Зрелые годы. строительство агнкс в Грузии. часть2

Владимир Литвишко
СТРОИТЕЛЬСТВО И ПУСКОНАЛАДКА

   Для внедрения в Тбилиси типового на тот момент времени проекта АГНКС, городские органы власти достаточно оперативно выделили и согласовали на окраине города, вблизи расположения автотранспортных предприятий, достаточный по размеру участок земли, к которому строители начали подводить все необходимые коммуникации.
  Был определён Генеральный подрядчик этого строительства, подобравший для своей поддержки всех необходимых субподрядчиков.
По части автоматики таким субподрядчиком стала организация с большим опытом, "Ювмонтажавтоматика" из расположенного рядом (с г.Тбилиси) г.Рустави, главного центра всей грузинской химической и металлургической промышленности.
 
  Скажу, абсолютно не кривя душой, что коллектив организации-подрядчика мне сразу же понравился! Их сотрудники, направленные для работы на нашем объекте - монтажное дело знали хорошо, и исполняли свои обязанности очень добросовестно. На все мои замечания, поскольку я курировал строительство по своей части, они реагировали оперативно, и без малейшего сопротивления.
 
  Дело в том, что ещё в самом начале строительства, на одном из первых же производственных совещаний проводимых генподрядчиком на объекте, я добился согласования нескольких трудоёмких изменений в общем плане работ, связанном с прокладкой кабельного хозяйства КИПиА АГНКС, и в дальнейшем прораб субподрядчика учёл и чётко выполнил все мои замечания в работе.
 
   Поскольку для удешевления строительства, всё, что только можно было применить из необходимых материалов приобреталось, в первую очередь на заводах Грузинской СССР, то и металлические трубы на стройку, доставлялись из Рустави.
Однако качество их, порой - было так себе.
  Например, ни до, ни после - никогда не доводилось больше видеть мне, рассчитанную теоретически на высокое давление красно-медную трубу для КИПиА, противоположные стенки которой, на её срезе - отличались бы по толщине ровно в три раза! Толщина одной стенки этой трубы была - 2мм, а противоположной ей - 6мм!
  Однако, в процессе работы эта труба нас ни разу в дальнейшем не подвела, несмотря на то, что рабочее давление в отдельных её отрезках доходило до 250 атмосфер. При этом сказывался, видимо, достаточно малый объём газа, имевшегося в трубопроводах КИПиА.

  В целом, контролировал монтажников я достаточно жёстко. Но, поскольку работали они хорошо, то и задержек с оплатой их труда ни разу не возникало.
  Сборку и обвязку трубами газо-мото-компрессоров, воздушных компрессоров, насосов антифриза проводила очень хорошая, работящая бригада из г.Донецка УССР.
  А вот для наладки, всего этого механического оборудования - пригласили какую-то подрядную организацию из г.Краснодара.
  Приехал от них здоровенный, ростом под два метра прораб, весом килограмм в сто сорок, наверное. А трое, сравнительно молодых ребят, прибывших с ним, были почему-то из Киева.
 
  Очень характерным, в тот момент, стал такой эпизод:
Буквально на следующий день, после их приезда, находясь в компрессорном цеху - рядом с одним из смонтированных донецкими ребятами агрегатов, разговаривали мы с прорабом наладчиков. И в частности спросили его, об имеющемся у его сотрудников производственном опыте в наладке такого же, как у нас оборудования.
 
  С видом умудрённой жизненным успехом кинозвезды, толстяк принялся рассказывать, какие у него в подчинении асы и волки наладчики, щёлкающие, как семечки любые задачи!
 
  А спустя пол-минуты, из-за компрессора неожиданно появился, обходивший его - бригадир этих самых наладчиков. Взгляд киевского "аса" был преисполнен дикого ужаса.
  Единственное, что он совершенно искренне произнёс, в этот момент, глядя на довольно сложную трубопроводную обвязку четырёхступенчатого компрессора: "...А, шо - тут, куда идёт?!!"
 
  Невольно, все мы - присутствующие при этом представители заказчика, покатились со смеху.
Прораба пусконаладки, впрочем, это практически не смутило, и он тут же ловко перевёл разговор на другую тему!
Однако, приехавшие киевляне достаточно быстро вошли в курс дела и оказались неплохими, довольно способными ребятами; сумевшими сдать, через несколько месяцев - всю свою работу по наладке этих компрессоров, в итоге - нашему главному механику, с общей оценкой "хорошо".
 
  Несмотря на то, что компрессорные агрегаты  оказались достаточно капризными, в частности приходилось постоянно перебирать клапана, на всех их четырёх рабочих ступенях,  спустя год или чуть более с момента начала строительства АГНКС наконец заработала, начав опытную заправку грузового транспорта трёх близко расположенных к ней автопарков.
 

  Мы же, к этому моменту,  уже начинали монтаж ещё одной, точно такой же станции, на противоположной окраине Тбилиси.
Спустя ещё два или три месяца АГНКС №1 заработала вполне полноценно.
 
  Монтажники и наладчики компрессоров приезжали к нам, в командировки, время от времени, по каким-то шефским договорам, ещё несколько раз. Участвовали они и в работах на второй нашей АГНКС.
Последний из таких приездов шефа наладчиков, например - произошёл уже после аварии на Чернобыльской АЭС.

  Приехал однако он к нам в неплохом настроении, и первым делом рассказал анекдот, как сейчас можно по внешним признакам определить киевлянина: "Это весёлый лысый импотент с киевским тортом в руках"...

   Спустя несколько месяцев и АГНКС№2 была запущена в штатном режиме.
А дальше, в ближайшие три года, нам предстояло запустить АГНКС уже других типов: сперва с немецким оборудованием; а затем ещё одну, состоящую из небольших компактных блоков свариваемых по месту установки, между собой (скорее всего производства Сумского завода)...
 
   Однако, несмотря на то, что первая АГНКС проработала в штатном режиме уже более года, впереди нас ждали очень серьёзные испытания!


КОНЕЦ ВТОРОЙ ЧАСТИ