Санькин день. Зарисовки с натуры

Евгений Дегтярёв
   Я директор православной гимназии. Настоящей, одиннадцатилетней.  И у нас  было уже шесть наборов. Сегодня, сто пятьдесят «организмов» первых-пятых классов, (если без взрослого пригляда), могут разнести здание гимназии «старинного памятника архитектуры федерального значения  «Палаты офицерские»,  - за одну перемену.   Дети хоть и православные, но – дети. Живая как ртуть, невообразимо затейливая, хитрая, многоголовая стая неуловимых и отчаянных гонщиков по гимназическим  горизонталям и вертикалям. В общем,  бандерлоги.

     Но пять лет назад их было всего тридцать. В двух классах. Ещё смиренные и тихие, - зомбированные родительскими увещеваниями и наставлениями «как себя вести и фамилию не подвести».
 
     Санька выделялся среди всех. Ну, во-первых, пижонской прической; затем, модными «ботанскими» очками и, наконец, неуёмной прытью, даже среди своих «скороходов».
     Чем-то напоминал меня, в крайней юности.

     Зная о категорическом запрете бега наперегонки по керамо-гранитному полу длинного коридора (реставраторы никак не предполагали, какое будет здесь «заведение» и уложили его плиточка к плиточке), спринтеры разгонялись (по свисту определял) до немыслимых скоростей, резко тормозили у  открытых дверей моего кабинета (Господи! хоть бы не побились),  проходя чинно и благородно здоровались, и метеорами неслись дальше… Я переловил почти всех, но Санька…
     Истребитель, я его прозвал.
     Истребитель меня.

     Вот как при этой природно-принадлежной живости «организмов» усмирить их всех в храме на службе?  Вот задача… Готовились как могли к первой     службе в гимназической домовой церкви Святителя Николая Угодника.       
      Памятной.
 
      Высокопоставленных гостей понаехало, будь здоров! Родители. Родители родителей.  Прихожане… В общем, я на нервах. Построили детей так: девочек в праздничных белых платочках, по росту, слева от амвона; пацанов, причесанных, заправленных и застёгнутых, точно так же, справа. Санька стоял рядом со мной и, казалось, не дышал. На «всякий пожарный» непедагогично показал ему кулак –  он, одарил меня светлым и  чистым взглядом.
     Я стоял с «первой» леди региона  среди  её свиты и млел.
     Хорошо - то как!
     Млел и  потел, не столько от духоты, мириады зажжённых свечей естественно поднимали градус, сколько от напряга,  дети выстоят? служба большая…

     В девчачьем ряду, крайней слева стояла Катюшка Д., ну, совсем ещё малышка, ниже всех на голову.  При этом, не по-детски задумчивая.  Обескуражила и рассмешила ещё на первых занятиях после банального вопроса: «Дети, а кем вы хотите стать после учебы в нашей гимназии?  И кого  только названо не было…
     Наша героиня  сосредоточенно молчала.
     «Катя, а ты кем хочешь стать?
     Я буду уборщицей…
     Что за фантазии?
     Мама говорит, из тебя всё равно ничего путного не выйдет…»

     На этот раз, уже минут через двадцать после начала службы, - её было хорошо видно, она стояла слева и чуть впереди нас, - Катеринка начала откровенно скучать, разглядывать иконы, царские врата, набившихся в храм людей и, наконец, надолго, высоко задрав головку, «зависла», переключившись на исследование ярких потолочных  евангельских сюжетов, расписанных талантливыми мастерами ещё в девятнадцатом веке.
     Так мало того, что у всех на виду…, ах, как неловко… такое невнимание…
     Она ещё стала самозабвенно ковыряться в носу, вогнав в него пальчик, ну чуть не по «локоть».

     Я извелся весь.
     При гостях… такой конфуз…
     Потихоньку от «VIPов»,  я принял левее, и сверля глазами белую косыночку (аж, задымилась) начал телепортировать мысль: «Катя! Посмотри на меня. Ну, посмотри…». Я, прям-таки испепелял чадо пламенными взорами…
     И она повернулась.
     И окаменела,  от выражения моего лица.
     Прямо с пальцем в носу.
     Брови мои взлетели к затылку.
     Катюшка, не меняя выражения, резко вынула пальчик из носа, и не опуская ручки, начала нервно катать шарик из козы.
     Бог ты мой!
     Вся церковь,  все-все собравшиеся, затаив дыхание, следили за развязкой этой драматической сцены.
     Так мне казалось.
     И вдруг малышка, щелчком, запустила свой искусственный «спутник» в космос Храма.
     Я испуганно повернулся к первой «леди» - её трясло от смеха, до слёз. Вместе с ней нервно «рыдал» и я. Давно так не смеялся. К стыду своему.  В храме…
 
     Как-то сразу после открытия гимназии, в ещё жарком  сентябре, в наш   южный городок приехали высокие московские гости, среди которых был отец Тихон, архимандрит и настоятель Московского Сретенского монастыря. Автор, буквально потрясшей «православную» (и не только), читающую публику, книгой  – «Несвятые святые» и другие рассказы.  По её  прочтении,  я  подарил друзьям и близким 28  экземпляров книги.

    Это поразительно проникновенное повествование о табуированной до сих пор теме, - монастырской жизни, в поисках светлого и Божьего в человеке высвечивает самые потаенные уголки души. И идентифицирует читающего: ты с кем?  Возможно, категорично, но мне так кажется. Впрочем, я давно знал архимандрита (по его трудам, конечно), и как автора глубокого и очень значимого для формирования отечественного общественного сознания фильма «Гибель империи: византийский урок» и других неслабых работ. Надежды на встречу не было никакой, поскольку ничего особенного в нашей работе  не было. Гимназия, как гимназия. Немножко с уклоном. Да и вряд ли он слышал о нас.
     Но он пришёл.
     Случайно узнал,  и пришёл.

     В школьном, почти сплошь женском коллективе, - сравнить не с чем, - ажитация,  не смотря на то, что он монах и «отец». Он - автор! Создатель. За чаем же всё увиделось по-другому. В короткую эту встречу стал близким, вот тем самым рассказчиком, который поведал (впервые?!) о жизни за монастырскими  стенами. Много смеялись его рассказам о  жизни молодых людей, в возглавляемой им Духовной семинарии.
     А потом, он попросился к детям.

     Мы с удовольствием показали ему классы, оборудование, небольшой спортзал и трапезную – всё, чему так радовались «собирая» гимназию. Наконец пришли на урок и здесь, он сразил всех.
     Оглядев внимательно детей, спросил: «А знают ли первоклассники в какой гимназии  учатся?
     Да, вроде бы, все имеют представление…   
     А ведь она  единственная такая в России.
     Не знали об этом?
     Учитесь-то с охотой.
     Не расстраивайте своего Ангела-хранителя.
     А вы знаете, что он за каждым из вас стоит?

     Вот ты, - спросил отец Тихон Саньку, сидевшего за «кручёность» характера  за первой партой, - тебя же Александр зовут?
     Да…
     У тебя сегодня именины, ты знаешь? Твой Ангел-хранитель Святой Александр Невский!»
     Я чуть не упал.  Он первый раз видел этих детей…


     После сердечной этой встречи, по нашей просьбе, отец Тихон подписал нам свою книгу.   Перепало и мне: «Глубокоуважаемому… с благодарностью за подвижнические труды и с пожеланиями всесильной помощи Божьей. Архимандрит Тихон».
     Простите нескромного и окаянного.