Воейково Ленинград. глава девятая

Александр Георгия Сын Николаев
Воейково \ Ленинград : от ноября 1975 года до января 1977 года

                Повесть

                Глава девятая



Привычный для меня и здесь, в общежитии, подъём в семь часов утра.
Соседи по комнате ещё спали, верно полагая воскресный день лучшей возможностью
отоспаться, наслаждаясь предстоящей неторопливостью выходного дня.
Если кто из них и планировал выезд в Ленинград, то явно не в столь раннее
зимнее время.

За окном по-прежнему темно ; уличное освещение всей территории загородного студенческого городка не запомнилось ни яркостью, ни достаточным количеством опорных столбов и светильников наружного освещения.

« Комендантского часа » не было ; так же не было ни ограждающего всю уютную территорию городка максимально плотного забора с обязательными въездными воротами, при которых по вероятному штату мог бы находиться контролёр\вахтёр\охранник.

( Допускаю появление всего этого в « девяностые годы » или чуть пораньше.
Из интернета я пока что не узнал о существовании в теперешнее время
этой удобной загородной базы отдыха в пределах посёлка Воейково. ---
Надо будет сформулировать запрос по этой теме, и тогда, при очередной
моей поездке в Петербург, я смогу решить, надо ли совершить « паломничество », используя другие, новые для меня, маршруты.

В июне 2022 года я был в Петербурге по необходимости проведать сына,
который в мае, после неудачного падения с велосипеда при катании по лесу,
перенёс операцию после перелома бедра, и, после нахождения в клинике,
вновь проживал в съёмной квартире вместе со своими друзьями не так далеко
от станции метро « Пионерская » в Приморском районе.

Никита при помощи компьютера выбрал для вероятной моей поездки в Воейково хороший, максимально удобный маршрут : на метро до станции « Ладожская »,
оттуда на обычном рейсовом автобусе до самого Воейково.
Но я так и не поехал, полагая будущую нашу совместную поездку намного интереснее,
даже если бы там не оказалось загородной базы теперешнего ГУТ, петербургского
государственного университета телекоммуникаций, - прежнего ЛЭИС имени Бонч-Бруевича.

На сайте ГУТ узнал о наличии недалеко от Туапсе черноморской базы отдыха
« Горизонт » ;
нет  конкретности именно о базе в Воейково : имеется база отдыха в Ленинградской области.

Сам же теперешний Петербург приобщил к своей гигантской территории и те,
что когда-то считались « очень дальними » землями Всеволжского района ;
очень маленькая деревенька Янино дала название целому микрорайону. )


« Комендантского часа » не было, ибо в те годы не было очевидной необходимости
предупреждения появления посторонних лиц на подобных малых территориях.

Так что мы, слушатели дневного подготовительного отделения, могли свободно
и без оповещения кого-либо из администрации студенческого городка покидать
свои комнаты прежде всего для поездок в Ленинград.
Этой возможностью начали пользоваться многие слушатели и слушательницы,
когда им « очень и очень надо было », "строго обязательно" - в заранее
или в произвольно выбранный день - ехать « в ближайший крупный город » 
по личным причинам « чрезвычайной важности » ;
например, имея цель в приобретении одежды, обуви для самих себя и по заказам
своих родственников, друзей, знакомых.

( В те годы в свободной и в "теневой" продаже имелось очень многое,
произведённое в соседней Финляндии.
Да и прочая заграница тоже активно помогала в "напрасной борьбе" с дефицитом.)

« Народная молва » дошла и до нашей « глухомани » : крупные фирменные магазины
могли начать торговлю популярными импортными вещами с момента своего открытия,
то есть с девяти или с десяти часов утра.
В будние дни количество покупателей было значительно меньше, нежели по субботним
и воскресным дням, когда в Ленинград устремлялись жители не только Ленинградской области.

Понятно, что пропуски занятий маскировались либо особым отношением со старостами учебных групп, либо « лёгким недомоганием » в конкретный день и предварительным оповещением старост групп, а через них извещались преподаватели,
которые в общем-то не лояльно относились к прогульщикам и к прогульщицам.
Так же использовалось знание правил обучения, в которых указывался лимит\предел неуважительных пропусков занятий : определённое количество учебных часов.

