Курьезный инструктаж

Татьяна Осокина
Однажды в частную Глазную Клинику, где я работала, пригласили Инструктора, задача которого заключалась в том, чтобы объяснить не что иное, как правила наведения чистоты во «Святом Святых» Клиники – операционных.

Коллектив наш был маленьким. Всего десять человек обслуживающего персонала, и к ним пяток врачей. Система была конвейерной. Каждый, кроме врачей, работал за двоих, а в операционные дни – за троих, потому что выполнял по ходу обязанности и близстоящего (близсидящего, близлежащего и пр) коллеги, будь то секретарь, медсестра или уборщица... Что такое «работа в коллективе» – мы знали не понаслышке. Работа спорилась. Пациенты были в восторге.

А начальство... Его мечта, похоже, заключалась в том, чтобы выжать из нас побольше сока. Как ручные, так и механические соковыжималки всегда были у начальства под рукой. Но эти методы им начали казаться  устаревшими, а потому малоэффективными. А сок из персонала хотелось продолжать выжимать. Вот и пригласили этого Инструктора, чтобы после его лекции из нас искры во все стороны полетели... Во всяком случае, идея была именно такой.
 
Однако, абсолютно никто не знал, о чем именно будет говорить Инструктор, потому что никто не удосужился его спросить...

Итак, весь наш небольшой коллектив был собран перед Инструктором. Начальство присутствовало в лице Начальницы хирургического отделения. Инструктор начал свою речь так:

– Приветствую вас всех! Меня пригласили для того, чтобы я объяснил вам, как следить за операционными, поддерживая их в порядке и чистоте. Итак. В стерильном отделении есть автоклав? Значит, весь хирургический материал стерилизуется на месте? Отлично! Персонал обучен стерилизации? Прекрасно! Многие инструменты имеют одноразовое использование? Замечательно! Значит, все то, что имеет непосредственный контакт с лицом пациента, совершенно стерильно? Превосходно! – Инструктор поднял большой палец правой руки вверх. – Теперь поговорим о принципах мытья, – продолжал он. – Операционные, конечно, должны быть чистыми... Это ясно! Ведь невозможно, чтобы они были грязными, верно? Приоритетными зонами являются: дверные ручки, телефонные трубки, краны, поверхности столов... Короче, все то, что имеет непосредственный контакт с руками. Хотя, конечно, руки надо очень хорошо мыть. Все остальное – как в любом помещении. Принципы те же. Единственное отличие – это то, что операционные моются специальными дезинфицирующими средствами. Мне уже показали средство, которым Вы моете. Оно импортное, французское. Уничтожает 100% вирусов и бактерий. О лучшем нельзя и мечтать! Несомненно, это Клиника высшей категории. Ну, что ж, у меня всё. Если у кого-то возникли вопросы, пожалуйста, задавайте.

И вот тут началось самое интересное!

– А нельзя ли поподробнее про мытье? – слегка недовольным тоном спросила наша Начальница.

– Конечно, можно! Что именно Вы хотели бы знать? – встрепенулся Инструктор.

– Пожалуйста, если можно, про то, как мыть хирургические столики.

– Столики? Разве они у вас не покрываются стерильными одноразовыми покрывалами? – удивленно спросил Инструктор.

– Безусловно, покрываются, – ответила Начальница.

– Тогда зачем их мыть? – пожал плечами Инструктор. – Они же под покрывалами!

– Хорошо, пусть так, – обескураженно проговорила Начальница. – А как же колесики столиков?

– Колесики? А зачем их мыть? Они же внизу. Впрочем, если Вам этого очень хочется, то время от времени рабочий по техобслуживанию может прийти, разобрать их и вымыть. То же самое относится и к каталкам. Еще есть вопросы?

– Поясните нам, пожалуйста, как мыть мебель и аппараты.

– Аппараты мыть нельзя – там ведь кнопки. А мебель... Ну, протереть сверху, чтобы пыль не накапливалась. Если чем-то испачкаете или забрызгаете – помойте это место. Всё должно выглядеть чисто. Еще вопросы?

