Омичи в боях на КВЖД

Виталий Демешко
Военно-историческое эссе

Категория: 12 +

На изображении:
Сверху – памятник Героям КВЖД в г. Уссурийске и карта боевых действий на КВЖД в 1929 г.
Снизу – фото А. Зубарева, А.В. Гриднева и первых советских танков Т-18 (МС-1)

«Они не забыты» - это цикл небольших военно-исторических эссе о подвигах советских военнослужащих, удостоенных государственных наград. Он основан на подлинных документах, размещённых на специальных сайтах Центрального архива Министерства Обороны Российской Федерации. Цель проекта – не только рассказать о героизме, но и вдохновить каждого читателя на самостоятельный поиск информации о своих предках, родственниках, земляках, Воинах-Освободителях.
Каждый год 9-го Мая мы возлагаем цветы у мемориала павшим воинам, вчитываемся в их высеченные на мраморе имена. Каждое имя – это целая жизнь, оборвавшаяся во имя будущего, во имя каждого из нас. И хочется мне, чтобы ни одно из этих имён не кануло в лету истории. И чтобы мы с уверенностью могли сказать своим детям и внукам: «Мы сохранили память о них. Они не забыты».
Подробнее о проекте: http://proza.ru/2019/01/12/128

1. Введение

Извечна тема Героев Великой Отечественной. В каждом городе нашей страны и в странах Ближнего зарубежья немало связанных с ними памятных мест. Есть они и в моём городе Омске. Это и улицы, названные в честь Героев, и посвящённые им мемориальные доски, и памятники, и музеи, и даже целый Парк Победы…
И речь не только об Омске. В каждом райцентре Омской области и в большинстве деревень установлены памятные мемориалы. Столь масштабное по своей трагедии событие как эта Великая война не могло не оставить особенный след в жизни каждого города и каждого региона.
Но были и другие события. Были менее известные вооружённые конфликты, в которых тоже воевали и гибли омичи. Мой проект «Они не забыты» позволяет вспомнить и о них. О безвременно ушедших в давние времена при защите Отечества, не дрогнувших под натиском врага, отдавшим жизнь за наше благополучное будущее.
Этот очерк - об участниках боёв на Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД) в далёком 1929 году.
Искать информацию войне, произошедшей почти сто лет назад, конечно же, непросто. Но если использовать разные источники и метод сопоставления фактов, то можно восстановить немало героических страниц в этой непростой и почти уже забытой истории.
Мы никогда не узнаем всех имён погибших на этой войне, и уж тем более всех её участников. Имён уроженцев Омской области мне удалось найти немного. Потому я и решил объединить информацию о них под общим заголовком в едином военно-историческом эссе. Учитывая то, что я собрал буквально крупицы сведений, некоторые моменты приходится домысливать, предполагать. Но всё это не умаляет Подвига сражавшихся в Китае красноармейцев, и той огромной цены, которую они заплатили за Победу.
КВЖД – кратчайший путь из Восточной Сибири на Дальний Восток – была построена в конце XIX – начале ХХ в., и стала важным фактором международных отношений в регионе. Для России она дала возможность укрепить своё влияние за счёт заселения Маньчжурии русскими. Но для других стран (не только для Китая, но и для Японии и даже США) она так же представляла заметный интерес.
После победы большевиков в Гражданской войне и вхождение в состав СССР Дальнего Востока, велись переговоры о дальнейшей судьбе КВЖД. Они завершились церемонией начала совместного советско-китайского управления дорогой, состоявшейся 3 октября 1924 г. Однако впоследствии наметилось серьёзное противодействие этой работе с китайской стороны. Оно сильно осложнялось деятельностью русской белой эмиграции и общей политической напряжённостью в регионе [15, с. 23-24].
В результате правогоминьдановского переворота Чан Кайши (1927 г.) для СССР сложилась очень сложная политическая обстановка. Партия Гоминдана ориентировалась на Запад и объявила о национализации КВЖД. [1, с. 57]. Начиная с декабря 1928 г. маньчжурские власти начали предпринимать попытки по захвату КВЖД. Весной и летом 1929 г. были арестованы работники КВЖД и сотрудники советского консульства в Харбине. 14 июля 1929 г. железнодорожное сообщение по КВЖД было остановлено, а 20 июля нанкинское правительство объявило о разрыве дипломатических отношений с СССР.
В конце июля и августе 1929 г. в приграничных районах СССР велись активные военные манёвры. 6 августа была создана Особая Дальневосточная Армия (ОДВА) под командованием прославленного героя Гражданской войны Василия Константиновича Блюхера. В состав  ОДВА вошли все войска Сибирского военного округа.
Непосредственно вооружённый конфликт происходил в период с 12 октября по 22 декабря 1929 г. и завершился полным разгромом китайских войск. И о некоторых его эпизодах, связанных с красноармейцами-омичами и будет наш дальнейший рассказ.

