Талант и поклонница

Нил Крас
   Я не мог написать эти два субстантива (имени существительных) во множественном числе, как стоит в оригинале названия пьесы, автора которой - драматурга и реформатора театра - знают во всём мире. Но в нынешней Виннице он в приказном порядке - «с глаз долой — из сердца вон». Да и героев нашего небольшого скетча [короткой одноактной пьесы комедийного содержания с небольшим числом действующих лиц (как правило, двумя), по определению ВикипедиИ] всего-то два: один — талантливый культуртрегер (носитель культуры, распространитель просвещения)  и одна — восхищённая сверх (super) меры его талантом поклонница. Разделяют их большое расстояние (от Винницы до восточного побережья Средиземного моря — порядка трёх тысяч километров). Но поклонение, как и любовь, не знает границ и расстояний.

   Теперь — по существу дела: Черговий по Вінниці | Facebook, 16.01.2024.  Євгеній Сафар'янс, заступник директора КЗ «Музей Вінниці» решил разъяснить винничанам содержание небольшой кинохроники (суммарно немногим более трёх с половиной минут нарезок кадров, любовно избранных замдиректора, и его комментариев к ним; оригинал этой кинохроники имеет продолжительность — 6 мин. и 24 сек.), называя её ничтоже сумняшеся «в и д е о  1948-го года» (I.). [О различиях этих двух процессов, которые помогают снимать и записывать движущиеся изображения, написано немало статей, так что входить в детали я не буду.]

   Подготавливая зрителя (слушателя) к чуду-видео, просветитель пишет об «у н и к а л ь н ы х  кадрах», забывая, что слово «уникальный» означает «единственный в своём роде» (II.), каковыми эти кадры ни в коем случае не являются. Обещает показать, «как ранее выглядела улица  С о б о р н а я », которая в то время была улицей Ленина (III.), к тому же — намного длиннее тех участков, которые попали в кадр. Так что про (всю) у л и ц у , а не об её чётной стороне в самой центральной части города, тут говорить неправомерно. Боец-одессит Аркадий Дзюбин (в исполнении Марка Бернеса) был правдивее, напевая: «Я вам не скажу про всю Одессу ...» в знаменитой песне «Шаланды,  полные кефали».
   И на этой улице вы увидите, по заверениям Евгения Сафарьянса, «во что одевались винничане в ХХ  с т о л е т и и» (IV.), то есть, от 1-го января 1901-го до 31-го декабря 2000-го года. И «как выглядел  п е р в ы й  светофор в Виннице», если вам удастся его заметить в ту пару секунд, что он появляется в кадре (V.).
   Далее — ещё привлекательней: «Как выглядел  с о в р е м е н н ы й  кинотеатр Коцюбинского в 1948-м году?». Этот кинотеатр, который (по данным из интернета) не работает с конца ноября 2021-го года, «с о в р е м е н н ы м» всё-таки остался и в январе 2024-го! (VI.) И последняя приманка: покажут опять же «у н и к а л ь н ы е кадры» перестройки театра Садовского (VII.)
Резюме по этой части: выверенности слов (понятий) явно недостаёт.

   Устраиваемся поудобней в мягком кресле. В кадре — просветитель. Представился: симпатично улыбающийся молодой человек, с отменным владением украинским языком и чёткой дикцией. Вполне, на мой взгляд, мог бы служить на телевидении и украшать самые главные передачи в вечерние часы. Во всяком случае, его звонкий голос - по главным параметрам - не уступает закадровому голосу продемонстрированной кинохроники.
   И снова изображённым на кадрах зданиям 1948-го года даются нынешние названия. Здание тех времён - обкома партии и облисполкома - именуется знакомым зрителям зданием «областного совета» (VIII.). Но речь-то — не о современности.
   Что касается моды в ХХ-м веке, то информация ограничилась указанием на то, что на прогулку по винницкой стометровке винничане «одевали наилучшую свою одежду» (IX.). Особо разодетых на почти мгновенно меняющихся кадрах «стометровки» мне рассмотреть не удалось. И у вас не получится: не показывают, как назло, таковых — и всё тут.
   Затем — «о первом винницком светофоре». Тут уже не до «как выглядел»,  а « г д е  о н?» . Попытавшимся - помнившим «Фауста» И. В. Гёте - воскликнуть «Остановить мгновение, ты прекрасно!», уверяю вас, ничего не помогло: подчищенная старая киноплёнка продолжает крутиться с прежней скоростью - 24 кадра в секунду! Как не крути головой, за кадрами черно-белого светофора не поспеешь. А почему не добавить несколько слов: «светофор, висящий на металлических тросах над центром перекрёстка тогдашних улиц Ленина и Козицкого». Ведь теперь светофоры помещают на других местах и, как правило, крепят иным способом. Мелочь? Конечно. Но коль заместителю директора захотелось обрадовать винничан сим светофором, то надо бы в стоп-кадре объяснить особенности его внешнего вида и расположения над проезжей частью улицы (X.).

