Поток. Сознание

Владимир Сукосян
6. Душа-Сознание               
               
     Мы познаем окружающий мир с помощью наших органов чувств и нашего сознания. Вся материя, посредством органов чувств, раскрывается в нашем сознании, изучается и анализируется там. Учёные-материалисты утверждают, что сознание, как и любые другие духовные проявления (любовь, познание, любое творчество и искусство) – порождены материей, а конкретно – человеческим мозгом.
     Но крупнейшие нейрофизиологи и неврологи высказывают сомнения в этом. Например, профессор-нейрофизиолог Экклз, в 1963 году, в своей речи при вручении ему Нобелевской премии по медицине, в частности сказал: «Я располагаю экспериментально подтвержденными доказательствами того, что работа сознания не может быть объяснена деятельностью мозга».
     Свои сомнения в том, что мозг является субстратом сознания неоднократно высказывала и академик Наталья Петровна Бехтерева, и многие практикующие специалисты-неврологи. Они знают по опыту, что достаточно часто у больных с тяжелейшими поражениями мозга, например, при рассеянном склерозе, менингоэнцефалите и других патологиях, резко страдает двигательная и чувствительная сфера, при полном сохранении умственных способностей.
     Но если сознание не химические и не электрические процессы в мозге, то где оно рождается? Что такое сознание?
     Приведу слова Моцарта о том, как в его сознании рождается музыка: «Когда я нахожусь наедине с собой, и бываю в расположении духа, например, путешествую, или гуляю, или не сплю ночью, тогда рождается в моём сознании прекрасная музыка. Откуда и как она приходит ко мне, этого я не знаю. Я удерживаю эту музыку и напеваю про себя, как мне, говорили те, кто был рядом в этот момент. Если такое состояние продолжается долго, то одна мысль приходит ко мне за другой… И вот, если мне ничто не мешает, моя душа распаляется. Тогда то, что приходит ко мне, все растет, светлеет – и вот пьеса, как бы она ни была длинна, полностью готова, так что я окидываю ее уже одним взором, как прекрасную картину, … и слушаю ее в своем воображении. Это – истинное наслаждение! Все, что родилось во мне, проходит предо мной, как прекрасное видение глубокого сна: с таким слушанием не может сравниться никакое другое слушание».
     Или у Пушкина: «И вот, рождается поэзия во мне…»
     Или у Каравайчука, по воспоминаниям его друзей: «…вдруг неожиданно быстро открывает сумку, достаёт нотную бумагу, ручку. На недоуменный вопрос:
- что случилось? – быстро отвечает:
- музыка пошла! Надо срочно записывать!»
     Подобных рассказов, высказываний, воспоминаний много, из них можно составить целую книгу.
     Сознание, в этих примерах, связывает человека с чем-то, с неким источником творческих идей, которые вдруг «приходят» неизвестно откуда, «рождаются».
    
     С учётом сказанного выше, можно предположить, что каждая душа обладает свойствами антенны, предназначенной для приема специальных, только ей предназначенных волн, (подобно нашим мобильным устройствам связи) соединяющих индивидуальное сознание с мировым источником идей, образов. Из этого источника творческая мысль, или научная идея, отправляется по конкретному адресу, или нескольким адресатам сразу. А талант, («божий дар») — это специальная настройка, способность черпать музыку, научные и творческие идеи. Творец фиксирует и «шлифует» то, что приносит ему сознание.
   
     Надо пропитаться насквозь материалистическим образом мыслей, чтобы думать серьезно, что механическими движениями молекул мозгового вещества, химией или изменениями электрического потенциала на мембранах клеток мозга можно объяснить такое явление, как творчество.