2. Воин-железнодорожник из города Исилькуля А. Зубарев

Первым участником конфликта на КВЖД, о котором мы расскажем, является А. Зубарев. В 1978 г. в газете «Знамя» Исилькульского района Омской области он опубликовал статью об истории становления районного комсомольского движения 1920-х гг. Сам Зубарев в этом активно участвовал и был председателем ревизионной комиссии комсомольского райкома.
В 1928 г. его призвали в армию. Служил он в Отдельном железнодорожном полку вместе с другим исилькульцем, заведующим отделом пропаганды Александром Гридневым. Думаю, что в полк этот они попали не случайно, а потому, что до призыва работали в Исилькуле на железной дороге. Вряд ли бы в такие войска взяли кого-то без трудового железнодорожного опыта…
В августе 1929 г. их полк был отправлен на Дальний Восток и вошёл в состав ОДВА. Вот как об этом пишет сам Зубарев:
«Мы сразу же включились в комсомольскую жизнь полка, избирались делегатами на дивизионную конференцию.
Сашу Гриднева товарищи избрали в состав полкового бюро, а мне было поручено проводить политзанятия в батальоне, а на период событий на КВЖД – редактировать многотиражную газету «Сигнал» и выпускать ... сатирическую газету» [10, с. 3].
Судя по всему, ни Зубарев, ни Гриднев непосредственного участия в боевых действиях не принимали, но так устроена армия, что не все солдаты бьют врага на поле боя.
Зато благодаря этой статье мы можем увидеть реальную фотографию воина-железнодорожника конца 1920-х гг. в гимнастёрке, со знаками различия. На чёрных петлицах Зубарева эмблемы железнодорожных войск того времени – перекрещенные крест-накрест топор и якорь. Символика на этой эмблеме следующая: топор – это знак тяжёлого труда, а якорь в то время был символом технического прогресса. Кстати сказать, якорь до 2000-х гг. будет присутствовать на армейских эмблемах сухопутных войск: инженерных, строительных,   железнодорожных. Но сами эмблемы, конечно, станут другими, гораздо более сложными и изящными. Ещё на петлицах у Зубарева два красных треугольничка, означающих воинское звание «командир отделения». В те времена воинские звания именовались аналогично должностям (командарм, комкор, комдив и т.п.), хотя в реальности военнослужащий мог иметь совершенно иную должность. Так что отделением Зубарев мог не командовать, а работать при штабе у полкового комиссара, выполняя его поручения.
Вообще, истории Красной Армии 1920-х гг. посвящено не так много литературы. А ведь это было интересное время. Это была эпоха становления и накопления боевого опыта для многих родов войск. В состав той же ОДВА входили специальные и технические войска: четыре бронепоезда, дивизион береговой артиллерии, радиобатальон, батальон связи, два сапёрных батальона, три артиллерийских дивизиона, военно-воздушные силы, а так же железнодорожный полк [11, с. 60], в котором как раз и служили Зубарев и Гриднев. Скорее всего, основной задачей этого полка было обеспечение охраны железной дороги и её восстановление в случае повреждения в военных условиях.
Вооружённый конфликт на КВЖД — это первый этап в истории накопления боевого опыта железнодорожных войск нашей страны. Опыта, который оказался бесценным в труднейшие годы Великой Отечественной.
Дальнейшая судьба Зубарева (равно как его имя и отчество) нам неизвестна, но, судя по всему, она сложилась вполне успешно. Во всяком случае, в 1978 г. он был персональным пенсионером. И вряд ли он жил в Исилькуле. Скорее всего, что редакция районной газеты специально связывалась с ним по почте, попросив написать краткий очерк воспоминаний. И благодаря этому очерку мы можем уверенно считать его ветераном событий на КВЖД.