   Вот рассказывается о строительстве городского театра «методом народной стройки». Где вы сейчас такое увидите? Почему бы в нескольких словах не рассказать о методе строительства жилья и культурных, спортивных и др. заведений, нередко — дорог, с использованием бесплатного труда будущих жильцов и пользователей этих строений (часто — в с е г о  населения) в свободное от основной работы время, по выходным и даже по праздничным дням (XI.).
   «Две скамьи для удобства посетителей» (??) «Камня Коцюбинского» (XII.) - это скамья и стол, где Михаил Михайлович будто бы писал свои произведения, по легенде его брата — директора «Музея Коцюбинского». Я в этом сомневался, а потом и официально выяснилось, что это - «шутка» Хомы Михайловича: Розыгрыши. Предновогодний трёп о серьёзном (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru) .

   «Детским парком после Второй мировой войны называлась современная "Европейская площадь"». Границами «Европейской площади» ранее никто вообще не интересовался, о чём я писал ещё в 2016-м году, приводя странную карту: Памяти садика Козицкого, сердцу моему близкого (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru)  (см. также коллаж - 1). Потом ЕП неожиданно расширила свои границы (см. коллаж - 2), увеличив часть территории, свободной от зелени. Но всё же осталась  с а д о м. Потому что городская площадь, по определению — незастроенное ровное место, обрамлённое зданиями и зелёными насаждениями. В центре их бывают памятники, фонтаны. Но не то, что составляет основной элемент этой «площади»: намного меньше, чем прежде, но всё же в достаточном количестве — зеленые насаждения (см. коллаж - 3 ). Одним словом, и тут получилось не гладко (XIII.). 
 
   Ещё более странным предстаёт заявление замдиректора о том, что Городской парк, кроме его названия, «практически не изменился с 1940-х годов » (?!).  Действительно, после трёх четвертей столетия остались «Виды парка познаваемые», но это не равнозначно  п р а к т и ч е с к и (то есть, по сути, фактически) отсутствию в парке изменений. Оставим в стороне упомянутые комментатором исчезнувшие некоторые скульптуры и малый фонтан. А появление знаменитой арки со стороны площади Калича, «Радуги», спортивных площадок, нового стадиона, мини-Винницы, крытого ледового комплекса, скейт-парка, пейнтбольного клуба, музея «Ретро по-винницки» (XIV.)?
   Об упоминаемом «старейшем винницком аттракционе "Колесо смеха"» можно было бы мне рассказать очень важное, но вы уже устали. И всё же я приведу ещё один пример «отсутствия» перемен в парке. Гляньте-ка на эту «Литературную аллею» (см. коллаж - 4). Все изображённые там лица — ныне persona non grato (нежелательные персоны): … В. В. Маяковский, Н. Г. Чернышевский, В. Г. Белинский …. А размещённые на аллее у главного входа (с улицы Хлебной) ... А. А. Жданов, В. М. Молотов, И. В. Сталин (см. коллаж — 5)?  В с е  ли из перечисленных  в с е м и  ли посетителями — были бы познаваемыми (если бы они оставались на своих местах)? (XV.).
   В последний раз - о «познаваемости видов парка». В другой кинохронике (1950) виден вход в парк (6). Сравните с нынешним (7): Вінниця. Парк Горького. Вхід - Центральный городской парк Винницы — Википедия (wikipedia.org). Очень познаваемый?

