Тарханы

Новосельцев Григорий Петрович
Военная история России была насыщена удивительными моментами. В армию России включались различные иррегулярные формирования, известные как "инородцы". В XVI-XVII веках в России существовала группа служилых людей, называемых тарханами. Тарханы были освобождены от уплаты налогов или ясака и являлись свободными от всех податей владельцами вотчин. Они самостоятельно содержали себя и вооружались за свой счет. Некоторым тарханам также выдавались несудимые грамоты. В XVI-XVII веках в Русском государстве привилегированным землевладельцам, духовным и светским лицам выдавали льготные грамоты, в которых устанавливались привилегии в отношении налогов и судебных дел. Льготы варьировались, и в некоторых случаях наместникам было запрещено входить на земли привилегированных землевладельцев, за исключением серьезных уголовных преступлений. В 1549 году тарханная грамота была распространена на всех служилых людей "по отечеству", включая бояр и дворян. Тарханы были также называемыми служилыми людьми по отечеству, которые владели землями и передавали службу от отца к сыну. Другая категория служилых людей - служилые по прибору - включала посадских людей, бедных крестьян и потомков бояр. Обе категории получали материальную поддержку от государства, но только служивые по отечеству обрабатывали землю самостоятельно. Тарханство было личным и наследственным статусом. Многие дворянские роды произошли из тарханов, такие как башкирские княжеские роды Аптуловых, Турумбетовых, Давлетшинов и другие. Звание тархана присваивалось служилым людям за особые заслуги и существовало в различных культурах, включая булгары, хазар, Золотую Орду и Русское государство XVI-XVIII веков. В Русском государстве тарханы появились при Иване Грозном и служили в Касимовском ханстве, которое было вассальным по отношению к Москве. Место Касимова стало местом возникновения служилых татар и мурз в Русском государстве. В разрядных книгах тарханы были отнесены к служилым инородцам и, в отличие от других служилых людей, не получали определенной поддержки от государства. Они жили на тех же землях, подчинялись тем же правительствам, но не платили ясака. В царевич Юрий Дмитриевич, отце Ивана Грозного, была выдана грамота Темниковскому князю Еникею в 1539 году, в которой говорилось: "…татары из тарханов и башкирцы и можеряны, которые живут в Темникове, судить и ведать их по старым обычаям…"
Институт тарханства, который был распространен в различных каганатах, включая Тюркский, Хазарский и Золотую Орду, сохранился только среди башкиров после их присоединения к Московскому царству в Поволжье, на Урале и в Сибири. Тарханы составляли значительную часть башкирского общества и в Уложенной Екатерининской комиссии в 1767 году депутаты от Уфимской и Исетской провинций называли себя "народом нашим башкирским и тарханским". В последствии тарханы слились с русскими служилыми людьми, но некоторые все же оставались частью особого класса служилого сословия и соединились со служилыми татарами. Во время военных походов тарханы формировали отдельные отряды, к которым при необходимости присоединялись также набранные тяглые и ясачные войска. Однако русские бояре или дворяне занимали руководящие должности в этих отрядах. Если вам интересна история русской армии, казачьих войск и иррегулярных формирований из народов России, вы можете подписаться на канал и найти на нем статьи о казачьих объединениях и иррегулярных формированиях из разных народов, которые населяли Россию.