3. Героическая судьба Александра Гриднева

Судьба сослуживца и друга А. Зубарева - Александра Гриднева известна нам куда лучше. Вот что говорит о ней сам Зубарев: «… А. Гриднев навсегда связал свою судьбу с Красной Армией, в период Великой Отечественной войны командовал авиаполком, а сейчас, хотя и на пенсии, ведёт большую общественную работу» [10, с. 3].
Более подробную информацию о боевом пути Александра Васильевича Гриднева (1909-1995) нам даёт сводная информация с сайта «Память народа» [6]. И она действительно впечатляюща.
Родился Александр Васильевич 4 апреля 1906 г. в с. Максимовка Самарской губернии (ныне – Богатовский район Куйбышевской области). Был призван по спецнабору 28 октября 1928 г. Служил в частях Особой Дальневосточной армии. В 1929-1931 гг. учился в Московском индустриально-педагогическом институте. В 1931 г. был направлен по комсомольской путевке в 7-ю Сталинградскую военно-авиационную школу им. Сталинградского Краснознаменного пролетариата. По окончании обучения, с 1933 по 1939 гг. служил там инструктором. Параллельно, в 1934 г., Гриднев окончил курсы командиров звена в 1-й авиационной школе имени А.Ф. Мясникова. С 1939 г. служил в одной из авиационных частей в должности заместителя командира эскадрильи. Здесь он и вступил в сражения Великой Отечественной войны. В январе 1942 г. капитан Гриднев был назначен командиром 82-го истребительного авиационного полка противовоздушной обороны (ПВО) 8-го истребительного авиационного корпуса ПВО, в составе которого участвовал в обороне Кавказа. 27 октября 1942 г. майор Гриднев был назначен командиром 586-го истребительного авиационного полка 144-й истребительной авиационной дивизии ПВО. В феврале-сентябре 1943 г. полк в составе 101-истребительной дивизии ПВО охранял небо над Воронежем. Летчики полка совершили 934 самолётовылета и в воздушных боях сбили 10 самолетов противника. 3 апреля 1943 г. майор Гриднев за умелое руководство полком, совершенные 40 боевых вылетов и сбитые в шести воздушных боях два самолета противника в группе был награжден орденом Красного Знамени. 14 июля 1943 г. в воздушном бою майор Гриднев сбил немецкий истребитель Ф-190 и в паре с младшим лейтенантом В. Лисициной сбил бомбардировщик Ю-88. Истратив весь боезапас, майор Гриднев подвергся атаке двух немецких истребителей, но искусным маневрированием сумел уклониться, а два вражеских истребителя из-за высокой облачности столкнулись друг с другом. С ноября 1943 г. по март 1944 г. полк под командованием подполковника Гриднева осуществлял охрану переправы через реку Днепр, прикрытие войск во время Корсунь-Шевченковской наступательной операции. 9 февраля 1944 г. в воздушном бою подполковник Гриднев сбил немецкий истребитель Ме-109 и в паре с лейтенантом Г. Бурдиной сбил немецкий бомбардировщик Ю-52. В марте-сентябре 1944 г. полк под командованием подполковника Гриднева прикрывал движение воинских эшелонов на железнодорожных участках в районе Житомира. Летчиками полка было совершено 611 боевых вылета и в 15 воздушных боях сбито 3 немецких бомбардировщика. В том числе, 11 мая 1944 г. подполковником Гридневым в паре с лейтенантом Р. Сурначевской был сбит бомбардировщик He-177. 14 апреля 1944 г. подполковник Гриднев был награжден вторым орденом Красного Знамени. С сентября 1944 г. по февраль 1945 г. 586-й истребительный полк под командованием подполковника Гриднева прикрывал объекты в районе Бельцы и Котовска, а затем до конца войны - Будапешт и Дебрецен. Всего за время военных действий подполковник Гриднев совершил 134 боевых вылета и в воздушных боях сбил пять самолетов лично и четыре в составе группы. После расформирования 586-го истребительного авиационного полка подполковник Гриднев в ноябре 1945 г. был переведён в 39-й гвардейский истребительный авиационный полк ПВО, а в 1946 г. уволен в запас по состоянию здоровья. С 1950 по 1952 гг. Гриднев был депутатом, а позже - председателем горсовета города Будённовск (Ставропольский край). В 1956 г. с отличием окончил Сталинградский сельхозинститут и работал в нём преподавателем. В 1965 г. основал, и в течение двадцати лет бессменно руководил Волгоградской школой юных космонавтов-качинцев» [6]. Кстати, эта школа являлась военно-патриотическим объединением детей и подростков, созданным с целью освоения ими программ авиационно-космической направленности [8]. Но после расформирования Качинского высшего военного авиационного училища, стала центром дополнительного образования (Центр «Качинец») [14].
Таким образом, в отечественную военную историю А.В. Гриднев вошёл как командир 586-го истребительного авиационного полка, которым командовал с 27 октября 1942 г. по 15 июля 1945 г. Он стал кавалером двух орденов Красного Знамени, орденов Отечественной войны I степени и Красной Звезды, медалей «За оборону Кавказа» и «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». В Волгограде на фасаде дома где жил Александр Васильевич установлена мемориальная доска, а историческая справка с сайта «Подвиг народа» продублирована в посвящённой ему статье в «Википедии» [5].
Мне, как большому любителю родного края, немного досадно, что столь выдающийся Герой не вернулся впоследствии в Омскую область. С другой стороны, отрадно думать, что организаторский опыт, который Александр Васильевич получил на комсомольской работе в Исилькуле, а потом и на службе в ОДВА, наверняка помогал ему на фронтах Великой Отечественной. И даже потом, в его послевоенной и весьма насыщенной жизни.

