Ленин любить нельзя ненавидеть

Владимир Смолович
   Кто для меня Ленин?
   В первую очередь – тот, кто захватил власть, не представляя, как с ней распорядиться? В такой ситуации произошло то, что бывает в таких случаях: главным становится удержание власти.
   Ради этого он идёт на сепаратной мир с Германией. Вести войну на два фронта: внешний – против «Центральных держав» (Германия, Австро-Венгрия, Османская империя), и внутренний – против не поддерживавшего его населения (если опираться на результаты голосования в Учредительное собрание, таковых было 3/4) - было выше его возможностей. Нулевой политический опыт, отсутствие политических союзников, отсутствие стратегии. Ленин жертвует страной.
   Брестский мир не имеет аналогов. Страна, не проигрывавшая войну, согласилась признать себя побеждённой и отдать противнику территорию свыше миллиона квадратных километров, на которой до войны проживало 22% населения страны, отдать 50% золотого запаса и многое другое. Вплоть до отказа от собственного суверенитета - внешняя политика страны должна теперь согласовываться с Германией.
   Россия теряла право на часть военного снаряжения, которая Германия передала странам-победителям по условиям договора о прекращении боевых действий. Для России это было бы (примерно) – 800 орудий, 4 тыс. пулемётов, 500 мортир, 300 самолётов, 800 локомотивов, 20 тыс. вагонов.
   Россия лишалась договоренных ранее между странами Антанты «призов», основным из которых была часть территории бывшей Османской империи вокруг Мраморного моря, включая полный контроль над проливами Босфор и Дарданеллы и город Константинополь (Стамбул).
   Россия теряла право на свою долю - и весьма значительную (4-5 миллиардов долларов в ценах 1921 года, эквивалентно примерно 60 млрд. в нынешних ценах) -  репараций после победы.
   Россия лишилась права участвовать в Версальском процессе. А ведь там она могла бы стать одним из главных «игроков», ибо по статусу Версальских переговоров России полагалось бы 5 мандатов (количество мандатов, которое получали участвовавшие в процессе страны, зависело от степени участия в войне. Страны, участвовавшие в войне с первого дня получили по 5. Другие – поменьше. Например: Италия – 4, США -3, Бразилия -1). Без России 19 стран-участниц процесса имели 60 мандатов. Если бы Россия не сдалась Германии, а продолжала войну, то в переговорах участвовали бы 20 стран с 65 мандатами. Иметь 5 мандатов из 65 – это превосходно для любых переговоров. Послевоенная Европа могла бы выглядеть иначе.
   Закончив борьбу на внешнем фронте, Ленин переключается на внутренний – организовывает гражданскую войну. (Помните - «Превратим войну империалистическую в войну гражданскую»?) Без жестокого и беспощадного уничтожения противников, ему не удержаться во власти.
   Итоги гражданской войны.
   Россия потеряла примерно 10 миллионов человек – 8% населения. Было разрушено 4/5 экономики. Страна лишалась 90% интеллигенции – преподавателей, инженеров, врачей и т.д. Все они, как «буржуи» были истреблены или бежали. Прекратили работу большинство министерств – спустя несколько лет их работу пришлось восстанавливать практически с «нуля». Без родительского попечения остались миллионы детей. 
   Любопытная статистика: из числа россиян, родившихся до 1917 года нобелевскими лауреатами стали 7 или 8 человек (неясно, вносить ли в этот список Б. Пастернака, которого заставили отказаться от «Нобелевки»). Из числа россиян, родившихся до 1917 года и потом переехавших жить за границу Нобелевскими лауреатами стали 14 человек.
   Есть то, что сделал Ленин, но есть и наследие.
   Основное – партия большевиков, через которую была воплощена ленинская идея о диктатуре. Объявленная диктатура пролетариата была быстренько заменена на диктатуру партии, та, в свою очередь – на диктатуру её центральных органов, что ожидаемо привело к диктатуре одного человека.
   За 70 лет развития страна добилась больших успехов, но какой ценой!
 Вспоминается старая притча: почему про этого командира полка мы говорим «хороший командир», а про другого – «плохой»? И тот и другой справляются с должностью. Ответ: у плохого командира при выполнении той же боевой задачи гибнет вдвое больше людей.
   Достойный ученик и преемник Ленина – И. Сталин оказался именно таким плохим командиром. Организованные им раскулачивание, голодомор, репрессии сильно ослабили страну, затормозили её развитие и привели к столь чудовищным потерям в годы Второй мировой, что Сталин даже не посмел обнародовать их масштабы (в июне 1945 было объявлено, что потери СССР в войне – 7 млн. человек)
   По идеям Ленина был воспитан новый человек (советский человек), основной чертой и обязанностью которого была вера в непогрешимость власти, отсутствие сомнений в правильности действий правительства, умение мыслить, «как все» и… умение на собраниях говорить одно, а дома, на кухне – другое.
Философское наследие Ленина оказалось невостребованным, его роботы носят либо компилятивные характер, либо направлены на уточнение формулировок. Элементов научной новизны не содержат.
   Но… Самую глубокую «вмятину» (по меткому выражению Волкогонова) на истории двадцатого века оставил именно Ленин. Можно ли за это любить? А ненавидеть?
На примере России Ленин показал, как не надо. В этом плане он оказался продолжателем Бисмарка, который говорил, что социалистический эксперимент нужно поставить на стране, которую не жалко.
   Любить его за это, или ненавидеть?.. 
   В заголовке пропущена запятая. Выберете место для неё по собственному усмотрению.