.
       2) Авторский сборник «Досуги Николая Грамматина»: В 2-х книжках. Кн. 1. – СПб.: Тип. Шнора, 1811. – С. 14–16.

       Короче говоря, русская поэзия очень даже способна задать перцу нынешним перестаркам-самодержцам и недоросткам-наполеончикам.

       И ведь фиг прикопаешься: классика – на то она и есть классика, чтобы никакие дураки не могли ее запретить или причислить к иноагентам.


       4 января 2024