Пощёчина

Надежда Франк
   В  школе Таня и Саша сидели за одной партой, но знакомство их началось ещё в раннем детстве. Семьи родителей были соседями, поэтому ребятишки росли рядом. Мама Саши так и говорила: « Вон наша Таня пошла в садик, догоняй и идите вместе». Вместе они были и в садике.  Таня всегда садилась за тот стол, за которым сидел Саня.  Она одна его так называла – Саня. Для остальных он был Саша, а для друзей – Сашка. Она терпеливо ждала, когда он поест; ждала, когда проснётся или уснёт в тихий час. Бегал ли Сашка с мальчишками, играл ли в песочнице или качался на качелях, он всегда приходил отдохнуть и садился на лавочку рядом с Таней.

    В первый класс они тоже пошли вместе. Сели за одну парту, и так остались сидеть до окончания начальной школы. Таня была девочкой старательной и аккуратной. Училась она охотно и хорошо. А Саша учился, как получится.
Родители его работали на ферме, уходили на работу с восходом солнца, так что особо мальчика никто не контролировал. Утром он сам вставал, по пути заводил брата в детский сад и бежал в школу. Уроки он выполнял тоже не всегда, но в таком случае быстро списывал у Тани, получал тройки и был всем доволен.

     В пятом классе их детская дружба изменилась.  В школе появилась кабинетная система обучения. Это дало ученикам  свободу. Некоторые стали в каждом кабинете садится с разными одноклассниками. В зависимости от цели. У Сашки цели были одни – поиграть с другом в крестики-нолики или списать на контрольной. Поэтому он старался сесть подальше от учителя. А Таня всегда сидела за первой партой. Классный руководитель Зинаида Ивановна  ругала за пересаживания, старалась контролировать, даже список составила и вложила лист в журнал, но это мало помогало. Учителя завели тетрадь, в которой отмечали фамилии тех, кто пересел,  Ученики называли эту тетрадь «ябедник». Она регулярно исчезала в неизвестном направлении бесследно.

    А в восьмом классе Сашка задурил,- как выразилась его мать. На родительском собрании классный руководитель Зинаида Ивановна так и сказала его родителям. И тогда после собрания тётя Вера, мать Саши, вместе с Таниной мамой пришли к ним домой, чтобы узнать у Тани подробности и решить, что делать. Тётя Вера слёзно просила Таню сесть на уроках рядом с Сашкой и помогать или подсказывать. Но Таня сказала, что Саня с ней добровольно  не сядет, потому что его друзья будут смеяться. Тогда Сашкина мать написала записку учительнице, и перед уроками Таня отдала её классному руководителю.

    На классном часе Зинаида Ивановна рассадила всех по-своему, предупредив, что скоро конец четверти и надо помочь товарищам исправить оценки.
- А тебе, Александр,- обратилась она к Сашке,- даётся последний шанс исправить двойки по химии, иначе будешь неуспевающий.

    Что это значит, знали все. В школе была традиция: в конце четверти проводилась общешкольная линейка, на которой подводились итоги. На ней не только награждали за хорошую и отличную учёбу, но и говорили о неуспевающих. И это было хуже всего. Нерадивый ученик делал шаг вперёд и поворачивался лицом перед всеми учащимися. Мудрый, уважаемый всем селом, фронтовик, директор школы Иван Васильевич  громко говорил, указывая на ученика:
 -    Посмотрите все на него! Его родители отправили учиться, получать знания, а он протирает штаны, лоботрясничает и мешает другим! Разве этого хотят своим детям родители?!

В этот момент ученику хотелось провалиться сквозь пол.

   На уроке химии молодая учительница Светлана Сергеевна тоже предупредила, что завтра четвертная контрольная работа, и для некоторых она станет решающей.
Вечером Таня пришла к Сане домой, чтобы позаниматься, но Сашки дома не оказалось. Он ушёл с друзьями на котлован кататься на лыжах.
                2
     Утром Светлана Сергеевна пришла пораньше на работу. Урок химии был первым, и надо было написать задания  вариантов на доске. Она открыла класс, дверь лаборантской и вошла туда, чтобы раздеться. Связка ключей осталась в двери лаборантской. Взяв тетради и свои планы, она хотела выйти в класс, чтобы приготовить доску к уроку, но дверь оказалась закрытой. Светлана Сергеевна подёргала дверь и громко сказала:
- Что за шутки, откройте дверь!
Но ответом ей была тишина.

     Таня с девочками вошла в класс и стала готовиться к уроку. Стали приходить и другие ученики. И тут они услышали и увидели, что дверь лаборантской дергают. А затем голос учителя, которая просила открыть дверь. Но ученики ответили, что ключа в дверях нет. Вначале всем стало весело, послышались шутки. Но прозвенел звонок, а урок не начинался. Вскоре веселье сменилось беспокойством, ведь такая шутка принесёт неприятности. Ребята стали спрашивать и требовать, чтобы тот, кто спрятал ключ, отдал его.

   Таня за столом сидела одна. Сашка сел за последний стол в надежде списать. В кабинете химии были не парты, а специальные столы для лабораторных работ.  Передняя часть у них была закрыта, как у парт, так что извне никому было не видно, что внутри.

 На шум во время урока пришёл директор школы Иван Васильевич. Узнав в чём дело, он попросил всех, кроме дежурного, выйти из класса в коридор и не шуметь там. Дежурной в этот день была Таня. Иван Васильевич попросил Таню посмотреть внимательно внутри все столы. Таня прошла весь первый ряд и с конца двинулась по второму. Нигде ничего не было. Остался её стол. Она наклонилась, убрала свою сумку и в самом углу увидела связку злополучных ключей. В голове зазвенело так, что перехватило дыхание. Она присела на колени и достала ключи.
- Я не брала, - тихо сказала она, глядя в глаза директору.
- Это твой стол?- спросил Иван Васильевич.- Успокойся. Я тебе верю. Ты всегда одна сидишь?
- Нет, я с Сашей Озеровым сижу,- ответила девочка.
-А сейчас он где сел?- уточнил директор.
- За последнюю парту.
- Положи ключи на кафедру и позови ребят, пусть все войдут.

   Притихшие ученики вошли в класс и сели по своим местам.
- Вот ключи,- сказал Иван Васильевич и указал на лежащую связку. – Пусть тот, кто закрыл учителя и спрятал ключи, выйдет, возьмет ключи,  откроет дверь лаборантской и извинится перед учителем и перед человеком,  которого он специально подвёл под подозрение.

Наступила звенящая тишина…

- Ну, что же, в жизни всё можно простить, кроме подлости, потому что она ведёт к   предательству,- сказал Иван Васильевич и, открыв дверь лаборантской, вышел.

Прозвенел звонок с урока. Таня встала и молча прошла по ряду к столу, за которым сидел Сашка.
- Почему ты закрыл дверь, я поняла: хотел сорвать контрольную, потому что боялся получить двойку,- сказала она, глядя в его трусливые глаза, которые он отводил. – Но зачем ты положил ключи в мой стол? За что? Ведь мы с тобой дружили с детства.
Сашка ухмыльнулся.  Таня зажмурилась, размахнулась. Звонкая пощёчина перекрыла говор ребят. Она повернулась и вышла из класса.