Лично у меня осталось такое впечатления о « непомерной тяжести занятий,
о суровом дисциплинарном режиме, о бытовых и прочих чрезвычайных тяготах »,
что могу назвать наше пребывание на подготовительных курсах если не удивительным « предельно длительным трудовым отпуском », то, по меньшей мере,
осознанным блаженством людей, честно заслуживающих именно такого отдыха
в виде компенсации за два армейских года и тем более за три года службы
на военном флоте.

Сам я предпочитал выезжать в Ленинград только по субботним и по воскресным дням,
с самого раннего утра, чтобы использовать до возвращения на предпоследнем рейсовом автобусе все дающиеся для меня возможности приобщения действительно
к особой, к ленинградской, цивилизации.

Хотя и были у меня три или четыре « покупательских выезда », которые, увы,
ничем полезным для меня не завершились. ---
Женька однажды так удачно оказался в « Кировском универмаге » в будний день,
что успел купить за семьдесят советских рублей настоящую японскую нейлоновую
тёмного цвета куртку, позволяющую в любых питерских погодных условиях
постоянно чувствовать себя полностью защищённым.
Да и сам вид в этой имеющей капюшон куртке вызывал интерес.

А я старался купить обычную электрическую дрель, но так и не смог выполнить просьбу моего отца.
Что же касается моего желания приобрести под свою фигуру такую же нейлоновую куртку, даже любого цвета, то так и не угадал ни разу ни места ими торговли,
ни подходящего для меня размера : то намного меньшие, то чрезмерно большие.

Совершенно не помню своей верхней зимней одежды : пальто или куртка.
Знаю одно : на голове шапка из меха кроликов.

Стараясь никого не разбудить моими приготовлениями завтрака, я вышел на кухню,
где в такое раннее время выходного дня никого не было.
Вскипятил воду, в своей кружке сделал растворимое кофе, добавил к нему четыре
или пять кусков сахара-рафинада.
Затем поджарил яичницу из трёх или четырёх куриных яиц, после чего приготовил бутерброды из ржаного вкусного хлеба и ломтиков твёрдого сыра.
((( Вот такая степень студенческой роскоши была для нас обычной. )))

Свой завтрак я быстро съел и не торопясь запил хорошего вкуса кофе тоже там,
на кухне : свободный стол позволил вольно разместить всю мою трапезу.
Стульев на тесной кухне никогда не было. --- Или я ошибаюсь, не вспоминая о них.

После завтрака быстро надел верхнюю одежду, обувь, шапку, взял связанные мамой шерстяные удобные перчатки.
Заранее проверив приготовленные с вечера « шпаргалки » по теме « маршрут движения
от пункта Воейково до пункта посёлок Бугры » и всё, что надо было взять с собою
в дальнюю дорогу, я аккуратно разбудил Женьку и он, после моего выхода
из сонной комнаты, закрыл дверь то ли на ключ, то ли на дверную маленькую задвижку.


                *

Быстро шагая по « снежному дну » « центральной площади »  - недалеко здание профилактория и нашего мужского общежития, чуть выше общежития видны учебные корпуса, а за кирпичным двухэтажным профилакторием самая ближняя лесная опушка,
которая взбирается наверх по малой толщине снега, - я вышел к главной здесь автомобильной дороге и остановился в ожидании одного из первых рейсов.

Можно было пройти до основной улицы Воейково и там сесть в автобус, 
выйдя из-под лёгкого навеса кольцевой остановки, но мы знали о том,
что водители таких автобусов всегда выручат и по пути остановятся, откроют дверь желающему ехать до остановки « Пороховые » или довезут до промежуточных пунктов, имеющихся на этой трассе.

В рейсовом автобусе достаточно много пассажиров.
День выходной, вот и решили местные жители побывать по разным причинам
вне Воейково.
Зная примерное время в пути, я решил подремать. ---
На конечной остановке обязательно разбудят, если пассажир заранее попросил
об этом, предупредив о своём выходе именно там.

