Маленький детектив в командировке

Екатерина Адасова
Маленький детектив в командировке
 
Бывший военный Михаил Иванович, после выхода на пенсию продолжал работать. Выбрал он для работы интересный институт, который занимался экологическими проблемами. Работы было много, требовались и разъезды по разным городам.
- Вот и на Волге побываю, - отметил Михаил Иванович, когда ему сообщили о следующем месте командировки.
Был Михаил Иванович мужчиной коренастым, но подвижным, в проблемы, что возникали на работе входил быстро, решал тщательно. В коллективе, в котором он теперь работал, преимущественно были женщины. Конечно, после армейской службы ему приходилось терпеть некоторую неорганизованность и необязательность сотрудниц. Начальником над женщинами он не был, не мог скомандовать, а иногда так хотелось.
- Правильно было бы оформить эти документы следующим образом, - обратился он к Тамаре Сергеевне.
- Не придирайтесь, все уже в дело пошло. А, кстати, знаете ли вы дорогой Михаил Иванович, что именно в этот прекрасный город на великой реке с вами еду я?
- Что ж поедем, - ответил несколько печально Михаил Иванович.
Ох, как не хотелось ему ехать с этой Тамарой Сергеевной. Работать она могла, но слушать других не умела, и не хотела. По каждому поводу свое мнение высказывала.
- Может быть, не получиться у нее на этот раз с командировкой, - с надеждой подумал Михаил Иванович. – Все-таки ребенок у нее маленький.
Понимал он, что и до этого Тамара всюду ездила, не откладывала, не просила перенести время командировок. Безропотный муж этой Тамары Ивановны все терпел, брал заботы о ребенке на себя, пока жена уезжала. Видел этого мужа Федора он, сочувствовал ему, но вслух не произносил слова поддержки.
Через несколько дней Михаил Иванович и Тамара Сергеевне ехали в город, в котором им предстояло потрудиться по славу спасения города от выбросов большого предприятия, хоть на некую малость. Дорога была быстрой. Гостиница, куда заселились командировочные, была обычной, не хуже и не лучше, чем в других городах.
- Знакомых встретил. Мы здесь не одни. И из других городов приехали. Вот Василий Васильевич с сотрудницей приехал. Предложил им сегодня ко мне в номер прийти, посидим, поговорим.
Этих людей Тамара Сергеевна знала, не так уж много работало по похожим вопросам людей. Встречаться приходилось, когда в министерство приглашала отчитываться о проделанном, там уж без всякого могли ругать. А похвал можно было и не дождаться. После дня работы на новом месте успела Тамара Сергеевна сбегать в магазин и прикупить то, что можно было поставить на стол быстро и без хлопот.
- За вино я отвечаю, - напомнил Михаил Иванович.
Хотя он знал, что Тамара Сергеевна, вообще, ничего не пьет, объясняя это тем, что в ее роду, по всей видимости, были японцы, у которых генетически заложена неспособность справляться с алкоголем. Хотя широкий нос картошкой, круглые щеки, и круглые глаза не имели никакого отношения к японским родичам, но такая версия всегда принималась.
Гости пришли к Михаилу Иванову вместе в оговоренное время. Василий Васильевич мужчина возраста чуть за сорок. Лысина на его голове была размера среднего, но была заметна, так как обрамляли ее волосы мелкие и тонкие. Светочка же была пышной и яркой, но отчего-то тихой. Лишнего не говорила, но внимательно всех слушала, особенно своего спутника, Василия Васильевича.
Разговор за столом получился интересным, но долгим, все разошлись где-то к двенадцати часам.
Утром же Тамара Сергеевна не могла узнать Михаила Ивановича. От его веселого нрава ничего не осталось. Он был хмур и подозрительно смотрел на Тамару Сергеевну.
- Вы вчера что-то много всего купили для стола, наверное, почти все деньги истратили? – спросил он, пристально глядя в глаза Тамаре Сергеевне.
- Так вы же их пригласили, пришлось на всех четверых покупать. Не привыкать. Конечно, истратила много. Но, ничего.
- А Василий Васильевич что-то покупал?
- Ничего не покупал. И его подруга Светочка тоже ничего не покупала, - мимоходом бросила Тамара.