4. Муромчанин Пётр Павлович Васьков

Это самый загадочный герой нашего очерка. В имеющейся официальной справке о нём сказано следующее:
«Васьков Пётр Павлович - красноармеец 35-ой стрелковой дивизии, призван из деревни Гурово Муромцевского района Тарского округа. Пропал без вести 11 августа 1929 г. под Даурией» [3].
Даурия (ныне это сельское поселение Даурское) располагается на территории Забайкальского края сразу на стыке трёх границ: России, Монголии и Китая. До станции Маньчжурия (это была узловая станция КВЖД на территории Китая) отсюда чуть более 50 км, а до государственной границы с Китаем – около десяти.
35-я стрелковая дивизия до августа 1929 г. была в составе Сибирского военного округа и базировалась в Иркутске. Скорее всего, большая часть дивизии выдвинулась на Улан-Удэ и Читу, т.е. в сторону китайской границы, сразу же после приказа о создании ОДВА, т.е. 6 или 7 августа. Следовательно, если дата в документе правильная, Петр Павлович пропал в первый или во второй день после прибытия в Даурию. Железная дорога тогда работала не столь быстро, как сейчас, и вряд ли перемещение войск было стремительным. Не рассматривая иные версии, мы можем допустить, что Васьков мог стать жертвой несчастного случая во время манёвров, мог быть убит китайскими диверсантами, или же оказаться пленённым ими и переправленным через границу, где тоже погиб. Есть и иное предположение: ошибка в документах. Ведь иногда штабисты могли перепутать дату выбытия, или даже живого бойца вносили в число убитых или пропавших без вести.
Сейчас установить правду невозможно. Но если Петр Павлович действительно погиб, пусть даже и при невыясненных обстоятельствах, его следует считать одним из первых Героев 35-й стрелковой дивизии, павших в боях на КВЖД.

5. Калачинец Николай Тимофеевич Афонин
 
Примерно в 10 км к северо-востоку от города Калачинска Омской области, на правом берегу реки Омь, расположена крохотная деревня Петровка. Именно она и является малой родиной нашего следующего Героя: Николая Тимофеевича Афонина.
«Афонин Николай Тимофеевич - 1904 года рождения; красноармеец, 2-я стрелковая рота 108 стрелкового полка 36 стрелковой дивизии, уроженец деревни Петровка, Калачинского района, Омского округа. Русский. Погиб в бою 2 октября 1929 г. у разъезда №86. Похоронен в районе боя» [3].
Разъезд №86 (с 1929 по 1958 г. – станция Отпор; сейчас – посёлок городского типа Забайкальск, райцентр Забайкальского района Забайкальского края) находится прямо на границе с Китаем, в шести км от станции Маньчжурия. Летом и осенью 1929 г. он стал крупным центром дислокации войск Красной Армии [4, с. 63] и регулярно подвергался обстрелам и нападениям с китайской стороны [7, с. 85-87]. Благодаря многочисленным публикациям как в советское, так и в наше время, обстоятельства боя, в котором погиб Николай Тимофеевич, более-менее понятны.
Вот как об этом бое говорится в оперативной сводке №045 от 3 октября 1929 г.: «Около 3-х часов 2 октября стрелковая рота при поддержке артиллерии атаковала разъезд 86-й километр, советские войска понесли потери: убито – 9, ранено – 19, пропало без вести – 3 (часть раненых и убитых оставлена на китайской территории)».
Оперсводка № 046 от 4 октября 1929 г. дополняет эти сведения важными деталями: «Согласно данным личного расследования ком[андиром]группы Даурской оказалось, что столкновение на границе 2/Х в районе разъезда 86 произошло в результате перехода границы по самочинному приказу комдива 36 тов[арища] Рейтера (вопреки директивам и прямому запрещению ком[андира] группы тов[арища] Кассина) нашим разведывательным отрядом силою свыше батальона для производства поисков. Китайцы нашу границу не переходили».
Вероятно, вылазка усиленного батальона (а не роты, как докладывалось в оперсводке от 3 октября) 36-й стрелковой дивизии М.А. Рейтера была обнаружена китайцами, которые открыли огонь из дерево-земляных сооружений, после чего красноармейцы, понеся ощутимые потери, были вынуждены вернуться к разъезду №86 [13, с. 86-87].
Оперсводки легли на стол Блюхеру, который приказал незамедлительно «сделать огневой налет, не ведя наступательных действий, и при помощи мелких партий извлечь наших убитых и раненых. Огонь велся с 17 часов 10 минут до 19 часов 15 минут и было выпущено 2328 снарядов разных калибров, около 80000 винт[овочных]патронов и сброшено на кит[айские]окопы 26 авиабомб. Несмотря на это, наши мелкие партии при своих попытках проникнуть в район кит[айских]окопов, ввиду сильного огня с соседних окопов, брошенных раненых и убитых не подобрали» [13, с. 87].
Как мы видим, командование не оценило разведку боем, проведённую М.А Рейтером. Иное дело – сами красноармейцы из 36-й стрелковой дивизии. Так, в рукописи «Событие на КВЖД в 1929 г.», хранящейся в фондах Военно-исторического музея Восточного военного округа в городе Хабаровске красный командир Н.М. Ким на правах очевидца делится своей версией событий:
«В течение августа, сентября и октября месяцев белокитайцы систематически обстреливали станцию Отпор [то есть разъезд №86; здесь Ким использует его будущее название – прим. В.Д.], ружейно-пулемётным и артиллерийским огнём... Командир 36-й Забайкальской стрелковой дивизии тов[арищ] Рейтер, комиссар тов[арищ] Тарасов организовали глубокий разведывательный поиск силой большого разведывательного отряда. За ночь отряд прошёл несколько километров вглубь позиции белокитайцев и перед утром вышел из боя. Но война без жертв не бывает. Выход отряда прикрывал взвод Ким Ю-чена. Он убит последним снарядом, выпущенным белокитайцами...» [7, с. 89-90]. Портрет красноармейца Ким Ю-чена, корейца по национальности, и уточнённые данные о нём можно в общем списке Героев КВЖД [3].
Вышеприведённая информация, хоть и раскрывает нам общий сюжет боя, в котором погиб Афонин, но оставляет ряд неразрешимых вопросов. Был ли Николай Тимофеевич в составе взвода прикрытия, или погиб во время ночного рейда? Погиб ли он сразу, или был ранен и ушёл из жизни уже в плену? Было ли его тело похоронено сразу после рейда, или оказалось среди тех, кого красноармейцы пытались вернуть под прикрытием шквального отвлекающего огня?
Как бы там ни было, Николай Тимофеевич, уроженец плодородной Калачинской земли, навсегда остался здесь, в Забайкалье, среди каменистых степей да низкого голубого неба, по которому плывут бесконечно к далёким китайским горам бело-ватные кучевые и слоистые облака…

