Поток. Религии и вера

Владимир Сукосян
10. Религии и вера


«Я не еретик и не сектант, я верующий вольнодумец.
Думы мои вольные, свободные, но думы эти связаны с первичной верой.
Н.А. Бердяев
*
Никого нельзя заставить верить, никого нельзя заставить не верить:
по слову блаженного Августина, «никто не верует иначе, как добровольно»


     В настоящее время, учёные насчитывают в мире около 5 000 разных религий и их ответвлений. Основные, по численности последователей, религии это: буддизм, индуизм, ислам, христианство. Кроме того, широко известен иудаизм, являющийся корнем для христианства и ислама.
     Каждая из основных религий, делится, в свою очередь, на различные, часто противоборствующие течения.
     В христианстве это: православие, католицизм, протестантство. Основные течения также неоднородны. Например, протестантство делится на: лютеранство, кальвинизм, англиканскую и другие церкви.   
     В исламе до сих пор не прекращается борьба, иногда кровавая, между суннитами и шиитами. Печально известен ваххабизм, - как одно из самых радикальных движений в исламе.
     В буддизме различают также несколько направлении, главными из которых являются: махаяна, тхеравада и ваджраяна.
     Большое разнообразие направлений и оттенков индуизма: брахманизм или ведантизм, вайшнавизм, шиваизм, джайнизм, шактизм и др. Сюда же, думаю, можно отнести и сикхизм, зародившийся в Пенджабе, и впитавший с себя элементы веданты и ислама.
     Иудаизм также не избежал размежевания. В настоящий момент существует целый ряд ортодоксальных направлений, наибольшую известность из которых получил хасидизм, и относительно новое течение хаскала, существующее со второй половины 18 века.
     Кроме перечисленных выше религий, существуют: культы Солнца и Огня, различные виды многобожия, шаманизм и иные традиционные религии.
    
     Даже такой краткий обзор показывает, что подавляющее большинство религий нашего времени, не столько объединяют, сколько наоборот – разъединяют людей. Религии делят людей на единоверцев и всех прочих: еретиков, неверных, отступников. Причём, еретикам и неверным, предстоит после смерти гореть в аду, а хорошие и добрые правоверные, находясь в раю, будут иметь возможность наслаждаться зрелищем адских мук неверных и прочих грешников… Религии обещают своим последователям после смерти вечную жизнь и райское блаженство на небесах, неверных же ждут адские муки или, в лучшем случае, небытие.
    
     Численность атеистов, то есть тех, кто категорически отрицает присутствие в Мире духов, бога, и вообще любых потусторонних сил, по разным данным, колеблется в настоящий момент от 10 до 15%. Это зависит от того, как исследователи проводят границу между атеистами и агностиками.

     Промежуточное положение между атеистами и верующими, занимают агностики. Число агностиков по данным на 2010 год составляет также, от 10 до 15% населения земного шара.   
    Агностики отрицают познаваемость мира, это те, кто думает: «Возможно, существует какая-то разумная сила; а может быть, и нет. Точно этого никто не знает».
    Многие из них признают наличие в Мире разумной силы – первопричины, созидающей мировую гармонию. Они отрицают существование персонифицированного или антропоморфного Бога, и не готовы принять сторону какой-либо конкретной религии.
    
     Наверное, растущее число сомневающихся закономерно, так как благодаря информационному взрыву, для людей, интересующихся темой религии, открыты широкие возможности знакомства с разными точками зрения и с основными положениями различных религиозных направлений, взглядами известнейших философов, богословов, мистиков и учёных.
    На этом фоне, интересно появление таких «объединительных» религий, как бахаизм и каодай. Сюда же можно отнести и религии нью-эйдж (общее название для различных мистических течений и движений, религиозного, в основном оккультного и эзотерического характера). Эти новые религии стараются выделить то, что объединяет все религии (идея Разумного начала, информационного поля, Духа, Духовного Мира и т.п.). Эти религии, стремятся к сглаживанию противоречий между различными вероисповеданиями.

    Это вполне закономерно, и просто не может быть иначе.
    Если кто-то, познакомившись с христианством, проникся учением Иисуса Христа,  и душа его с восторгом откликается на мистический опыт Мейстера Экхарта и Ангелуса Силезиуса; если он же, знакомясь с индийской религиозной философией всей душой принял учение о сотворении Мира, учение о Брахмане-Атмане, учение о карме и реинкарнации; если тексты мусульманских суфиев:  Инайят Хана, Газали, Омар Хайяма и Руми созвучны  его душе, как может человек замкнуться в рамках какой-то одной религии, отбросив мудрость других?
    