От Пороховых тоже на автобусе, но большего размера и внутригородского маршрута.
К этому времени я полностью проснулся и нечётко видел через полузамёрзшие автобусные окна малозаметные, издали немногочисленные, изнутри освещённые окна
больших многоэтажных жилых домов. --- Новые районы города быстро строились
и « ещё быстрее » заселялись.
Да и всё, построенное ещё в послевоенные годы, имело гармонично соответствующий
именно этому городу вид.

Вот и Финский\Финляндский железнодорожный вокзал.
Большая привокзальная площадь.
Вхожу в фойе( или всё же в вестибюль ?) станции метро, на ходу достав монету достоинством в пять копеек ;
опускаю её в монето-приёмник, два-три шага вперёд и я уверенно становлюсь
на свободную ступеньку гибкой ленты эскалатора.
Далее путь значительно быстрее и комфортнее : интересный подземный мир изумительного ленинградского метро …

Пересадка на « Площади Восстания » ; другая пересадка на станции
« Невский проспект ».
Далее еду по Петроградской линии метро до станции « Чёрная речка » …

Выхожу наверх и направляюсь, не задумываясь, в сторону памятного знака :
место последней дуэли А.С.Пушкина …

Летом 1972 года был здесь впервые. В июле 1973 года не поехал сюда,
будучи ограниченным во времени. Но в оба лета посетил « Музей-квартиру »
по адресу « Набережная реки Мойка, дом двенадцать » ; "Мойка, 12" ...

Вторая моя попытка стать курсантом того же военного училища оказалась
тоже не успешной, но по моей воле : специально получив « двойку » на экзамене
по физике, я отказался от возможности стать офицером войск ПВО,
когда узнал много больше такого, что выделяет эту службу от множества других.

А именно следующее : постоянное высокочастотное и прочих видов облучение,
заметно влияющее на здоровье ;
служба в таких местах, которые именуются Крайним Севером и Крайним Югом ;
не миновать и отдалённых отдельных « точек ».
Не испугался, но посчитал себя, свой характер недостаточным для такого рода военной службы и вообще перестал я себя видеть офицером.

( В июле 1973 года я приехал поступать в то же военное училище « имея в кармане »
ограниченный по времени отпуск за свой счёт, - с октября 1972 года я трудился обычным слесарем на одной из поточных линий местного филиала Казанского завода радиокомпонентов.
Десятого ноября 1973 года я был призван на двухлетнюю службу в Советской Армии. )

Вновь я в метро, еду до тогда конечной станции « Проспект Просвещения ».

Благодаря точности информации, выданной мне Людмилой Даниловной в одном из её
всегда сердечно-душевных писем, полученных мною ещё в армии, я быстро нашёл остановку городского автобуса необходимого маршрута.
Оставалось дождаться его прибытия.

Затем, на ближней к окраине части « Проспекта культуры », сажусь в другой,
теперь в пригородный, автобус, и еду, не без волнения, в посёлок Бугры.

Адрес помню наизусть : Всеволжский район, посёлок Бугры, улица Полевая,
дом номер шесть, квартира номер один.

Вроде бы недалеко от въезда в благоустроенный посёлок я выхожу из автобуса и,
после ориентации по стороне улицы, направляюсь к дому номер шесть.

Людмила Даниловна и Зинаида Сергеевна меня ждали, получив моё письмо, отправленное из Воейково, и зная о моём прибытии в первой половине
этого выходного дня.




                21.01.2024


                "     "     "     "     "


! Существенное уточнение.

Я ошибся, нечётко помня тот декабрьский день, и по этой причине вынуждено полагаясь на "карту туриста", изданную в 1989 году : упомянутая станция метро
"Проспект Просвещения" была открыта в 1988 году, - то есть в той действительности я не мог ею воспользоваться в декабре 1975 года и с мая по июль 1976 года.

Станция метро "Петроградская" была конечной на этой линии.
Отсюда следует вывод : от этой станции метро я пользовался наземным городским
транспортом, - возможно только автобусами ; могли быть поездки в троллейбусах.

От окраины Ленинграда до пригородного совхоза "Бугры" ехал на автобусе.
Обратная дорога тоже была иной : на разных видах транспорта доехал до станции
метро "Петроградская", а дальнейший путь до Воейково соответствует тексту главы.

( Появится время --- внесу правку ; заменю ошибочную информацию на достоверную.)


                04.02.2024

                "     "     "     "     "