2012 Скромный опыт сочинения эпиграфов

Валерий Лапшинский
В 1980 году я приобрел в книжном магазине научно-популярную книгу Я тогда не знал, что научпоп через 30 лет мне тоже придется писать.

Кроме содержания в этой книге мне очень понравились эпиграфы к каждому ее разделу. Ну, действительно, содержание книги предваряет такой эпиграф:

Известно всем, что заголовок –
Одна из авторских уловок.

Автор эпиграфа не указан. Значит, это автор придумал и предупредил читателей заранее. Теперь первая глава. Эпиграф:

Ветерок доносит запах жита,
Золото луны в реке разлито.
Соловей в кустах пускает трели,
Как и предусмотрено в модели.

И глава посвящена моделям…

В 2012 году после проведения в МИФИ нескольких олимпиад для школьников «Наноэлектроника» я начал готовить для издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний» научно-популярную книгу «Школьная олимпиада «Наноэлектроника» в виде сборника вопросов, задач и заданий. И, конечно, решил, что без эпиграфов в сборнике обойтись никак нельзя. Первый эпиграф к введению определился сразу:

Хорошее начало – половина дела (Платон).

А вот потом я стал испытывать затруднения. Ничего подходящего в обозримом пространстве не видел. Мыслей хороших и разных у великих множество. Но выбрать не удавалось. В условиях дефицита времени (нужно было сдавать рукопись книги в издательство) я решил рискнуть и придумать кое-какие эпиграфы сам. И вот, что получилось. Для первой главы «ВОПРОСЫ: подготовка к путешествию в мир наноэлектроники» я придумал:

Порою всех побед основа –
Удачно найденное слово.
Я вам даю один совет:
Найдите правильный ответ!

Вторая глава «ЗАДАЧИ: от нанофизики к нанотехнике» родился такой эпиграф:

Абитуриент становится студентов, решая задачи!

И т.д.  Конечно, у каждого эпиграфа была своя «борода». Издательство приняло рукопись (почти 300 страниц, однако!) к изданию. С самим текстом пришлось помучится. Но вопросов к эпиграфам у редакторов не было. Сборник благополучно в 2014 году был издан.
Лишь один раздел остался без эпиграфа. Это было приветствие участникам олимпиады академика АН СССР и директора ФТИАН А.А. Орликовского (кстати, выпускника МИФИ). Впереди паровоза, естественно, бежать не стоило. Да, и зачем академику эпиграф, если подумать?