     Чудо творческих озарений не противоречит природе, а противоречит нашему знанию о природе сознания, мыслительного процесса, творчества.
     Это ставит нас лицом к лицу с проблемой двуединства человека. Тело мы видим и ощущаем, а нечто, оживляющее тело, не видим и не чувствуем, только осознаём. Наш волевой и нравственный императив исходит от нашего незримого, нематериального высшего субъекта.
     То, что сознание рождается и существует независимо от тела, косвенно подтверждает тот факт, что комплекс душа-воля-сознание («нравственный императив») нередко вредит собственному телу и даже отправляет собственное тело на смерть, когда сочтёт это необходимым…
   
     В основе употребляемого философами-стоиками термина «демон», (то есть высшее существо) лежит та же мысль, - вдохновение приходит к нам от высшего субъекта, незримо связанного с нами.
    
     Марк Аврелий, постоянно определяет бытие нашей души, как общение ее с находящимся в связи с ней демоном. В сокровенных недрах нашего существа пребывает некий высший субъект, – исток сознания, корень нашей индивидуальности. Он подобен корню растения – невидимому под землёй. Собственно, именно корень и есть растение, его суть. Так же и душа-сознание – «одевается» последовательно в разные тела. И мы должны смотреть на наше земное существование, на наше тело, как на преходящую, соответствующую интересам нашей души промежуточную и временную форму, которую, выросшая из неё душа, покинет и «переоденется».
    
     Таким образом можно сказать: «Не у человека разум, а у разума человек».
    
     Мы оказываемся существами, одновременно сопричастными и миру чувственному – материальному, и миру высшему – духовному.
     Кант выразил эту мысль такими словами: «Признаюсь, что я очень склонен к утверждению о существовании в мире нематериальных существ и к причислению к этим существам собственной моей души… человеческую душу следовало бы считать одновременно связанной уже и в настоящей жизни человека с двумя мирами, из которых она, пока образует со своим телом одно личное целое, воспринимает ясно только мир материальный. …Человеческая душа и в этой ее жизни находится в неразрывной связи со всеми нематериальными существами духовного мира, она попеременно действует то в одном, то в другом мире и воспринимает от этих существ впечатления, которые она, как земной человек не сознает до определенной поры».
    
     По Плотину, человек имеет двоякую душу: высшую, всю погруженную в сверхчувственное, и низшую, заключенную и действующую в теле. Высшая душа не выходит из недр сознания; она остается там в течение всей нашей земной жизни. Плотин говорит: «Души подобны амфибиям; они живут то в этом, то в потустороннем мире, смотря по надобности».
     С ослаблением чувственности в нас тотчас же обнаруживается, высшее сознание. Плотин говорит, что задача нашей жизни должна состоять в отрешении от всего чувственного, отрешении, за которым наступает для нас непосредственно видение истины. Таким образом, как только устраняется к тому препятствие – наше чувственное сознание, наступает деятельность нашей души, направленная на сверхчувственное.
    
     Мартин Лютер в своей «Немецкой Теологии» пишет: «У души человека два глаза: один может созерцать вечное, другой – только временное и сотворенное».

*
     Душа живёт в мировом Потоке Сознания, как рыба в воде, и черпает из этого потока вдохновение, творческие порывы, идеи. Души и черпают из Потока Сознания и, одновременно, участвуют в его формировании своим творчеством, к которому призваны.
     Мировой Поток Сознания, образно выражаясь, подобен «учебному заведению», где учащиеся, освоившие программу, «переходят в следующий класс». Душа переходя на следующий уровень получает новое тело, а «не освоившая программу» – повторит её при следующем рождении в теле, с похожими условиями существования; эта душа, как бы «остаётся на второй год». «Учащиеся» (души) пишут «курсовые и дипломные работы» (музыку, стихи и др.), и таким образом участвуют в наполнении общего Потока Сознания.   
    
     При последовательной смене тел, нравственный и творческий «багаж» души-сознания накапливается и переноситься из одного существования в другое. Освобождаясь постепенно от неведенья и эгоизма, очищаясь от низких желаний, развивая творческие и познавательные способности, способность любить и созерцать, душа-сознание все более и более приближается к свойствам своего Творца и Создателя.
    