6. Выпускник Омской пехотной школы Константин Дмитриевич Запарин

Бой у разъезда №86 унёс жизнь и выпускника Омской пехотной школы имени М.В. Фрунзе, командира взвода 2-ой стрелковой роты 108 Белорецкого стрелкового полка 36-й Забайкальской стрелковой дивизии Константина Дмитриевича Запарина (1899-1929).
О Константине Дмитриевиче и его подвиге на сайте «АмурМедиа» (amurmedia.ru)  имеется весьма подробный материал журналиста Антона Корчевского [12], а потому я не вижу большого смысла его пересказывать.
Отмечу лишь то, что коренным омичом К.Д. Запарина считать нельзя. Родился он в Поволжье, в селе Вязовка Саратовской губернии. В Гражданскую воевал в прославленной Первой конной армии. В Омске он был период с 1926 по 1928 гг., учился в пехотной школе вместе с будущими генералами: Николаем Фёдоровичем Кузнецовым (он стал Героем Советского Союза, руководителем центра подготовки космонавтов), Павлом Ивановичем Зыряновым (командующим пограничными войсками СССР). Впоследствии эти генералы очень хорошо и тепло вспоминали о курсанте Константине Запарине:
«Этот скромный, даже застенчивый, коренастый парень был любимцем 2-й курсантской роты. Казалось, он уже вышел из курсантского возраста — при поступлении в школу ему исполнилось 27 лет. Была семья — жена и двухлетняя дочка. Для 18-летних курсантов он был уже «стариком». Но обаяние его было настолько сильным, его простота, задушевность, умение слушать были так велики, что молодежь не замечала разницы в возрасте, охотно делилась с ним своими мечтами и радостями, заботами и огорчениями. Простота удачно сочеталась в нем с высокой партийной принципиальностью, непримиримостью к недостаткам. Он решительно боролся с расхлябанностью, зазнайством, с небрежным отношением к воинским обязанностям. И сам стремился учиться как можно лучше. Не случайно коммунисты избрали его секретарем партийной ячейки роты…» [18, с. 52].
После окончания училища Запарин был назначен командиром взвода, а во время событий на КВЖД стал настоящим Героем.
Имеется как минимум два описания подвига Запарина очевидцами.
Натан Липман (книга «Записки красноармейца-дальневосточника» (1930)): «Китайцы с каждым днём наглели... 2 октября ночью китайский отряд со стороны Маньчжурии перешёл границу, напакостил, как блудливая кошка, и стал отходить. Бойцы получили долгожданный боевой приказ: – Отрезать путь китайской банде... Наш отряд бросился в атаку... Вот командир взвода Запарин наступает на вторую линию окопов... предательская пуля, пущенная из бойницы, тяжело ранит его. Он попал в руки белокитайцев, и они зверски замучили его» [Липман Н. «Записки красноармейца-дальневосточника» (1930), с. 182-183, 186–187; цитируется по: 7, с. 87]. Этот рассказ весьма поверхностен. Скорее всего, Липман не видел действий Запарина в бою, а потому не передаёт нужных деталей, и даже не объясняет читателю, в чём, собственно, подвиг был командира взвода.
А потому обратимся к другому источнику - очеркам истории Омского пехотного училища.
«Командир взвода К.Д. Запарин в том бою действовал со взводом на левом фланге отряда. Во время боя он шёл впереди, увлекая своим примером бойцов. Первым он ворвался и во вражеские траншеи. Гранатами уничтожил две огневые точки. Близкий разрыв вражеского снаряда… В суматохе ночного боя никто не заметил этого. Отряд отошел. А контуженный, тяжело раненный в живот советский командир был схвачен белокитайцами. Узнав из документов, что он является коммунистом, учинили над пленным жестокую расправу» [18, с. 51].
Тело Запарина было обнаружено уже после масштабного наступления Красной Армии на китайские укрепления. Командованию стало известно не только о его мужестве во время боя, но и о мученической смерти, которую он принял будучи раненым в плену. На основании этого было решено наградить Константина Дмитриевича Запарина посмертно орденом Красного Знамени. До 1930 года (то есть до учреждения Ордена Ленина) это была высшая военная награда страны. Так что подвиг взводного по меркам того времени был оценён чрезвычайно высоко.
Именем Константина Дмитриевича в Хабаровске названа улица. В этом же городе на площади им. Ленина имеется место захоронения.
Вечная память Герою КВЖД Константину Дмитриевичу Запарину!

