21 января в истории - одна смерть и 2 казни

Сергей Горский Москва
Емельян Пугачёв и низложенный король Франции Людовик XVI были казнены в один день — 21 января по новому стилю, правда, с разницей в 18 лет: в 1775 был казнён Пугачёв, а 21 января 1793 года взошёл на эшафот Людовик, которого к тому времени уже официально именовали «гражданин Луи Капет».

Оба они были обезглавлены. Оба держались перед смертью с большим достоинством. Последними словами Емельяна Пугачёва были: «Прости, народ православный, отпусти мне, в чём я согрешил перед тобой… прости, народ православный!»

Людовик XVI перед смертью сказал:

«Я умираю невинным, я невиновен в преступлениях, в которых меня обвиняют. Говорю вам это с эшафота, готовясь предстать перед Богом. И прощаю всех, кто повинен в моей смерти».

А в 1924 году в этот же день, 21 января, скончался В.И. Ленин, который, как известно, «живее всех живых». Сегодня исполняется ровно 100 лет со дня смерти «самого человечного человека», которого Максим Горький назвал «гильотиной, которая мыслит».

То, что не удалось сделать Пугачёву, удалось Ленину. То, что удалось сделать Христу, не удалость сделать ни Пугачёву, ни Ленину.

Такой вот день в истории. Богат на смерти великих и знаменитых исторических личностей.

Memento mori!


         21 января 2024 года