- А вы выходили из комнаты?
- Зачем мне выходить? Мне нужно было то тарелочки ставить, то чашки, то сахар подавать, то ложки. Хорошо, что всем заранее запаслась у дежурной по этажу.
Задавал вопрос за вопросом Михаил Иванович так, что Тамаре приходилось отвечать быстро, даже не вникая в то, важны ли они для Михаила Ивановича.
- Вечером договорим, - заметил Михаил Иванович.
- Опять гости будут? – спросила Тамара Сергеевна, чтобы знать, чем ей придется заниматься.
- Никаких гостей, - ответил резко Михаил Иванович.
День прошел в суете. Тамара Сергеевна вместе с сотрудниками учреждения, которое их принимало, занималась в вычислительном центре. Михаил Иванович копался в папках с документами целого года деятельности предприятия. Вечером он предложил Тамаре встретиться им вдвоем в его номере.
- И так, вспомним вчерашний вечер, - произнес многозначительно и строго Михаил Иванович.
- Что-то меня ваш тон смущает, - заметила Тамара. – Похоже на допрос. Не так ли уважаемый?
- Не совсем, но мне нужно восстановить в памяти некоторые моменты вчерашнего вечера, - продолжил Михаил Иванович.
- Что в том вечере было интересным? Суета и болтовня, - заметила Тамара.
Но по виду Михаила Ивановича можно было видеть, а точнее чувствовать, что от этой темы вчерашнего вечера он не отступит. Тамара и Михаил Иванович сидели напротив друг друга. Всем своим видом он показывал, что сейчас, в этой ситуации он старше и опытнее Тамары. И Тамара вдруг поняла, что двадцать пять лет разницы в их возрастах, стало некой пропастью между ними. Раньше она об этом не думала. На работе Тамара считала всех одного возраста, рабочего.
- Прошу отвечать на вопросы четко. У меня весь вечер расписан. Нужно зайти к Василию Васильевичу, потом к Светлане. С ними поговорить. А вы вновь придете в мой номер через два часа.
- Приду, приду, не сомневайтесь, - ответила Тамара.
- И все же как у вас с деньгами?
- После трат вчерашнего вечера, мой бюджет выдержит еще только одну такую встречу, обратные билеты у нас есть, гостиница оплачена, покупок никаких не планировала, так, что останется только на питание и мелкие сувениры.
- И все же выходили ли вы из моего номера вчера вечером, когда там оставались Василий Васильевич и Светлана?
- Нет, не выходила. Вы повторяете вопросы, чтобы запутать допрашиваемого? – ответила Тамара. – А ведь, что, получается, только сейчас-то вспомнила. Со Светочкой на минутку ко мне в номер ходили, ей таблетка потребовалась от головной боли. Значит, из номера выходила.
- Достаточно, придете через два часа.
- А, если засну?
- Разбужу.
В номере было тихо и спокойно, маленький старый телевизор баловал только двумя программами. Пришлось Тамаре начать читать любимую «дорожную» газету «Совершенно секретно». В этом номере газеты был гороскоп на месяц, у какого-то знака было отмечено, что представителя  этого знака ожидает встреча с вором.
- А еще серьезная газета. Взялись за гороскопы. Чудаки.
Через час в дверь постучали. На пороге с таинственным видом стоял Михаил Иванович.
- Что-то вы раненько появились? – заметила ехидно Тамара. – Двух часов не прошло.
Михаил Иванович смотрел на Тамару так нежно, так приветливо, что пришлось Тамаре насторожиться.
- С вас сняты подозрения, - объявил голосом судьи Михаил Иванович.
- Чувствую, что произошло что-то особенное, о чем не смею и догадываться.
Михаил Иванович сел на единственный стул в номере. Он молчал. Но напряжение в номере не возрастало. И пришлось ему спокойным голосом изложить проблемы, которые начались прошлым вечером и продолжились этим.
- Вчера у меня украли деньги. Сумма был значительной. Собирался купить жене подарок. Подозреваемых было трое.
- Почему не четверо? Себя не учли. Могли деньги потерять, - добавила Тамара свою версию пропажи денег.