***

   Пятнадцать явных промахов в течение менее четырёх минут — это рекорд. На Фейсбуке, где также имеется этот видеоролик, замдиректора получил ещё ряд негативных отзывов, в которых критиковалась использованная им методика представления материалов. Я тоже, как вы могли убедиться, коснулся этого недостатка, но в основном (и с конкретными примерами) писал об ошибках по сути авторских комментариев или об отсутствии - необходимых! - пояснений.

   Я не могу знать, или все разработки «Музея Винницы», предназначенные для широкой публикации, проходят внутри учреждения что-то типа апробации. И хотя этот ролик подан под логотипом телеканала ВІТА ТБ (профессионализма телевизионщиков, однако, там не видно) и не появился одновременно и даже до сих пор на сайте «Музея Винницы», моя статья адресуется и руководству этого учреждения: как-никак автор представляется всё же сотрудником музея. Музея, у которого, не премину заметить, есть несравненно лучшие достижения на этом участке просветительства. Например, безукоризненно прокомментированный кино-рассказ «Вінниця 1928: нові кадри трактористів у середмісті», который именно из-за этого хорошо помнится, вероятно, не только мне уже более двух лет. Так что есть кому в «Музее Виннице» указать на слабости при «доработке» подобных киножурналов, пр.

***

   Было бы несправедливым не отметить одобривших работу замдиректора «Музея Винницы». Однако семь десятков лайкнувших (от слова to like - понравилось) лиц в Фейсбуке, как мне кажется, были инициированы к этому самим автором или его окружением (как реакция на существенные замечания недовольных). Опровержение аргументов последних со стороны просто лайкнувших (то есть, без обоснования одобрения, согласия, восхищения) отсутствуют. Если это происходило, на самом деле, так, то — совсем никуда не годится!..

   Ещё большей несправедливостью было бы не отметить единственную участницу сайта «Черговий по Вінниці» в том же Facebook'е, которая одним словом перечеркнула брюзжание моё и выше упомянутых недовольных. Она отреагировала так, что и возразить ей никто не решился. Поддержать её, однако, тоже — н и к т о. Она написала, нет, выкрикнула, на аристократическом оксфордском английском языке: «Супер.». Её одинокий голос прозвучал в полной тишине, так что ей и восклицательного знака не потребовалось. Лишнее подтверждение того, что поклонница замдиректора не хочет разглашать на весь мир свою позднюю привязанность к автору, сумевшему разъяснить ей узловые пункты кинохренной агитки пропагандистов из соответствующего отдела ЦК КПУ. Знала бы раньше, не покинула бы Винницу…

   ЗК — активнейшая участница сайта, взращённого Шепетом и Петровским. Ранее она реагировала на почти любой пост тем же словом, но написанным аршинными буквами и на языке оригинала: SUPER! И очень часто дополняла его ещё каким-либо рисуночком на пол экрана. Мол, кашу маслом не испортишь. Потом, видимо, кто-то из отцов-основателей «Чергового …» её пожурил —  теперь она умерила свой пыл и размер СУПЕРов и, в основном, обходится без приложенных к ним монументальных картин. Но своим правом реагировать на любой пост ЗК не поступилась.

   Я решил напомнить себе, да и вам показать, каких высот достигала активность ЗК. Вот её самый большой (и единственный, содержащий хоть крупицу дельного!) отзыв, поэтому я привёл его в соответствие с  правописанием.
   «А мы называли кафе "Огонек"; я его хорошо помню, а что это была гостиница не знала, мой отец, наверное, это все знал. А ещё я думаю, что в часовой мастерской работал мой дед; он был известным часовым мастером в Виннице до войны. Спасибо, много интересного узнала про это очень хорошо знакомое здание. Класс.»  (26.10.2023 - Черговий по Вінниці).

