Яблочко от яблоньки

Виктор Гранин
             Почему девочки играют в куклы, а мальчишки в машинки? Даже сам этот вопрос по многим причинам  всё далее  становится не однозначным. А уж про ответ-то просто и не выскажешь. Нынче же часто в куклы играют и мальчики, а девочки и пистолетом игрушечным не пренебрегают. Впрочем, сделанный мной выбор детских  развлечений свидетельствует о дремучей отсталости дяденьки престарелого возраста. Вот если бы он заговорил о компьютере, а всего сильнее, о смартфоне – это да, это уже приближение к нынешним реалиям.
            Как знать?

            Однако же нынче, в самый Новый год, мобилизовали меня оторваться от своего привычного времяпрепровождения и пройтись по квартирам нашего подъезда в образе Деда Мороза – самая подходящая роль для гуманоида моих лет.
По-разному реагировала детвора на мои там импровизации. Но особенную трудность предвидел я при общении с годовалой девчушкой.
            И действительно, в саму настороженность обратилась девочка, когда ряженый серебристобородый в красном сарафане дед бесцеремонно впёрся в квартиру и поинтересовался у родителей – есть ли у них детки. 
            Умилившись видом дитяти, я обратился к ней с предложением хотя бы чуть-чуть дотронуться своей ручонкой  до моей мягкой рукавицы. Некоторое время дитя пребывала в раздумье, а потом,  как бы ненароком, как бы случайно протянула свою ручонку да и осторожно коснулась самого края нежной ткани. И это ей понравилось. Не сказать чтобы дальнейшее наше общение привело её в восторг. Но всё-таки кое о чём мы смогли побеседовать под ёлкой, так что поиск глазами  матери своей то и дело ею прерывался. Дело дошло до того что девица отважилась даже оторваться от пола да и оказаться сидящей высоко на руках Деда  Мороза. А когда он достал из мешка… куклу! то и улыбка тут же прогнала прочь все её детские страхи.
             Да только теперь уж было ни до Деда, ни до родителей. Была одна кукла! И никаких машинок, пистолетов и рогаток.

             В другой же квартире пятилетний Пашка ни в какую не пожелал рассказать затверженный накануне стишок.
              Ну да и ладно. Что мы стишков не слышали?!
              Но зато он так чётко отдубасил висящий в прихожей кожаный мешок. И левой, и правой, и прямым и крюком, и пяткой ноги. Ай да боец!  Есть теперь в подъезде защитник от хулиганов. Порадовал Деда Мороза.

             Теперь же немного поумничаем!

             В том эпизоде явно проступают сохранившиеся до сего времени гендерные  особенности,  выраженные в предпочтениях ребёнка. Это понятно.
            Ну а теперь уж можно оставить при своих интересах и социально активного Деда Мороза и ту девочку со счастливым подарком в первый свой Новый Год, и паренька мощно натренированного. Дальше пойдёт разговор как бы о   дихотомии — последовательном делении на две части чего-то, более связанного внутри, чем между собой.

           Итак, часть первую находим мы в яицком казачьем селении года  времён половины двадцатого века. Туда, на берег Яик-реки, в гости к тёткам привезли четырёхлетнюю сочинскую красавицу. Прелестное дитя. И как тут не похвастаться ею перед народом села?  Вот и принарядились две пятнадцатилетние её тёти да и вышли на люди сами, да ещё и с городской!!! прелестной девочкой. А на селе веселье.  Привезли кино. Прямо на площади подвешена простыня и кинопередвижка крутит фильму. От ближайших усадеб натасканы табуретки да стулья. Кое-кто не в силах и оторваться от картины на экране. А кое-кому совершенно не до этого. Брёвна зовут.
         
           Эти сложены поодаль, под кронами деревьев и очень удобны для посиделок. Их то и выбрали разнаряженные казачки. Сидят и ожидают ответа на свои выходки. И не без результата. Молодые парни – какие-то солдатики из военной части - вовсю кадрят местных красоток. А между тем, городская (!!!) четырехлетка сидит на брёвнышке рядом  вся такая  из себя красавица да и вовсю строит глазки, изо всех сил стараясь переключить внимание женихов от деревенщины на себя.

            Ну, скажите мне, кто её этому научил?

***

            Прошло четверть века. Та черноморская девчоночка сама обратилась в красивую женщину, которая со своей (внимание!) четырёхлетней дочуркой приехала из тундры в стольный город Анадырь по своим делам. Настало время отобедать. В городской столовой народу в этот час не густо. Вот мамочка с дочуркой и выбрали удобный для себя  столик да не спешат приняться за еду. 

         Молоденький солдатик появляется в зале и заметно по всему, что выбирает он где бы присесть. Понятно - ему хочется заполнить свой досуг не просто приёмом пищи, отличающейся от солдатского довольствия, но и общения как бы не формального, как бы семейного, как бы с мамочкой своей хоть чуток побыть. Вот и обращает внимание на молодую женщину с дочкой.
- А можно я с вами здесь посижу?
- Да конечно?

         Сидим, обедаем и неспешно беседуем на разные темы.
         Но что это такое случилось с девочкой? Уж она не поедает с постным лицом свою кашку, а преобразилась вся, да вовсю и стреляет глазками нашему солдатику.

         Ну, скажите мне, кто её этому научил?

         Уверяю вас – никто ещё и не успел в её-то лета.
         Если мы где-то здесь и упомянули дихотомию, то вот они, эти две части гендерного поведения, связанные с собой, но уж не только внутренне, а и на самый показ.
         Яблочко от яблоньки не далеко ведь падает. А в нашем случае куда уж ближе.

         А мне, от этой всей этой истории аналитику, приходит на ум аналогия библейской притчи про яблоко в райском саду. Но там же присутствует и змей-искуситель. Уж не здесь ли надо искать корни гендерных проблем?
21.01.2024 8:06