7. Василий Васильевич Шипилин - участник танковой атаки

Танковая эпоха в мировой военной истории началась, как известно, 15 сентября 1916 г. в битве на реке Сомме (Франция). Именно тогда англичане применили свои первые танки против германской армии.
Аналогичная дата имеется и в героическом прошлом нашей армии. Это 17 ноября 1929 г., во время конфликта на КВЖД. И Герой этой главы, Василий Васильевич Шипилин, имеет к ней некоторое отношение.
Вот какую информацию можно прочесть в официальной справке:
«Шипилин Василий Васильевич - 1905 года рождения; младший командир 2-ой стрелковой роты 108 Белорецкого стрелкового полка 36-й Забайкальской стрелковой дивизии, с. Пресновка, Крестинского (ныне – Оконешниковского) района, Омского округа. Русский. Погиб в бою под Чжалайнором 18 ноября 1929 г. Похоронен в братской могиле в военном городке Даурия» [ссылка].
Всё та же 2-я стрелковая рота 108 Белорецкого стрелкового полка 36-й Забайкальской стрелковой дивизии. Та самая где служили и Н.Т. Афонин, и К.Д. Запарин, и Ким Ю-чен...
Если взглянуть на карту конфликта на КВЖД, то мы увидим четыре района вооружённой конфронтации: у озера Ханка, на р. Сунгари, на р. Амур у Благовещенска и в Забайкалье, у г. Маньчжурия и Чжалайнор [17]. Последние два города были важными пунктами всей китайской обороны белокитайской армии и их следовало «молниеносно» прорвать силами 18-го стрелкового корпуса. Китайцы к обороне готовились серьёзно. Севернее города Чжалайнора они выкопали три линии окопов полного профиля. Между окопами были сделаны хорошие блокгаузы с перекрытиями из рельсов и шпал и засыпкой до 1 м мёрзлой земли. С юга эти укрепления были слабее, здесь имелось всего две линии окопов, а с востока — местами лишь одна. Маньчжуро-Чжалайнорская китайская военная группировка в общей сложности насчитывала от 12 до 16 тыс. чел. Забайкальская группа ОДВА включала 6091 чел. пехоты и 1599 чел. кавалерии при поддержке 88 орудий, 32 самолётов, трёх бронепоездов и девяти танков Т-18 (они же — МС-1). Организационно в группу входили: 21-я Пермская стрелковая дивизия, 35-я стрелковая дивизия, 36-я Забайкальская стрелковая дивизия, 5-ю кавалерийская бригада, Бурят-Монгольский кавалерийский дивизион, 6-й и 25-й авиаотряды, 26-я бомбардировочная эскадрилья, 18-й артдивизион корпусной артиллерии, 18-й сапёрный батальон, железнодорожная и танковая роты [16, с. 52-53]. Вооружение Красной Армии: винтовки-трёхлинейки, карабины, ручные пулемёты Льюиса (английские) и Шоша (французские), станковые пулемёты «Максим», 76,2-мм горные пушки, 76,2-мм пушки, 107-мм пушки, 122-мм гаубицы. Всё это было ещё дореволюционной конструкции. Из новых вооружений: ручные пулемёты Токарева, пулемёт ДП (Дегтярёва) и танки Т-18 (МС-1) [11, с. 60].
Именно в 36-й Забайкальской стрелковой дивизии и служил младший командир Василий Васильевич Шипилин.
В ночь с 16 на 17 ноября, при ярком свете луны, части ОДВА начали выдвигаться на исходные позиции. Накануне ударил мороз и передвигаться приходилось в условиях обледеневших дорог и полей. Танковая рота шла отдельно. Но в ней не было карт, и из девяти танков до поля боя добрались лишь четыре. Остальные заблудились на марше. Да и дошедшие машины не имели полного боекомплекта, и были готовы к бою лишь частично. Их было решено передать в поддержку 107 и 108 Белорецкого стрелковых полков, ведь эти полки не располагали дополнительной артиллерией.
Атака на китайские укрепления у Джалайнора началась 17 ноября в 10 часов утра. Сначала танки прорвали оборону на главном направлении (с севера на юг), обеспечив пехоте возможность развивать наступление. Потом пытались повернуть на западный фланг, но здесь китайцы прорыли широкий противотанковый ров, оказавшийся непреодолимой преградой. После небольшой перестрелки, Т-18 устремились на юг, в район боя 108-го Белорецкого стрелкового полка [16, с. 53-54], где вместе со своими красноармейцами сражался младший командир В.В. Шипилин.
Вот как об этом бое пишет его участник знаменитый Маршал Советского Союза Василий Иванович Чуйков:
«На рассвете 17 ноября началась артиллерийская подготовка, поддержанная ударами с воздуха. Артподготовка длилась час. Я не могу сказать, что наш удар был внезапным. Китайское командование, видимо, узнало о передвижениях наших войск. Там, где их позиции были хорошо оборудованы, китайские войска изготовились встретить нашу атаку.