Теперь Тамара стала понимать, что вопросы, обращенные к ней, относились к следственным мероприятиям, придуманным Михаилом Ивановичем. Тамара хотела высказать свое негодование, но не успела.
 - У меня взяли не все деньги. Значит, этим вором был кто-то знакомый. Вот и проверял всех. Себя исключил, деньги видел. Вы проверку прошли. Но для чистоты следствия и вас, Тамара, пришлось включить в число подозреваемых.
- Уж, как за это благодарна. У нас с вами это уже пятая командировка совместная. И, наконец, дождалась проверки.
- В военном деле главное ничего не пропустить.
Наступила пауза. Оставалось выслушать, чем закончилось расследование. Пауза была слишком продолжительной. Единственный зритель устал.
- Говорите же скорее, Михаил Иванович, нет никакого терпения, - воскликнула Тамара.
- Слушайте. Внимательно слушайте. Зашел сначала к Светлане за заваркой к чаю. Сказал, что закончилась. А, она обновки разглядывает, на диванчике в номере такое новенькое пальто в клетку черно-бежевую лежит. Еще и коробка стоит, но, что в ней было не ясно. Поздравил с покупками. Она засмущалась, что-то стала лепетать. Только я внимательно прислушивался, что она там говорила. Мелькнуло в разговоре слово – подарок.
- Ну, хотела женщина, и купила себе подарок, - ответила Тамара. – Ничего в том нет удивительного.
- Вы же не купили себе в первый день командировки подарок? А здесь подарок. От кого? От чего? Насторожило меня это. К столу ничего вчера не принесли, денег было мало, а тут вон какие покупки.
Перед тем, как приступить ко второй части рассказа о маленьком расследовании в гостинице, Михаил Иванович вновь сделал паузу. Более продолжительную, чем в первый раз. Было видно, что там в его умной голове продолжается складываться история в некоторую стройную конструкции.
- Не стал Светлане вопросы коварные задавать. Последнее дело женщину пугать.
- Значит, меня можно допрашивать с пристрастием, а Светочку, маленькое беленькое создание нельзя? - выразила свое возмущение Тамара.
- Не сравнивайте. Мы с вами равны, у нас все проще, нет деления на начальника и подчиненную, оттого и говорим друг другу все, как есть.
- Прощаю. Продолжайте.
 Продолжил рассказ Михаил Иванович с того момента, как он немного побродил по коридору, но совсем не из-за опасения от встречи с Василием Васильевичем, а для того, чтобы продумать с чего же начать разговор, постучал в нужную дверь.
- Приветствие было обычным. Так днем встречались, - без всяких лишних эмоций,  говорил Михаил Иванович. – Но Василий Васильевич был спокоен.
- Выдержка, наверное, тоже бывший военный, - заметила Тамара. – Встреча на поле боя.
- Начал я издалека. Сказал Василию Васильевичу, что заметил, как он симпатизирует Светочке. Отметил, что и она видит, похоже, в нем заботливого мужчину. И как-то нужно переходить к тому, что для меня было важным. Так спокойно заметил, что видел Светочку, которая рада была подаркам от него, дорого Василия Васильевича. Тут он как-то стал суетливо перебирать на столе бумаги. Уверенности в нем поубавилось.
Вновь Михаил Иванович сделал в рассказе паузу. По всей видимости, пауза была последней. Оставалось выслушать заключительные аккорды разговора. Как не хотелось Тамаре называть кого-то вором, но, похоже, что вор, действительно, был рядом и кража произошла.
 - Нет, не сказал я Василию Васильевичу, что считаю его вором, просто сообщил о пропавших деньгах и о том, что вызываю милицию. Тогда он признался, что это он взял у меня деньги. Был момент, когда выходил из комнаты за кипятком. Часть денег он сегодня истратил. Клялся, что все вернет. Завтра ему переведут недостающую сумму. Долго еще лепетал о чувствах к миленькой Светочке, о невозможности выделить деньги из семейного бюджета.
- Значит, вы попробовали себя в качестве следователя. Нет, вы были сыщиком, который за сутки раскрыл преступление. Чудеса. И нашли преступника. Поздравляю от всей души, - воскликнула Тамара.
Обратная дорога следователя Михаила Ивановича и подследственной Тамары из командировки была спокойной.