Сапфо

Борис Барышников
Предисловие

О Сафо (Сапфо) хотел написать уже давно, бабуля мне часто рассказывала сказки и вымыслы о этой великой поэтессе. Сказки очаровывали меня, переносили в мир второй родины, далёкой родины. И эта даль уходила в прошлое, ведь Сапфо родилась за шесть веков до рождения Христа.
В своих рассказах я буду использовать разный материал, это и мои мироощущения и отпечатки прочитанного (но не плагиат), это и сказки и вымыслы моей бабули, мамы, это и мое грёзы и воспоминания детства.
Я решил написать несколько рассказов о Сапфо, которые в понятной и доступной форме раскроют (я надеюсь), всю красоту мыслей этого чудесного художника.

Рассказ первый «Камушек»

Моё детство было детством мифов и сказок, особенно в мифологии преуспевала моя бабушка, гречанка по происхождению, отлично знавшая и тонко чувствующая поэзию Сафо.
Бабуля жила в тех же местах, где ходила и писала поэтесса, она с детства слышала от своей мамы, греческой красавицы мифы о жизни Сапфо. Мама (моя) тоже любила рассказывать истории из жизни маленькой девочки Сафо, о её переживаниях, страхах, сомнениях, но это уже были её частичные вымыслы, все сказки о поэтессе она слышала от бабули тоже, но излагала их в другой интерпретации. 13.11.23

Итак «Камушек»

Душа моя над Лесбосом летает,
С Сапфо и Мамой говорит,
Она стрижом пространство разрезает
И над гречанкой царственной парит.

На руки тонкие Сапфо,
Она садится, сердце греет,
Она смешная, вся в цветах,
Она любить и ждать умеет. 24.09.18

Девочка родилась некрасивым смуглым младенцем, но отец её любил и всячески баловал, несмотря на множество сыновей. Отец был из благородных кровей аристократов и звали его Скамандроним. А назвал он дочурку Камушком и объяснил это тем, что в камушке могут быть драгоценности. А ещё в девочке жили противоречия, она словно была создана из двух людей, обладала цепким взглядом, при этом была нежна как фиалка.
Дом в котором родилась Сафо был изысканным, с множеством слуг-рабов, которые любили избалованного ребёнка. Для своего возраста (семь лет) Сафо была смышлёной, знала наизусть свою родословную, знала, что живёт в городе Эресе омываемым Эгейским морем, знала, что её распоряжения будут обязательно выполнены.
Дом благоухал розариями, в саду были фиалки, анемоны, крокусы. Девочку часто можно было увидеть с кастаньетами и флейтой, её учили музыке.
Сафо пошёл восьмой год и всё стало меняться, впереди маячила большая война, пять городов Лесбоса объявили войну Афинам.
Но а пока время мирное, осталось совсем немного этого времени, Сафо купают в золотых
широкогорлых кувшинах, обмазывают благовониями, девочка - Нефертити радуется жизни.

Непоседа Сафо любит забираться на скалы, она ловить маленьких рыбок и спрашивать их: - Скажите рыбёшки- лепёшки, будет ли война? Но рыбёшки молчали, они верно не знали что будет завтра. А вот морские звёзды были более разговорчивые, они поскрипывали своими чешуйками:- Будет, будет, прячьтесь, убегайте!
Как же жить дальше, как ждать страшного горя, знать, что оно обязательно придёт, объявлена война!
Горят костры, в жертву Богам принесены животные, Скамандроним собирается на войну.
На столах блюда с кусками жареного и вареного мяса, сладкое вино в золотых кувшинах, везде возбуждение и страх. Все мужчины готовят оружие и прощаются с жёнами.
Наша кроха играет на арфе в винограднике, рабы смастерили ей замечательный инструмент из пяти струн и Сафо поёт подбирая музыку:

Папа, ты назвал меня камушком,
Но я не камушек,
Папа, возвращайся скорее с победой,
Твоя триера придёт первой домой,
Папа, я не камушек.

Кровавый закат говорит о беде, мама Сафо укладывает дочь спать, укрывает роскошной тканью: - Спи, Камушек, папа обязательно вернётся. Клее (мать Сафо) собирается в дорогу, Скамандроним отправляет детей и жену к своему брату Эвригию, его дом находится в потаённых местах острова.
Но закат говорит о другом, он багровыми медузами покрывает небо, всполохи воинственных кровавых анимонов говорят о беде и уже не хочется спать, сон проходит мимо.
Но всё же кроха Сафо погружается в сон, он обволакивает её смуглое тело, струится по смоляным волосам, уводит в сказку о победе.
Отец благородный Скамандроним, возвращается на триере домой, в левой руке он держит голову медузы Горгоны, в правой руке меч! Враг повержен и установлен долгожданный мир.
Сафо просыпается, медленно открывает глаза, рабы несут её на кроватке-носилках, рядом идёт мама.
Реальность же поражает юную Сафо, флот повстанцев разбит и сожжён, отец погиб.
Стоит ли рассказывать о переживаниях Сафо, девочка напугана, рабы рассказывают ей о подробностях гибели отца и кажется они забыли, кто перед ними. Лишь старый раб Сарон, поднимает руку: - Замолчите, вы помните, какого ребёнка вы несёте, это дочь Скамандронима.

Рассказ написан, первый рассказ, многое я упустил, но ведь цель моя не упражняться в виртуозных речевых оборотах, цель другая, показать время в котором родилась Сапфо, передать энергетику того времени. Я думаю, что ничего дописывать не стоит, пусть будет так, как есть. Детство Сафо было таким, но дальше последуют иные времена, дальше юность.
Война унесшая отца продолжалась ещё десять лет, пока прекрасной Сафо не исполнилось семнадцать лет.

14.11.23

Мать моя говорила мне: [Доченька]:
«Помню, в юные дни мои
Ленту ярко-пунцовую
Самым лучшим убором считали все,
Если волосы черные;
У кого ж белокурые
Кудри ярким, как факел, огнем горят,
Той считали к лицу тогда
Из цветов полевых венок».
Ты ж велишь мне, Клеида, тебе достать
Пестро шитую шапочку
Из богатых лидийских Сард,
[Что прельщают сердца митиленских дев,],
Но откуда мне взять, скажи,
Пестро шитую шапочку?
Ты на наш митиленский [народ пеняй,],
Ты ему расскажи, не мне
О желанье своем, дитя.
У меня ж не проси дорогую ткань.
О делах Клеонактидов,
О жестоком изгнании —
И досюда об этом молва дошла...

(Перевод С. Лурье)

P.S. На фото моя мама, мама была красавицей, бабуля была очень красивой, прабабушка (мама бабушки) была царственно красива.
P.P.S. Рассказы о Сапфо продолжу, даст Господь здоровья, но а пока меня уничтожает орз перешедшее в бронхит.) Хочу просто выжить.)

21.01.24