Наиболее успешно наше наступление развивалось там, где действовала 36-я стрелковая дивизия, поддержанная ротой танков МС-1. Этот бой вообще был самым интересным. Мы впервые могли наблюдать танковое наступление во взаимодействии с пехотой.
В роте действовало 10 машин [на самом деле 6; к полудню к четырём прибывшим машинам прибавились ещё две из числа заблудившихся; все танки одновременно В.И.Чуйков видеть не мог, а потому в мемуарах руководствовался числом машин, официально направленных в ОДВА — прим. В.Д.]. С исходных позиций они двинулись после артподготовки. Все это было очень далеко от будущей методики применения танков в годы Великой Отечественной войны. Танки не вводились в прорыв, они прорывали оборону, прикрывая собой наши пехотные цепи. Их атака была внезапной для китайских солдат, удивила она в не меньшей степени и красноармейцев.
Я находился на наблюдательном пункте рядом с В.К. Блюхером. Мы видели в бинокли, как китайские солдаты и офицеры, завидев наши танки, высунулись почти в полроста из окопов. Мы ожидали, что они в панике побегут, но удивление оказалось столь сильным, что оно как бы парализовало их волю и убило даже страх.
Странно вели себя и красноармейцы. Они тоже не успевали наступать за танками, а некоторые как зачарованные глядели на двигающиеся стальные черепахи, изрыгающие огонь. Вспомним, что шел 1929 год. Крестьянские парни, служившие в армии, знали о танках и даже о тракторах только понаслышке» [19].
Думаю, что и Василий Шипилин был удивлён появлением танков и, вместе со своими бойцами, с интересом наблюдал за их действиями.
«Танки беспрепятственно дошли до китайских позиций и открыли огонь вдоль окопов. - Продолжает свой рассказ В.И. Чуйков. - Пулеметный огонь отрезвил китайцев. Они в панике побежали. Десять танков [восемь танков — прим В.Д.] без каких-либо потерь с нашей стороны прорвали оборону противника.
Если бы у нас было лучше налажено взаимодействие танков с пехотой, мы могли бы молниеносно развить успех. Однако и наши части не ожидали такого эффекта. Красноармейцы ворвались в расположение противника и, вместо того чтобы быстрее двигаться вперед, замешкались в китайских окопах. Танки углубились на 5 км в сторону Чжалайнора и остановились, опасаясь двигаться по китайским тылам без пехоты. Все же им удалось выйти на железную дорогу ст. Маньчжурия — Чжалайнор и перерезать ее.
Наши стрелковые части с опозданием двинулись за танками, подавляя сопротивление в отдельных узлах китайской обороны, в значительной степени парализованной танковой атакой. И все же, несмотря на замедление действий, задача разъединить гарнизоны на ст. Маньчжурия и в Чжалайноре была выполнена…
В результате наступательных операций к концу дня [17 ноября — прим. В.Д.] было полностью завершено окружение двух китайских бригад численностью около 20 тыс. человек. Начинался второй этап операции — разгром гарнизонов в городах Чжалайнор и Маньчжурия» [19]. Этот этап продолжался сутки, и завершился в ночь с 18 на 19 ноября хаотичным отступлением китайских войск.
«… Когда в Чжалайнор вступили основные силы наших стрелковых дивизий, разрозненные группы противника, отдельные орудия на конной тяге. Повозки, постепенно отступая из города, ринулись вдоль железной дороги в сторону Цагана…
… К исходу 18 ноября объединёнными усилиями 35-й и 36-й стрелковых дивизий, 5-й Кубанской кавбригады и других частей и подразделений сопротивление противника, сосредоточенного в чжалайнорской группировке, потерявшего на этом участке фронта свыше 12 тысяч человек, было, наконец, полностью сломлено…» [11, с. 106-107]
Я допускаю, что именно во время преследования китайской армии, вечером 18 ноября, и погиб Василий Васильевич Шипилин. В справке сказано, что убит он был «под Чжалайнором», а значит уже тогда, когда китайцы оставили город. Они отступали, отстреливаясь от красноармейцев, и одна из пуль могла сразить двадцатичетырёхлетнего младшего командира…
20 ноября всё было кончено. В этот день ОКДА взяла Чжалайнор, за два дня до этого – Маньчжурию. Было убито около 1,5 тыс. и пленено 8 тыс. китайцев, включая командующего Лян Чжуцзяна. Бои продолжались ещё несколько дней, но исход конфликта был ясен.
22 декабря 1929 г. в Хабаровске состоялось подписание советско-китайского протокола о восстановлении положения на КВЖД [2, с. 194].

