Воспоминания Поступальский

Сергей Стрелец
 Где-то пересеклись дороги моей мамы и Игоря Стефановича Поступальского. Мама стала сдавать ему комнату в нашей квартире на Трифоновской улице в трехэтажном доме. Дом был угловой, построен буквой «Г», в конце Второй мещанской и Трифоновской улиц. Предполагалось, что дом отстоит тридцать лет, далее его заменят. Но он простоял более шестидесяти лет, затем на его месте построили многоэтажную гостиницу, рядом с Рижским вокзалом.

 Дом строили для самых известных людей (ранее дом №53). Там жили: Матусовский, Эди Рознер, Левитан, сподвижники Королева. Папа был главным инженером мостостроителем автодорожных мостов. Он проектировал и строил, к примеру, мост Киев-Дарница. Раньше, кто проектировал тот и находился на строительстве. На втором этаже, над нами жила семья Курининых. Куринин был генералом – строителем. Попал в войну 1941-1945 годов в плен и руководил подпольем. Его дочерью являлась Куринина (Батищева) Галина Степановна. Она была снабженцем всех театров Москвы. У нее был сын – Юра. Мы с ним вместе пошли в 273 школу. До пятого класса нас в водила в школу Куринина Анна Степановна. Батищев был летчиком. Погиб в начале войны. Раньше семья Курининых жила в Дебальцево.

 Прошло время Игорь Стефанович женился на Галине Степановне и переехал на второй этаж. Там он усыновил Юру. Дал ему фамилию Поступальский. Сам И.С. любил рисовать маслом на холстах и меня учил. Сам он был поэтом-полиглотом. Ему было достаточно трех месяцев, чтобы выучить язык. Дважды он слово не учил – запоминал с первого раза. Так с Юрой мы побывали везде И.С, увлекался резиновыми лодками и возил нас по озерам вокруг Москвы. Сам И.С. являлся писателем-переводчиком, как-то он перевел стихи Пабло Неруды. Впоследствии Пабло Неруда ему написал, что ваши переводы по красочности превзошли мои стихи. Сам И.С, был первым секретарем Циолковского. Как-то Циолковский прочел рецензию Поступальского в журнале и понял, что тот очень конкретно, четко и ясно выявил самую суть. После этого предложил ему быть секретарем у себя. 

 Я объездил все знатные дома музеи Циолковского и был в музеях космонавтики. Игорь Стефанович мне рассказывал, чтобы его унизить начальник тюрьмы направил его на чистку туалетов, как он мне потом рассказывал, что именно это потом ему спасло жизнь. Потому что те, кого отправляли на лесоповал, умирали за год. После тюрьмы он год жил в Петушках под Москвой. Его родной старший брат был в дурдоме в Москве. Он перевел «переясловскую раду» и был Нобелевским лауреатом. А попал в дурдом после войны потому что с группой людей прислал Сталину письмо, что надо по другому в стране организовать сельское хозяйство.

Когда ИС был маленьким они жили возле Питера и часто любили играть в пряталки в подвале старого разрушенного барского дома. Он мне рассказывал что, когда играли в пряталки они все время натыкались в подполе на большой портрет барина. Они всегда переворачивали на попа портрет к стене. Самое удивительное было то, что они могли объяснить как портрет мог сам переворачиваться тыльной стороной наверх прислонясь к стене. Какая то мистика!

Еще про мистику. ИС мне рассказывал одна женщина ему говорила, что спала и вдруг увидела сон, что к ее мужу крадется в Японии самурай (ее муж служил в Японии). Самурай был с ножом. Женщина проснулась внезапно и закричала. Прошло много лет.  Муж вернулся домой. И рассказывал, что во время сна проснулся от ужасного крика сразу схватил пистолет увидел самурая и выстрелил в него. После этого он говорил жене, что она спасла ему жизнь.


ИС рассказывал как то с Михаилом Светловым они побывали в одном из ресторанов в центре Москвы. Посидели. Хорошо выпили. Когда стали расходиться Михаил пошел первым. На выходе, в дверях он увидел человека в мундире. Михаил подошел к нему, полуобнял и обратился:
- Друг, вызови, пожалуйста, такси.

Человек страшно возмутился и воскликнул:

- Я не швейцар. Я адмирал. 

Михаил ничуть тогда не запнувшись продолжал:

- Тогда катер и попить. 

Все кто это слышал рухнули со смеху. Шли годы. Я поступил в военное училище и потом во многих городах России и Азии учавствовал в постановке на боевое дежурство стационарных и подвижных ракет. Приезжая в отпуск всегда заходил к ИС.

Юра прошел срочную военную службу, вернувшись домой, скоро женился и переехал жить к жене. Сам он работал в Останкино, старшим художником. Галина Степановна много людям помогала в жизни. Например, театр «Ромен» во многом ее заслуга. Я сам много слышал как Сличенко играл на гитаре и пел песни на квартире у ИС. Через многие времена квартира у ИС превратилась в книжные полки. Он мне рассказывал, что настоящие шедевры могут быть очень неказистыми. К примеру, у него были несколько листов, которые писал сам Пушкин. Как-то ГС спросила:
- Куда тебе столько книг?
Он ответил:
- Когда умру, делай с ними, что хочешь, а сейчас они мне нужны.

Еще как то мне ИС рассказывал, как то прогуливаясь с Маяковским, Маяковские ему говорил:
- Смотри, Игорь, эту площадь назовут площадью Маяковского, а вот тут поставят мне памятник.
ИС потом мне рассказывал, что с памятнкиом Маяковский ошибся всего лишь на несколько метров. Еще он мне рассказывал, что к нему, когда он жил на Трифоновской, повадилась кошка. Она мурлыкала под дверью, он открывал дверь (около трех дня) она ничего не ела и не пила молока. Кошка садилась на колени ИС, он ее просто гладил, а через полчаса она уходила.  ГС была веселым человеком, рассказав какой-нибудь анекдот она тут же заразительно смеялась, удержаться было нельзя. Один анекдот я запомнил:
Немецкое радио Берлина сообщает:
- К нам на гастроли приехали: Райкин - отец, Райкин - сын и Райкин - муж.

ИС умер на своей койке от воспаления легких. Очень мучался. Умер еще в доме на Тринофоновской. ГС мне звонила и рассказывала, что когда кремировали ИС вся электрика в кремационной отключилась. Я не стал выпытывать как его похоронили. Вскоре произошел второй удар для ГС. Юра умер от второго инфаркта. ГС не могла со мной говорить все время плакала и бросила трубку.