    Если ищущий истину испытывает восторг от чтения Бхагават-гиты и такие же чувства от чтения слов:

     «Иисус сказал ему: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки».
   
 Или:
Как вам не веровать в Аллаха?
Вы не имели жизни.
Затем Он одарил вас ею.
Со временем Он повелит вам умереть,
Чтобы потом, опять, вернуть вас к жизни,
И вновь потом к Нему вы возвратитесь.

     Как быть тому, кто видит, что нет религий «правильных» или «неправильных»? Как быть в таком случае?
     К какой из религий примкнуть, отбросив все остальные, как ошибочные?
     Думаю, что бахай и каодай, и любые течения «нью-эйдж», возникли именно от невозможности найти единственно «правильную», «истинную» религию. В этом же, думаю, и истоки сомнений агностиков.
     А опыт сомнения, когда оно было, но преодолено и побеждено, приводит к высшему качеству веры.

*
     «…Все религии истинны, если они порождены искренним чувством верующих. Мы должны признать, что каждая религия имеет такую же силу спасения, как и любая другая. …Массам людей, которые подчиняются чувствам, понятнее и ближе формы религии с обрядами, музыкой, изображениями и символами.
     Подчиненные разуму знают об Абсолюте, - не имеющем ни имен, ни атрибутов…»
     «…Не нужно отказываться от собственной религии, наоборот, следует глубоко проникнуть в суть собственной веры, тверже овладеть ее духовными истинами».
   
     «Да вдохновит вас тот, кто является Брахманом для индуса, Иеговой для еврея, Аллахом для мусульманина, Небесным отцом для христиан. Христианину не надо становиться индуистом или буддистом, а индуисту или буддисту – христианином. Но развивая и культивируя свое учение каждый должен уважать чужие верования. Святость чистота и милосердие не являются исключительной принадлежностью какой-либо религии мира, ибо каждая вера имеет святых и подвижников, являвшихся лучшими представителями человечества. На знамени каждой религии должно быть начертано: «Взаимопомощь и взаимопроникновение, гармония и мир, а не разрушительная борьба или бесплодные дискуссии». Эти замечательные слова из речи Вивекананды на всемирном Парламенте религий в сентябре 1893 года.

Вера

     «Благочестивому» человеку внушили, что Бог там, где «религия», и потому все, что не «религия», он начинает отбрасывать. Религия нужна коллективу – роду, племени, нации, государству. Религия предполагает наличие клерикальной иерархии, святых. Религия социальна.
     Вера – духовна. Духу не требуется посредник для общения с миром Духа и Божеством. Освобождает только вера. Смысл веры - в постижении истины о себе и своём предназначении, о Мире и Боге.   
     Вера есть способность человека воспринимать Божественное Откровение.
Вера – это отклик на зов Бога. Вера процесс двусторонний: Он зовет, человек откликается и идёт навстречу.
     Обучить вере нельзя.
     Ведь все мы знаем, что нас ничто не удовлетворит, пока мы сами не постигнем истину. Сколько бы мы ни рассуждали, сколько бы мы ни слушали других, одно лишь удовлетворит нас, и это одно – наше собственное постижение. Вера в Высший Разум, Первопричину – это постижение, это наш отклик на зов Бога. Подлинная вера есть всегда преодоление рамок и догматов религии. Свободному разуму бывает необходимо уйти от религии, чтобы найти, наконец Бога …   
     У религии и веры разные источники: коллектив единомышленников для религии, и дух для веры.  У религии и веры разные цели: спасение для религии и постижение смыслов для веры.
     «Я глубоко верующий, но не религиозный человек» - сказал недавно в одном из интервью, композитор и дирижёр - Теодор Курентзис.

*
    Человек неверующий, есть существо с очень суженным горизонтом, сознание его закрыто для целых миров. Его познание обеднено, - он принимает собственные границы, за границы всего бытия. Точно то же касается верующих ортодоксов и догматиков. Их вера также ограничена жёсткими рамками.
     Истинная вера же просветляет интеллект, убирает границы, расширяет горизонт. Такая вера открыта для нового, она не связана ни научными, ни религиозными догмами.   
    
