Сталин и Веселые ребята

Александр Щербаков 5
Нашел на сайте блогера, который пишет свои материалы под ником «МемуаристЪ. Канал о Сталине» очередную работу с разоблачением баек отечественных либералов, жаждущих вылить очередное ведро помоев на могилу Иосифа Виссарионовича.  На это раз дела коснулось кинематографа. Начинаю цитирование этой работы.
***
Наткнулся на очередную лживую байку про товарища Сталина. Помните замечательную кинокомедию «Весёлые ребята»? С Утёсовым и Орловой, с замечательным джазом и трюковыми съёмками животных?

Оказывается, товарищ Сталин со страшной силой угнетал эту картину. Усмотрел в поющем пастухе чуть ли не Троцкого. А в бодрой песенке «И любят песню деревни и сёла, и любят песню большие города» призыв к контрреволюции.

После чего исполнителя главной роли Утёсова немедленно сняли из титров, вычеркнули фамилию из уже готовой статьи о картине в «Правду». А двух главных сценаристов увезли в неизвестном направлении мрачные чекисты в кожаных плащах. Расстреляли, наверное.

Что забавно, в либеральной байке густо замешана правда и откровенная ложь. Действительно, весёлый марш из фильма один в один слизан с песни мексиканских революционеров «Ла Аделита». А делом сценаристов Эрдмана и Масса занялось ГПУ. Но дело, мягко говоря, обстояло совсем не так.

Песня честно стащена. Эйзенштейн с молодым режиссёром Александровым за несколько лет до этого работали в Мексике. Готовился фильм «Вива ла Мексика» про мексиканскую революцию.

С этой картиной, грубо говоря, Эйзенштейн прогулял бюджет не туда. Дело дошло до местного суда, режиссёр писал в Союз слезливые письма с просьбой закрыть за него долги западным «инвесторам» и спасти его от тюрьмы.

В итоге, целая картина толком и не вышла. Вернулась в Союз уже на излёте советской власти, была перемонтирована и показана как историческое достояние.

Ничего удивительного, что для новой советской комедии Александров взял задорную мелодию из так и не вышедшей картины. Опять же, слова были написаны новые и замечательные.

Если обратите внимание, в "Весёлых ребятах» под эту песню маршируют вполне мексиканские крестьяне. Конечно, до использования мексиканских кадров в картине не дошло, но характерные белые рубахи и широкие панамы присутствуют. Своеобразный реверанс своей старой киноработе.

Про опалу Утёсова – откровенные байки. Якобы, Сталину донесли, что джазист хочет сбежать на Запад. В итоге даже Ворошилов предупреждал Утёсова чтобы «играл на всю железку» перед вождём, а то ходят слухи…

А разрешилось, якобы, после исполнения Утёсовым на приёме в Кремле блатных одесских песен. Сталин, как социально близкий уголовникам, надо видеть, очень любил песни про уркаганов. Как они такое придумывают?
Разумеется, никаких блатных песен на приёме в честь Чкалова Утёсов не пел и ни в какой опале не был.

В том же самом 1934 году, когда вышел фильм, певец официально регистрирует «Джаз-оркестр под управлением Утёсова». А через шесть лет оркестр получит высокое звание «государственного джаз-оркестра».

После победы этот коллектив и вовсе станет Государственным эстрадным оркестром РСФСР. Ну да, слушаем больше баек как отправляли в лагеря, стоило только послушать джаз::«Сегодня ты играешь джаз, а завтра Родину продашь».

Кстати, в военные годы джаз-банда Утёсова передала часть заработанных средств на строительство двух самолётов Лавочкина для фронта. Самолёты-близнецы получили на носу надписи «Весёлые ребята». Как думаете, могли фронтовым истребителям присвоить название «политически-неграмотной комедии»?

Теперь про арестованных сценаристов. Действительно и Эрдман и Масс были высланы на три года из Москвы. Не в тюрьму и не в лагерь, жить и работать по профессии. Поводом стали их совместные басни. Что ж, почитал я это гениальное творение. Напополам матершина и непристойные шуточки. Очень странные произведения для советских сценаристов.