Гегель утверждает, что познает и творит собственно не человек, а сам мировой Разум, мировой Дух, само Божество. По Гегелю, познание и самопознание Божества происходят через человека, который лишь инструмент Творца.
     Гегелю вторит наш современник, используя современную терминологию (Мерфи):
     «Ты – просто запрограммированный компьютер в руках Бога. Когда Богу хочется действовать, он посылает мысль или делает так, чтобы ты увидел или услышал что-нибудь.
     Мозг реагирует строго согласно программе. Каждый организм тела-ума
запрограммирован уникально. Отсюда – ощущение индивидуального существования. Осознание того, что ты лишь запрограммированный инструмент, приходит, когда понимаешь, что все предопределено. … Когда-нибудь ты поймешь, что только Бог действует через все живые существа».
    
     Много раньше и Гегеля и Мерфи об этом же прекрасно написал Омар Хайям:
«Мы послушные куклы в руках у Творца,
Это сказано мною не ради словца.
Нас по сцене Всевышний за ниточки водит,
И бросает в сундук, доведя до конца».

*
     При эволюции души-сознания от камня до человека, имеет место постепенное утончение вещества. Существа, находящиеся выше человека на этом эволюционном пути, возможно, также, как и люди состоят из материи и духовно-энергетической – нематериальной составляющей, но эта духовно-энергетическая составляющая у них преобладает над материальной.

*
     Доктор Густав Теодор Фехнер, один из основателей экспериментальной психологии, в своей «Книжице о жизни после смерти» пишет:
     «Дух человека есть неотчуждаемая собственность его самого и одновременно – собственность более высокого духа. Человек часто даже не подозревает откуда возникают мысли в его сознании, они просто приходят ему на ум. Какая-то сила заставляет человека действовать, или же некоторый внутренний голос отвлекает его от действия, без того, чтобы сам он осознал подлинные причины своего действия».
      «Человек пробуждается в следующем мире обладая созданным им самим духовным организмом, содержащим в себе бесконечное множество духовных творений, и действий наполняющих его».
     «…тот же кто не способен был оторваться от земли и свой дух использовал лишь для движения плоти, питания и развлечения, от того останется лишь недостойная внимания сущность».
     «…получим мы воздаяние в том мире, где вернутся к нам, как часть нашего «я», все, даже мельчайшие и тайные плоды наших действий».
     «Живые организмы являются лишь внешне разъединенными, но внутренне объединенными частями Целого».
   
*
          Объем индивидуального сознания растет с переходом на новые эволюционные ступени, занимая всё больше и больше места в мировом Потоке Сознания, и индивидуальное сознание всё больше и больше осознаёт себя составной частью этого общего Потока.

      Шанкара: «Единственное, что существует на самом деле реально – это чистое Сознание, а весь окружающий нас материальный мир –  существует лишь временно и иллюзорно».

     Эпиктет говорит, что, когда человек уходит в свой внутренний мир, он находится в нем не один, а вместе со своим демоном.

*
     Думаю, что душа устроена не менее сложно, чем тело. И жизнь каждого человека вершится не между двумя только полюсами, такими, как тело и Дух, но всё гораздо сложнее. Наше «Я» - это некое множество. Виктор Пелевин, например, устами одного из своих героев, объясняет уголовнику в понятных для того терминах, сложность внутреннего мира, весьма образно:

                Агрегат души
(по мотивам текста Пелевина «Чапаев и Пустота»)
     Когда человек сам себя «судит», за что либо, во внутреннем диалоге одновременно звучат, как бы, разные голоса:

Осуждающие поступок:
Прокурор, свидетели обвинения

Судья и следователь                НАБЛЮДАТЕЛЬ

Защищающие:
Адвокат, свидетели защиты.

     Дух осуждает, тело защищается, оправдывая какой-то свой гнусный поступок. Ты можешь, в качестве судьи, себя оправдать или казнить, но следует помнить, что всегда есть, ни на секунду не смыкающий глаз, - Наблюдатель.