– Да! – ответила Начальница, готовясь выпустить свои главные заряды. – Расскажите нам о том, как правильно мыть стены в операционных: как часто и чем.

Добрый Инструктор недоуменно посмотрел на Начальницу.

– Я Вас не совсем понимаю. При чем тут стены? – ответил он.

Лицо Начальницы вытянулось. Она не знала, что сказать.

– Стены! – приподняв голову вверх, продолжал Инструктор. – Стены в операционных моются лишь в том случае, если они выглядят грязными. Так же, как и любые вертикальные поверхности, такие как двери и мебель. Мыть их можно чем угодно. Один или два раза в год, думаю, будет вполне достаточно.

– А если они окажутся забрызганы? – спохватилась Начальница.

– В таком случае, нужно вымыть испачканное место, и всё.

– И всё? – лицо Начальницы покраснело, потом побледнело.

– И всё! Что-нибудь еще хотите спросить? – бодро произнес Инструктор.

Придя в себя, Начальница приготовилась к выпуску своего последнего заряда.

– А полы? Как часто и чем надо мыть полы в операционных? Расскажите поподробнее, пожалуйста! – при этом Начальница метнула гневно-торжествующий взгляд на всех присутствующих.

– Полы?? О, полы в операционной имеют... чисто эстетическое значение! – пропел добрый Инструктор. Персонал украдкой заулыбался, вспомнив, как Начальство пыталось запугивать тем, что осложнение после операции может быть вызвано плохо вымытыми полами!

– Как, простите? Эсте-ти-чес-кое? – заикаясь, проговорила Начальница. – Что это значит?

– Это значит, что полы – есть полы! В операционной, как и в любом другом месте, полы должны выглядеть чисто. Представьте, если пациент войдет в операционную и увидит грязные полы... Они у вас как выглядят?

– Хорошо, чисто! – ответила одна из медсестер, и добавила: – Кроме того, пациенты у нас сами не ходят по операционным. Мы их ввозим и вывозим на каталках.

– Тогда все в порядке! – засмеялся Инструктор.

Но Начальница не собиралась сдаваться.

– А если прольется кровь? – в ее голосе зазвучала победа. – Как тогда?
Нельзя же оставлять полы грязными? Нужно их вымыть между операциями? Верно?

– Ни в коем случае! – не менее победно воскликнул добрый Инструктор.
– Категорически запрещается циркулировать с ведром и тряпкой по операционной как во время, так и между операциями!

– И что же тогда нам делать?

– Бросьте на кровавое пятно кусочек марли, чтобы не наступить ненароком. Это большее, что Вы можете сделать в течение операционного дня. Когда все закончится, тогда пусть местная Золушка помоет полы, чтобы они снова выглядели чистыми. Мебель при этом каждый раз двигать не обязательно.

Персонал от души поблагодарил Инструктора за подробное объяснение и высокий профессионализм.

Да, славно все вышло. И главное – неожиданно. Чисто – грязно. Грязно – чисто. Как ребус какой-то... А критерий где? Да вот же он – в руках доброго Инструктора! Уж он то знает в этом толк! Эстет! В итоге всё получается, как у нас в Аргентине говорят: «ПипИ-кукУ!» (кто не желает забыть, может записать).

Дел слишком много. Объять необъятное получается далеко не у всех и не всегда... Ну, как там у нас с полами и со стенами? И с мебелью наверху? Всё в ажуре? Выглядит чисто?

Улучи момент. Вон там окно, балкон, патио, двор или сад. То, что имеется в сегодняшнем «рационе».

Останови поток нескончаемых дел одним взглядом на дерево, на цветок, на луну или дальнюю звезду. А если сможешь дотронуться... До звезды с луной вряд ли получится, а наши зеленые друзья недалеко.

Останови поток нескончаемых дел. Прислушайся к пению птиц или цикад. Они есть почти везде.

Я тоже остановлюсь вместе с тобой, чтобы взглянуть, услышать и ощутить всё вокруг и друг друга. Очень возможно, что тогда линейное время чуть замедлит свой ход, и мы всё и везде успеем.

Татьяна Осокина, Буэнос-Айрес, 07.04.21