Были там и вполне политические «шуточки». Как Вам, к примеру басня про струны в рояле:
«Нам нестерпим такой режим,
Вы бьете нас - и мы дрожим…
А если вас не бить, вы будете молчать».

Или басня про поэта и золотые дни. Которые не в силах понять дней нынешних:
«Златые дни ответствовали так:
Мы не могли не удалиться,
Раз здесь у вас такой бардак
И вообще, черт знает что творится!»

Или, крайне странная колыбельная, где авторы откровенно глумятся на героями полярниками Шмидта. Где полярники упиваются чаем и светят орденами в самовар. А после ложатся спать:
«В миллионах разных спален
«Спят все люди на земле…
«Лишь один товарищ Сталин
Никогда не спит в Кремле».

Про художественные достоинства этих хулиганских басен можно судить по басенке про Эзопа:
«Однажды ГПУ пришло к Эзопу
И взяло старика за жопу».

Обратите внимание, граждан отправили на три года из столицы проветриться. И поставить мозги на место. Не слишком суровый приговор?

Опять же, никаких последствий для карьеры сценаристов это не имело. Совсем скоро Эрдман пишет сценарий к фильму «Волга-Волга». И получает за него в 1941 году Сталинскую премию! А потом и вторую премию за фильм «Смелые люди» получит. Вот так репрессии!
В том же году, якобы, репрессированный Эрдман начинает работать с Ансамблем песни и пляски НКВД. Чуть ли не по личному приглашению Берии. В Москве, разумеется.

Его соавтор по басням Владимир Масс тоже не дворы мести в Тюмень поехал. Служил худруком в нескольких театрах. Писал пьесы.

Причём, никаких препятствий ему не чинили. Крайне удачная пьеса «Сады цветут» в предвоенный год облетела чуть ли не всю страну.

А уже через несколько лет Масс вернулся в Москву и уже ставит пьесы в театре Вахтангова. Опять страшные репрессии.

Что любопытно, советские кинокритики картину поначалу приняли с большим сомнением. Оно и правда – кино яркое, смешное, весёлое, но ведь, голливудчина в чистом виде.

Все эти драки, «комедии затрещин» и падающих штанов, как назвала её «Правда». К чему это? Зачем копировать буржуазный стиль в нашем кино?

Впрочем, статья в «Правде» от 18 ноября 1934 года вполне доброжелательная. Мол, советской киношколе необходимо осваивать и такие приёмы. Только с нашим колоритом, взять лучшее от зарубежных картин. Но и меру «в затрещинах» знать.
Что вовсе не помешало немедленно отправить картину вместе со съёмочной группой на Венецианский фестиваль. А после отправить в широкий прокат в США под названием «Москва смеётся».

В Союзе картина тоже получила широчайший прокат и большую народную любовь. Фильм буквально растащили на музыкальные сцены, которые часто показывали вставками на киноконцертах.

Песни из картины постоянно звучали в эфире Всесоюзного радио. «Мелодией» было выпущено несколько альбомов с песнями из фильма на пластинках.

Что же получается? Выходит, товарищ Сталин картину горячо поддержал, дал путёвку и для проката в СССР, вывел на международные экраны.

Режиссёры, когда перестали писать антисоветские басни, а взялись на серьёзные пьесы, получили высокие должности в Москве, а то и Сталинские премии.

Утёсов стал главным джазменом Союза. В статусе главы государственного эстрадного оркестра. Чего уж больше-то?

Но нет, не отпускают либералов басни про злодейского Сталина и профиль Троцкого в жующем плетёную мебель бычке.
***
Вот такая заметка. О том, что Сталин старался вникать во все стороны жизни Советского Союза, известно давно. Он и развитием производства интересовался, и урожайностью на полях, и образованием, наукой, спортом и искусством.  Все было должно на благо первой в мире страны Советов, строящей самое справедливое общество в истории человечества. Но он никогда не перегибал палку, если что-то ему не нравилось. Старался воспитать человека правильно, ну а если не получалось, тогда карал. Но по заслугам.