     «Для истинной веры не нужно ни храмов, ни украшений, ни пения, ни многолюдных собраний. Напротив, истинная вера входит в сердце всегда только в тишине и уединении.
     Настоящая вера не в том, чтобы знать, в какие дни есть постное, в какие ходить в храм и какие слушать и читать молитвы, а в том, чтобы всегда жить доброю жизнью в любви со всеми, всегда поступать с ближними, как хочешь, чтобы поступали с тобой». (Л.Толстой)
      
     Православный клирик пишет в своём дневнике: «По Евангелию так ясно: Бога любят святые и грешники. Его не любят и, когда могут, распинают «религиозные» люди».

Уровни веры

     Мне свойственна незыблемость некой первичной веры. У меня есть религиозное переживание, которое очень трудно выразить словами.
Я погружаюсь в глубину и становлюсь перед тайной мира,
 тайной всего, что существует. Эта Тайна есть Бог». (Н.А. Бердяев)

      Мне представляется, что для понимания соотношения религии и веры, правильнее делить верующих не только по конфессиональной принадлежности, а и по глубине или, высоте религиозного чувства.
     Например, религиозность, условно конечно, можно разделить на несколько уровней:

1. Формальное отношение к религии и конфессии.
«Исповедую, потому, что это религия предков, общепринятая религия моей родины, моего народа». Сам человек не включен в жизнь церкви (не соблюдает посты и церемонии), хотя может быть крещёным, или обрезанным, и изредка посещать храм.

2. Обрядовость.
     Прихожанин испытывает духовные переживания. Участвует в жизни общины по возможности, старается соблюдать пищевые ограничения, обряды, посты и регулярные богослужения.

3. Высокий уровень религиозности.
     Искренняя вера в Бога. Высокое духовное переживание единства с «братьями по вере», единоверцами. Ревнивое соблюдение обрядов.
     Низкий уровень духовности при высокой религиозности приводит к нетерпимости к иноверцам. В этой среде рождается фанатизм и мракобесие.
   

4. Высокий уровень религиозности и духовности.
     На этом уровне находятся святые: Бл. Августин, Фома Аквинат, Серафим, Сергий и подобные им.

5. Уровень духовности, превосходящий уровень религиозности.
     Стремление к объединению, однокоренных религий. Католики, православные, протестанты - «все мы братья и сестры во Христе».
Или: «все мы, невзирая на различия, мусульмане». Существующие различия между «братскими» религиями отходят на второй план, становятся несущественными. При этом религиозное чувство сохраняется и даже углубляется. Появляется веротерпимость. Человек ищет Бога и своё место в этом мире.
    Примером такого уровня духовности может служить Александр Мень, написавший: «Ветка с листьями или летящая птица значит для меня больше чем сотни икон».

6. Высокий уровень духовности, значительно превосходящий религиозность.
    Понимание внутреннего единства всех людей, признание единства Бога, невзирая на разные его имена («Бог один, - веры разные»), спокойное и доброжелательное отношение к инаковерующим, невзирая на разную обрядовость. На этом уровне – постоянная самооценка, строгость к себе, своим мыслям и поступкам. И наряду с этим, терпимость и понимание и прощение чужих слабостей: «кто без греха, пусть первым бросит камень в грешника». Желание помочь нуждающимся. Любовь и сострадание ко всем живущим (людям, животным, растениям).

7. Высочайший уровень духовности.
     Это уровень пророков и мистиков, это то место, где находятся: Шанкара и Рамануджи, Омар Хайям и Руми, Мейстер Экхарт и Ангелус Силезиус, В.С. Соловьев и Н.А. Бердяев, 14 Далай Лама и Иоанн Павел II.
      На этом уровне пробуждается религиозный индивидуализм и, одновременно, религиозный универсализм, неразрывно между собой связанные.
      Это те, кто является рупором Духа.
      Это те, кто видят и чувствуют то, что другим видеть и чувствовать не дано.
 
    В моём воображении возникает высокая гора, к вершине которой с разных сторон введут десятки дорог, сотни троп и маленьких извилистых тропинок. Все они сходятся на вершине. Люди внизу, начинающие восхождение на гору, уверены, что только их путь, их тропа приведёт на вершину.
    Приближаясь к вершине, они видят, что те, кто шли с другой стороны, также близки к этой вершине. Те, кто, наконец-то, поднялись на самую вершину с разных сторон, стоят так близко друг к другу, что могут взяться за руки и обняться. И они делают это.
   