8. Заключение

Эта вооружённая конфронтация стала первым крупным боевым опытом Красной Армии за рубежом. Операция прошла успешно, войска выполнили поставленные задачи. За эту короткую войну и сама ОДВА и более пятисот её командиров были награждены орденами Красного Знамени. Командующий В.К.Блюхер получил только что учреждённый орден Красной Звезды за №1 [2, с. 195]. Кроме того, всем участникам боёв на КВЖД были вручены специальные серебряные знаки с надписью «Бойцу ОКДВА» [11, с. 135]. Кстати, впоследствии их нередко называли воинами-интернационалистами!
23 марта 1935 г. КВЖД была продана властям Маньчжоу-Го за 140 млн. иен в целях снижения возможностей дальнейшего разгорания военного конфликта [11, с. 166-167].
Сегодня Китай — важнейший стратегический партнёр нашей страны. И по бывшей КВЖД через Забайкальск, Маньчжурию и Чжалайнор мирно стучат колёса товарных поездов. Эта дорога продолжает обеспечивать российско-китайские грузоперевозки. Давно минули дни нашего вооружённого противостояния, забыты и баталии вокруг КВЖД, и Даманские события 1960-х годов. Всё это кануло в лету, ушло безвозвратно.
Но мы не вправе забывать имена тех, кто отдал свою жизнь за Отечество. За наше благополучное настоящее, за веру в светлое будущее.
И как гражданин России, и как омич, я считаю своим долгом напомнить всем об этих Героях.
Было бы здорово, если, скажем, в 2029 г., когда будет отмечаться столетие боёв на КВЖД, имена её Героев появились на мемориальных комплексах в городах Омской области Исилькуле и Калачинске, посёлках городского типа Муромцево и Оконешниково. Или в Омском Парке Победы, где уже установлен памятник воинам-интернационалистам, павшим на Афганской земле.
А пока пусть этот наш коротенький очерк станет своеобразным нерукотворным памятником для Героев КВЖД, искренней благодарностью им от всех омичей и жителей нашей необъятной Великой Родины.

Источники:

1. Аблажей Н.Н. Конфликт 1929 г. на КВЖД и его последствия. // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. – 2006. – Т. 5 №1. – С. 57-61.
2. Великанов Н.Т. Блюхер. – М.: Молодая гвардия, 2010. – 317 с.
3. Герои боёв на КВЖД. Биографии и портреты. // Режим доступа:  https://knigiimperii.1bb.ru
4. Голянова Д.А. Деятельность железнодорожной станции Отпор после советско-китайского конфликта 1929 г. на КВЖД. // Студенческие чтения. Сборник статей. - Чита: ЗабГУ, 2021. - С. 62-67.
5. Гриднев Александр Васильевич. Википедия. // Режим доступа:  https://ru.wikipedia.org
6. Гриднев Александр Васильевич. Память народа // Режим доступа:  https://pamyat-naroda.ru/
7. Дацишен В.Г. Проблемы советско-китайского военного противостояния на забайкальском участке границы в 1929 г. // Регион в приграничном пространстве: материалы международной научной конференции в 2-х частях. - Часть 2. - Чита: ЗабГУ, 2016. - С. 84-91.
8. Докучаев А. Наследники знаменитой Качи. // Учительская газета. - 2006. - 8 августа. - №32 . Режим доступа: https://ug.ru/nasledniki-znamenitoj-kachi/
9. Запарин Константин Дмитриевич. Википедия. // Режим доступа:  https://ru.wikipedia.org
10. Зубарев А. В те далёкие двадцатые. // Знамя. Орган Исилькульского городского комитета КПСС, районного и городского Совета Народных Депутатов Омской области. – 1978. – 28 октября. - №130 (6336). – С. 2-3.
11. Конфликт на КВЖД: Из истории Советских Вооружённых сил. / Под ред. В.П. Зимонина. – Хабаровск: Книжное издательство, 1989. – 176 с.
12. Корчевский А. Улицы Хабаровска: Константин Запарин: герой полузабытой войны. // Режим доступа:  https://amurmedia.ru/news/706558/
13. Мильбах В.С. Оперсводки штаба РККА о вооружённом конфликте на Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД). // Гуманитарные проблемы военного дела. - 2018. - №1 (14). - С. 83-87.
14. Муниципальное образовательное учреждение «Центр «Качинец» // Режим доступа:  http://kachinec-volgograd.narod.ru
15. Наземцева Е.Н. «Возвращение» СССР на КВЖД в первой половине 1920-х годов. // Военно-исторический журнал. – 2017. - №8. – С. 16-24.
16. Свирин М., Бескурников А. Первые советские танки. // Армада. Приложение к журналу «М-хобби». - 1995. - №1.
17. Чекмарев В.А. 1929: Забытая победа на КВЖД. // Режим доступа:  http://samlib.ru/c/chekmarew_w_a
18. Черемных А.Н., Кичигин В.И. Боевая юность командиров // В Сибири рожденное: Страницы истории Омского высш. общевойскового команд. уч-ща им. М. В. Фрунзе. — Омск: Омское книжное издательство, 1987. — С. 49-53.
19. Чуйков В.И. Миссия в Китае. — М.: Воениздат, 1983. — 252 с. // Режим доступа:  http://militera.lib.ru

Январь 2022, август 2023, январь 2024 гг.

Полный список произведений автора: http://proza.ru/avtor/demits