  [Больше — о себе, меньше всего — по теме. Я опечалился, так как три года жил в одном доме с её, по всей вероятности, дедушкой — инвалидом на костылях, который имел под лестницей части дома, выходящей на ул. Ленина, каморку, где работал после войны ещё в течение несколько лет. Один раз я был у него в квартире, на 1-м этаже в конечной части пристройки к этому же дому, в глубине двора. Мы жили в начальной части пристройки. Всё это сейчас объединено в помещения первоклассной гостиницы. Кстати, об этом часовом мастере я мельком (половиной предложения) упомянул в «Моей Виннице», в главе «Большой костёльный двор...».

   К чему это я, почему - вместе с ЗК - отклонился от темы? Почему опечалился?
   Да потому, что уже ряд лет (час от часу, как говорили издавна) подумываю написать о винницких часовщиках, городских часах и прочем, с этим связанным. Но как-то не решаюсь (тема-то почти философская) — и другие темы постоянно отстраняют «часовую» на задний план. Но вот ЗК невольно как бы поковырялась в моей и без того зудящей творческой ране. Мне бы остановить её, подыгрываясь под Ивана из «Диалога у телевизора» Владимира Высоцкого: «Послушай, Зин, не трогай ...» темы сей! Ведь ЗК сама-то толком ничего не сообщила: или родилась после ухода дедушки, или видела его лишь в очень юные свои годы — и знает самую малость, причём и ту — в общих чертах по папиным рассказам?
   Теперь придётся, наконец, самому сесть за стол и, не глядя на часы, писать о часовщиках (часах), пока не испишусь на эту тему. В Виннице сказали бы «пока не выпишусь» (понимая под «выпишусь», например, не документальное оформление своего выезда из квартиры или, наоборот, возвращение домой из больницы), а — опустошение (по этой теме) «до дна». Не забуду, как один старый винничанин ответил своему приятелю по службе, просившему у него взаймы: «Я в этом месяце уже выкошелился…», то есть, потратил все имеющиеся у него деньги (от слова «кошелёк»). При той жизни - от зарплаты до зарплаты - вполне понятно для просящего взаймы.
   Короче, можете  н а д е я т ь с я  увидеть небольшой сказ на означенную тему в ближайшее время. Если ЗК добавит сведений и фото-документов (мой электронный адрес на главной странице Нила Краса), то — гарантированно увидите.]

   А теперь другие отзывы ЗК (без корректуры).
« Спасибо большое.Мне по работе приходилось бывать в командировках в Винницкой области ,но в Ямполе я не была,а многих других да бывала.Ямполь это ближе к Молдавии.» (Черговий по Вінниці 07.12.23) Много узнали мы из этого «дополнения»? Даже очень: и то, что ЗК не была в Ямполе (только в нём? это же — сенсация!), и что Ямполь ближе к Молдавии (чем к чему? к Северному полюсу? Кто бы мог подумать!). А какая редкая и завидная у неё была работа: аж с командировками по Винницкой области! Видит бог, как нам недоставало этих знаний!
   А вот это важное сообщение: «Была когда-то в Чечельнике на свадьбе.» (Там же, 22.12.2023.) А мы и этого, по своей дремучей неосведомлённости, не знали. А кто знал, тот был уверен, что — во время командировки. Теперь «умники» уразумели: какие же командировки в выходные дни, по которым игрались в СССР свадьбы?!

   Продолжать иллюстрировать сей не средний, а преобладающий (привычный) уровень винницких сайтов по любительскому краеведению, где и краёв видения значимого не найдёшь, а истинно существенного — совсем мало? Смысла нет. Но подчеркнуть, что отсюда — и малотребовательные к себе таланты, и отличающиеся пустословием поклонники, має сенс.
   А модераторам за всеми не угнаться, да и терять им никого из членов группы «Дежурный по Виннице» не хочется. Поэтому каждому из ныне 2.014 членов группы надо самому решать не только «быть или не быть» в группе, но и —  «писать абы что» или лишний раз ограничиться только общей оценкой (лайком или, наоборот). Читатели из группы или из других мест зависания их во «всемирной паутине», интересующиеся событиями и историей Винницы, тогда будут ещё чаще заглядывать в группу и рекомендовать её другим.