Преодолевший себя

Владимир Федулов
ПЕВЕЦ КУПЕЧЕСКОЙ РУСИ

Художник Б.М. КУСТОДИЕВ
(1878-1927 гг.) –

***
Академик, выдающийся портретист
и певец купеческой Руси, 
мастер добра и света, славящий
жизнь и ее красоту.
Но проведший последние 15 лет
из отпущенных  ему 49  -
в инвалидном
кресле…

О нем скажу,
заглядывая в даль,
на щит беря красу,
а не печаль, –
вот так, ребята,
закалялась
сталь!

***

Часть 1: ПРАВО ВЫБОРА

(Что важнее не терять -
руки, ноги? Как сказать ...
Лишь супруге то решать…
А  ему – не отступать,
в прятки со смертью
играть!).

Ах, юность, золотое
время!
И даже тяготы –
не в бремя…
Отец, ушедший в мир иной,
троих детей не взяв
с собой!
И  мать-вдова,что их
взрастила,
себя детишкам
посвятила…
Да быт купеческий вокруг,
где съемный дом  -
их ближний круг!
И Русь мещанская -
их друг… 
***

Борис – любитель рисовать,
а дядя  взялся помогать
и на учебу направлять …
Он в семинарии учился
и стать священником
стремился –
а тут иное на уме!
Все живо, ярко
получалось –
красиво,метко рисовалось!
И что парнишке
оставалось?

Нет, он священником
не  стал –
иной был выбран
пьедестал!
***

Оставив семинарию, Борис
Кустодиев в 1896 г.
поступает в Академию
художеств С-Петербурга,
которую астраханский провинциал, так и не
ставший священником,
успешно оканчивает 
1 октября 1903 г.

В Академии он прошел курс
под руководством   самого  Ильи Репина ,
получив при этом за дипломную работу «Базар в деревне»
золотую медаль  и право на годовую поездку за границу
для изучения живописи!

Еще  студентом   Кустодиева пригласил  в помощники «шеф»  курса Илья Репин -
для совместной работы над 
его картиной  "Заседание
Государственного совета»
(1901 г.).Большая честь
и практика для Бориса - начинающего портретиста!
 
А для поиска натуры  своей
дипломной работы  по избранной теме осенью
1900 г. Борис Кустодиев выезжал  в Костромскую губернию. Там была написана
дипломная картина "Базар в деревне", а вскоре юноша нашел в соседнем селе и свою
"вторую половинку" - обрёл
счастье с Юлией Порошинской,
ставшей супругой и путеводной звездой художника  до конца его дней ...

И вот - "золотое" турне с супругой Юлией и годовалым сыном Костей в Париж, знакомство с новым для него миром,с художниками и
шедеврами мировой живописи, творческая работа и возвышенные впечатления!

По возвращении на родину,
в Костромскую губернию, супруги покупают там клочок земли
и строят усадьбу "Терем",
где Борис пишет картины  -
в том числе сюжеты
с Юлией.

Знакомые по-доброму
завидуют молодым, их
семейному счастью и даже дарят дружеский шарж на картину Кустодиева "Утро", 
где Юлия в роли мамы купает
в тазике младенца Костю: шутники подрисовали в тазике
аж 12 младенцев...

Дела  художника идут
в гору –
критика ему  благоволит,
список его работ и наград  полнится, а заказать свой портрет у него стремятся 
многие…

Но беда уже стояла
у ворот! 

Сначала вроде как заглянула робко и случайно, окатив острой, но временной
болью!
Однако вскоре осмелела и прописалась все ощутимее,
требовательнее
и жестче…

***

На 33- м году жизни у Бориса Кустодиева обнаружили опухоль на шейных позвонках, что требовало хирургического вмешательства.

Лечение за границей не помогло. Правая рука болела
и усыхала...

А он, вопреки болям, писал
все ярче и красочнее, вспоминая астраханскую юность
и окружавший его купеческий  уклад с чаепитием  и  пышнотелыми купчихами,
народные гуляния
и ярмарки...

Но вот 3-я по счету операция
и он под наркозом на операционном столе. Перед докторами встаёт дилемма:
или -или? Оставлять, исходя
из состояния нервных окончаний, действующим
что-то одно: руки или
ноги ...

Пациент на столе без сознания и выбор делать его супруге
Юлии, которая ждёт возле
операционной. Ей решать судьбу Бориса - что ему оставлять
действующими ?

- Конечно, руки! - не раздумывала долго она.- Оставьте ему руки ...
Он ведь художник,
без рук ему
не жить!

Так Борис Кустодиев на последующие отпущенные
ему в жизни 15 лет оказался прикованным к инвалидному креслу -каталке!

Но он не сдавался и творил яростно и ярко, иногда лежа
и стиснув зубы! Те  два -три часа в день, когда ему разрешалось не лежать в постели, а сидеть в кресле,
он то подкатывал к картине,
то удалялся от нее, оценивая свет и тени, - словно
вызывая болезнь на дуэль,
играя со смертью
в прятки..

И это были самые яркие
в его творчестве годы,
когда создавались
подлинные
шедевры!

22.01.2024 г.

(Продолжение следует)

Фото из интернета