Юбилей

Ирина Прокаева
Сегодня маме исполнилось 100 лет со дня её рождения...Пусть она хорошо отметит этот день там у себя - на небесах. Я представляю её вместе с папой рядом в нашем старом доме на улице Пушкина. К нам придут их лучшие друзья - Оля и Аркадий. Тётя Оля принесёт свою фаршированную рыбу, а мама испечет кексы с изюмом и сварит вишнёвый кисель. Дядя Аркадий, как всегда будет шутить и сыпать анекдотами про Хрущёва и евреев; мама с тётей Олей будут смеяться и шикать на него, а папа будет дымить папиросами и улыбаться в усы. Потом все пойдут в сад играть в карты и женщины будут курить в беседке и пить бабушкино вино из чайной розы...Я тут недавно подумала и пересчитала сколько ей пришлось всего пережить, увидеть, услышать и ужаснулась. Перечислю основное: остатки гражданской войны; Голодомор; Вторая Мировая;угон на работу в фашистскую Германию;восстановление страны;проверки в ГПУ, что она не враг, а жертва;рождение детей и их воспитание, обучение, материнские переживания; трудовая деятельность в ущерб своей семье, но до ордена на груди; болезни близких и похороны мужа...и т.д. и т. п. Я вчера прочла в Фейсбуке, что в её техникум попали при обстреле и там вылетели окна. Я вздрогнула...Они попали в моё детство. Я в тех коридорах выросла. Пока мама преподавала студентам, другие студенты катали меня 3-х летнюю на больших конторских счётах ( калькуляторов тогда ещё не изобрели, кто не в курсе и конторские счёты представляли собой четырехугольную раму с поперечными прутиками, на которых нанизаны подвижные круглые косточки.). Прекрасно помню этот длинный коридор и две огромные кадки с пальмами по обоим его концам. Громко не было - нас спасала красная ковровая дорожка и счёты на ней не грохотали своими костяшками.
 Как-то мама мне сказала, уже почти перед её уходом, в момент её просветления в голове: " Ира, я думала, что мне досталась трудная жизнь, а теперь вижу, что у тебя она еще сложней" Пожалуй соглашусь с ней в одном: подлей времён не было...Надеюсь доживём до света не только в окне, но и до тишины за окном. А до гордости за страну и её людей доживут уже наши внуки, скорее всего!