     Теория «горы» пришла ко мне уже достаточно давно. Со временем она только крепла, получая всё новые и новые подтверждения из жизни. Совсем недавно, с удовольствием прочитал:

     «Представьте себе круг, - говорит Св. Авва Дорофей (VII век), - средину его – центр – и из центра исходящие радиусы, лучи. Эти радиусы чем дальше идут от центра, тем больше расходятся и удаляются друг от друга, напротив, чем ближе подходят к центру, тем больше сближаются между собою. Положите теперь, что круг сей есть мир; самая середина круга – Бог, а прямые линии (радиусы), идущие от центра к окружности или от окружности к центру, суть пути жизни людей. И тут тоже – насколько святые входят внутрь круга к середине оного, желая приблизиться к Богу, настолько по мере вхождения они становятся ближе к Богу и друг другу… Так разумейте и об удалении. – Когда удаляются от Бога… в той же мере удаляются друг от друга, и сколько удаляются друг от друга, столько удаляются и от Бога».
    
     М. В. Лодыженский рассказывал, что летом 1910 года он был в Ясной Поляне у Л. Н. Толстого и прочитал ему приводимый здесь отрывок из Аввы Дорофея о круге, Лев Николаевич пришел в восторг, побежал в другую комнату и принес письмо, в котором был нарисован треугольник. Оказалось, что он сам тоже выразил эту мысль и писал кому-то, что Бог – это вершина треугольника, люди – точки в углах, сближаясь друг с другом, они приближаются к Богу, приближаясь к Богу, сближаются друг с другом.
      
«Как много труда и времени было бы спасено, и от какого количества ненужных страданий избавилось бы человечество, если бы оно поняло простую вещь, что истина не может быть выражена на нашем языке. Тогда люди перестали бы думать, что они обладают истиной, перестали бы заставлять других, во что бы то ни стало принимать их истину, стали бы думать, что другие, с другой стороны, могут подходить к истине, так же как они подходят со своей. Сколько споров, сколько религиозных распрей, сколько насилия над чужой мыслью стало бы совершенно ненужно и невозможно, если бы люди поняли, что никто не обладает истиной, а все ищут ее, каждый по-своему».  (П. Д. Успенский)

 *
     Хочу привести ещё несколько высказываний авторитетных отцов церкви и философов на тему соотношения религии и веры:

     «Однако где подлинная духовность? Может быть, где-нибудь в пустынях и одиноких кельях. Не знаю. Но то, что «профессионально» выдает себя за нее в Церкви, о чем говорят, как о «духовности», меня не только не убеждает, а, напротив, отвращает. Нет ничего хуже профессиональной религиозности! Все эти перебирания четок во время церковных сплетен, весь этот стиль опущенных глаз и вздохов – все это выдохшаяся ужасающая подделка.
      Опять та же мысль: тем, кому дано «религиозное» ощущение жизни, гораздо меньше нужна религия».
     (Из дневников Александра Дмитриевича Шмемана — священнослужителя Православной церкви в Америке, протопресвитера; известного православного богослова).
   
      Из Николая Александровича Бердяева:
      «Христа отвергла и распяла именно «религия», которая есть единственный настоящий грех, единственное настоящее зло. … Я с годами именно в «религии» вижу главную опасность для веры».

     «Мы должны уважать все религии, и мы должны стараться принять их все, насколько это возможно. Религии разнятся не только в зависимости от народа и географического положения, но и в зависимости от индивидуальных способностей. В одном человеке религия проявляется как энергичная деятельность, как работа, в другом – как глубокая набожность, в третьем – как мистицизм, в четвертом – как философия. И неверно говорить другим: «Ваши методы неправильны».
      Надо понять эту главную тайну, что истина может быть одна и множественна в то же самое время, что у нас может быть различное видение той же самой истины с различных точек зрения, - вот что надо понять, вот что надо сделать. Тогда вместо вражды по отношению ко всем другим у нас будет сочувствие ко всем. Зная, что, покуда в этом мире люди рождаются разными, одна и та же религиозная истина будет нуждаться в различных адаптациях, зная это, мы будем понимать, что должны относиться терпимо друг к другу». 
(Вивекананда)

*
     По какой же дороге или тропе, в конце концов, следует подниматься на вершину, решает каждый для себя сам.  Истинная вера, в конце концов, неизбежно объединит всех преодолевших трудный, полный падений и взлётов путь к вершине – путь к Богу и путь в глубину – к своему сердцу.
     Поднявшиеся на вершину с разных сторон неизбежно встретятся, и как братья, обнимутся и пожмут друг другу руки.