Алтай 71. Походный дневник. Вместо эпилога

Гузэль Ханисламова
          КОММЕНТАРИЙ Юры-завхоза (из его семейного издания)
 "Придирчивый читатель может упрекнуть «летописцев» этого похода в некоей легковесности и вычурности изложения. Позвольте не согласиться. Кажущаяся легковесность объясняется тем, что мы были молоды, легко переносили тяготы и неудобства походной жизни, не брюзжали и не зацикливались на трудностях, иначе поход превратился бы в каторгу. Что касается вычурности изложения, то понятно стремление «летописцев» показать проблемы с иной, шуточной стороны, дабы жизнь не казалась серой и однообразной. К тому же существовало негласное состязание, кому удастся красочнее живописать прошедший день. Так что «летописцев» вполне можно извинить и, более того, понять и посочувствовать. Вы можете спросить: «А не слишком ли много внимания уделено еде»? Отнюдь! Это для плановиков на маршруте были предусмотрены пункты «дозаправки». Мы же могли рассчитывать только на носимый «боезапас».
    
    Мы не могли позволить себе роскошь нести такие объемные тяжести как хлеб и картошка, поскольку в них в основном вода. Вместо этого приходилось довольствоваться пакетиками сублимированных супчиков, крупой, рожками, тушенкой, сухарями, мукой и сковородкой для выпекания лепешек. Если не рассчитаешь расход продуктов в начале и середине маршрута, то вполне можно «положить зубы на полку» в конце. 
   
     Поход требует большого расхода энергии, особенно на трудных участках, в непогоду. Не всегда этот расход удается восполнить. Так что в приличном походе, даже с грамотным завхозом, турист практически всегда немного голоден – проблема пропитания имеет значение!".


     Да! Верно, что «поход требует большого расхода энергии…».
    
     Однако энергия у нас иногда била через край.  Некоторые не ленились нести тяжеленую железку, ради куража перед плановиками. Мальчишки частенько ворочали на склонах крупные камни и соревновались, чей дальше улетит в долину, устраивая «принудительные» обвалы.

     Мы с Надеждой где-то на середине маршрута нашли красивый плоский камень-гальку, довольно большой. И подарили его Вене. Он поблагодарил, а потом незаметно его выкинул. Вечером, когда пришли на привал, он обнаружил камень в рюкзаке. И так повторялось несколько раз. Венька стал внимательно укладывать рюкзак по утрам.  И на привалах его из виду не упускал, чтобы не подкинули злосчастный камушек. Но вечером вновь обнаруживал камень в рюкзаке. Он негодовал. Думал, что опять нёс дополнительный груз. И было ему невдомек, что мы сами пёрли его в своих рюкзаках, а уже на стоянке незаметно подбрасывали.  Он не поленился и, чертыхаясь, унес камень далеко от стоянки. И два последних дня шел довольный, что, наконец, избавился от этого «навязчивого» подарка. И уже в поезде был удивлен и даже рад, когда получил этот камень в качестве сувенира с нашими автографами.



 И в ЗАКЛЮЧЕНИИ – несколько слов от автора об участниках похода


     Кто-то из участников походов стал мне верным другом, с которым дружим на протяжении всех этих лет. С Толиком и Володей связывает дружба семьями, семейные праздники, совместные сплавы вместе с детьми по рекам Урала (Белая, Юрюзань, Уфимка, Инзер) и пр. Володя доказал, что не зря получил титул Мужчинистый Мужчина –  он стад отцом четырех замечательных детей, доктором наук.

     Наденька была лучшей подругой по жизни (участие в КВН, общие праздники, дачные посиделки, капустники, разговоры о политике, о жизни и пр.) Знакомы не только наши дети, но и внуки.  Милые лица ее внучек Катюши и Вари можно увидеть на видео детских домашних и дачных вечеринок (н-р, на «Пиратской вечеринке» – фильм на страничке вК), а сама Надя и ее домочадцы засветились на видео взрослых вечеринок (н-р, на видео вК «Арбузная вечеринка»).
   
    С Искандером связывало участие в КВН, научные интересы, работа (стал доктором наук).
   
       А с Веней, встречались не так часто, обычно на сходках группы. Но из друзей мы превратились в  родственников.  На встрече туристов в честь 45-летнего юбилея секции вдруг выяснилось, что его сын женат на троюродной сестренке нашего туриста Рустэма – моего мужа (вот, еще одно подтверждение «тесноты» мира!).

      
       СПАСИБО, ДРУЗЬЯ, ЧТО ВЫ БЫЛИ И ЕСТЬ В МОЕЙ СУДЬБЕ!



на фото:
 1) с Веней - возвращение на поезде после Алтайского похода.
 2) с ним же , в импровизированной сценке на встрече друзей в честь 30-летнего юбилея турклуба у нас дома.