Алтай 71. Походный дневник. День второй

Гузэль Ханисламова
8 августа
      
   Второй день Господь-бог затратил на отделение тверди земной от какой-то хляби.   Во второй день начальник и наша группа повернулись рюкзаками и прилегающими частями тела к цивилизации, институтам, керогазам и пр. Таким образом, день второй – в общем-то знаменательный.

      Но, накануне вечером мы об этом не думали и, конечно, не выспались. Не выспались потому, что это была первая ночевка в палатках, и как следствие – бесконечные разговоры до каких-то там петухов.
    
     Ночью пошел дождь. Утро было хмурое и мокрое. Река, через которую предстояло перейти, - грязная и тоже мокрая. Рюкзаки с полной раскладкой – тяжелые.
 А радостей было две:
1. Нашли масло, потерянное накануне при переправе;
2. Не опоздали на Чемальский автобус.

     Итак, 8 августа в 8.40 (напомню – это День строителей) мы начали постепенный выход из цивилизации. Забегая вперед, скажу. Что выход из цивилизации к нецвилизации характеризуется двумя противоположными процессами:
1-Ухудшаются дороги.
2-Увеличивается количество мата, извергаемого аборигенами пограничной области.

     Едем в Чемал. Дорога великолепная – очень ровный асфальт, обсаженный местами тополями. Дорога называется Чойский тракт. По всей видимости, он имеет богатую и полную приключений историю, теряющуюся в глубине веков. Но мы об этом ничего не знаем, а посему можем беспрепятственно любоваться развертывающейся панорамой.
    
     Дорога тянется берегом реки Катунь. Река полноводная, с белесо-зеленовато-голубой водой и быстрым течением. Долина широкая. Горы раскрываются постепенно. Сначала распаханные холмы. Потом с детским восторгом встречаем первые скалы, сосны, ждем кедрач, сравниваем с Уралом (хвалим свое, ругаем Алтай). Потом начинаем заламывать шапки перед вершинами, вертеть головами, подталкивать друг друга локтями. Горы выше, круче, красивей, дорога – хуже. Алтай!
   
     Краеведческий зуд толкал нас вступать в беседы с соседями по автобусу. Результаты были самые разнообразные. Одни старательно и доброжелательно (закон гор – кто туриста обидит – тому глаз вон) давали справки. Другие отмалчивались. Третьи выдавали себя за строителей, и по поводу праздника дышали густым перегаром и беспрерывно матерились.  Приехали в Чемал. Закупили хлеб, водку для подкупа алтайского крестьянства и частников. Предполагается что за жидкую валюту получим содействие со стороны кооперативов и отдельных лиц.
   
      Следующий пункт – поселок Уожан. Иногда туда ходят машины. Решили, не смотря на праздник, ждать машину. Сидим напротив чемальского магазина. Отцы и матери непрерывным потоком выносят из магазина водку.  Дети гужом идут сдавать бутылки. Пьяны все. И все предлагают свой вариант похода, пытаются угостить и рассказать печальную историю своей жизни. Сопим и отмалчиваемся.
    
     Наиболее агрессивны старухи. Гуля и компания пошли за луком. Первая старуха-частница отказала. Вторая – сделала два предложения. Во-первых, дать на рубль только 5 луковиц. Во- вторых, выходить Гульке замуж за ее сына и не мотаться неведомо куда. Предложение было принято частично. За это нам была рассказана грустная и полная обид история жизни. Нам стало бы от этого совсем грустно, если бы не мат. Девчонки продолжают видеть в этом что-то таинственное, что-то от запретного плода, а потому – развлекающее. Чем больше кругом мата, тем веселее и противнее. Весело потому, что смешно всякое излишество.
   
      Наконец, пришла грузовая машина. С нее грозно смотрели вперед две решительные дамы. Они приехали за продуктами для стационарного турлагеря Новосибирского электротехнического института.  Вместе доехали до их лагеря. Нас пригласили на открытие, посмотреть, как устроились. Мы, ясно дело, согласились.
   
      В лагерь попали по удивительной навесной дороге. Переправляющийся сидит верхом на подвешенной к тросу доске, а с противоположного берега реки всю эту систему подтягивают на веревке (понятно, к технарям едем). Переправились по одному. Ребята показали лагерь, великолепно устроенный и оформленный.
   
       Приписка к тексту. Мы (Надя и Гуля) решили вмешаться, потому как дальнейшие события очень    трудно поддаются объективному освещению. Дело в том, что все последующее с нашло разное отражение в умах членов нашей группы.

     Позиций было три.
     Позиция первая (позиция девушек, т.е. наша). Итак, лагерь. Мы думаем, что Искандер все это опишет, исходя из своего долга и не забудет описать и разрисованные палатки, и «пальмы», и новосибирских девушек (и при этом даст чисто мужскую характеристику последних). Нам же новосибирские девушки показались весьма своеобразными. 
    
     Пример первый – случай с Володей. Идем мы (Надя и Гуля) и Володя. И вдруг, нарядно одетая, черномазая низкорослая девица прекратила скакать на скакалке и обратилась к Мужчине: «Не хотите ли попрыгать?». Но, Вовка, как и полагается настоящему мужчине, презрительным взглядом отвергнув ее притязания, прошел мимо. (К нашей записи сделана еще одна ремарка – «а по-мужски, как настоящему Слизняку» – приписано Венькой, который не указал своего имени, а подписал: Я- т.е. мужской пол!). А вот, Юра мимо не прошел! Он любезно согласился попрыгать на скакалке и, по словам очевидцев, прыгал не просто так, а с фигурными выкрутасами. Но, через некоторое время, наиболее сознательная часть наших мужчин, потянулась, как и следовало ожидать, к месту пребывания нашего начальника. У несознательных, вероятно, тоже сработал стадный инстинкт. И все бы окончилось благополучно, если бы не пропал Толик. Скажем сразу, мы большее значение придали первому случаю, потому как он произошел с коллективом, во втором же случае участвовал лишь один.
   
      Пример второй – случай с Толиком. Итак, пропал Толик. Мы уже были готовы отправляться в путь и толпились у машины. Венька бегал по лагерю и искал пропажу, пока не нашел Толика в одной из палаток, в цепком окружении девочек. Он (как он сам утверждает) налаживал фотоаппарат. Толик тоже переправился, мы поехали. Казалось бы, ничего особенного, но, сияющий вид Толика не давал покоя нашим ребятам. Перемалывались все улики и последствия исчезновения Толика. Именнно: ножик (от штанов), который принесла весьма привлекательная особа. Мы, конечно, не знаем всей специфики починки фотоаппарата и степени участия в ней ножа. Но, вот зачем был снят компас(?), который тоже был забыт…

    Последующие события дня оказались так и не описанными, т.к. спорные вопросы не были решены.
   
      Следует сказать, что в этот день мы прошли совсем немного. Встретили группу туристов из Уфы. Это студенты из мединститута - Мулдашев и др.  (тот самый, будущий светила офтальмологии – прим. автора) под руководством Удмура.

     Устроили по поводу встречи праздничный ужин, напелись песен, наслушались походных воспоминаний, а самое главное – не переставали удивляться количеству снаряжения у наших друзей.
               
     Летописец дня – Искандер (и примазавшиеся)


Продолжение следует http://proza.ru/2024/01/22/1343