Клюшки

Александр Анастасин
-Клюшки возьмите с собой, - сказал отец, вытирая пот, заливающий его лицо на двадцатиградусном морозе, - там собаки гаврилковские, просто так не пропустят.

Уазик застрял безнадёжно. Уже три часа мы пробиваемся по мятигам. Расчищенная бульдозером трасса после метели превратилась в ловушку. Плотно запечатанная переметами дорога оказалась вездеходику не по зубам.

Копать многокилометровую траншею больше нет сил.

Рано утром, затемно, мы выехали из нашего села, Татарское Бурнашево, и двинулись по расчищенной бульдозером дороге по реке Свияге, огибая Гаврилково. За Гаврилково Свияга делает крутой зигзаг. Здесь мы выехали на противоположный берег реки, возле села Мизиново, и добрались до железнодорожной станции Свияжск.

Оттуда электричкой направились в Казань. Туда – обратно, это заняло весь день. Из наших мальчишеских радостей сегодня было две – поели мороженого, которое мы обязательно покупали, добравшись до города, хоть в жару, хоть в морозы, и получили новые хоккейные клюшки. Клюшки были зеленодольские, березовые. Они быстро ломались. Но мы были рады и этим.

До лысин, до седин, до бороды сохранил я эту смешную детскую страсть – есть мороженое при любой погоде. Ну ладно, это другая история.

В общем, обратная дорога не задалась. Весь день, пока мы ездили в город, шла свирепая метель. Февральская поземка плотно запечатала наш путь.

Что такое зимняя дорога? Бульдозер, который прошел по целине, по полю, напрямки, по льду Свияги, вдоль леса, по берегу, сделал большой длинный тоннель. Справа и слева от него образовались высокие снежные валы, местами они были выше человеческого роста.

Прошедшая метель завалила это пространство снегом, плотно, слой за слоем, утрамбовывая его. Пробивать такие переметы машина могла не везде.

Решение было тяжелое, но другого выхода просто не находилось.

-Идите за трактором, - сказал отец, - а я еще покопаю, может, продвинусь пару километров.

И мы пошли. Метель уже прекратилась. Время где-то приближалось к полуночи. Луна как огромный фонарь заливала зыбким молочным светом и без того белоснежные просторы. Далекие огоньки нашего села, куда нам предстояло идти, при этом освещении были еле различимы на горизонте. Получалось, километров восемь  ходу.
 
-За два часа дойдем, - прикинули мы.

Бодро шагая и хрустя подмерзшим снегом, пара хоккеистов уже приближалась к Гаврилково. Деревня небольшая, находится на высоком правом берегу Свияги. Собаки там какие-то особо злобные. Просто так никогда не пропустят ни пешехода, ни велосипедиста, ни конскую упряжку, ни автомобиль. Они будут яростно бросаться на идущих и едущих, облаивать их до хрипоты, скалить свои белоснежные зубы, пытаясь объяснить всем, кто здесь хозяин.

Как всегда это бывает, злобно действуя против тех, кто не дает им настоящего отпора, такие собаки бывают фатально трусливы перед более сильным соперником. Если в эту деревню забегал по своим собачьим делам Азарт – крупный белоснежный кобель, русская борзая, то вся гаврилковская свора быстро пряталась по дворам, не рискуя вступать с ним в перепалку.

Так же эта свора вела себя и с волками. Волчья стая, изредка наведывавшаяся на гаврилковскую свиноферму, покопаться в выброшенной неподалеку требухе, беспрепятственно могла пройтись по всей деревне, вынюхивая какие-то варианты, при полном молчании собак.

Дядя Коля, единственный охотник в деревне, изучая утром ночные следы делал однозначный вывод:

-Этих шавок бесполезных надо давно скормить волкам. Если бы они подняли шум, так я бы вышел с ружьем. При луне-то можно было бы отстреляться по этим разбойникам.

Они даже не стали лаять, а забились по углам, боясь навлечь на свои головы проблему.

-О, смотри, нас уже встречают, - сказал Виталька, заметив метнувшийся через дорогу собачий силуэт.

-До деревни еще далеко, а они уже здесь, - согласился я.

Клюшки держим наготове. Отбиваться от этих противных собачонок предстояло по-серьезному.

-Виталька, а ведь это не собаки, - сообщаю я своему другу неприятную новость, одновременно покрываясь мелкими мурашками, которые нестройной толпой побежали по спине от самого копчика до затылка.

-Смотри, там ещё бегут,- ответил Виталька, показывая клюшкой влево.

И правда, только сейчас мы разглядели, как параллельно нашему курсу, видимо, давно уже сопровождая нас, небольшими перебежками трусили волки. Их было пять или шесть, не считая двух, которые несколько раз перебегали нам дорогу. Эта стая выбралась на лед из коряжистого захламленного, полузатопленного леса, который почти примыкал к острову Свияжск со стороны Мизиново.

Ё-моё. Дела. Клюшка хоккейная, конечно, вещь хорошая, но ружье, которое в поездку мы с собой не взяли, было бы в этой ситуации полезнее.

Делать нечего, ускоряем шаг. Мороз такой, что снег аж звенит под ногами.

Почему волки не напали на двух мальчишек, мы не знаем. Они так и сопровождали нас до самого конца нашего пути и отстали лишь, когда мы подошли к ближайшим огородам.

Отец объяснил потом:

-Они не рискнули, потому что было слишком светло, к тому же ваши шаги слышно на всю округу.

Так сильно хрустел под ногами снег. Они, видимо, опасались этого шума.

-Но самое главное не это, - добавил он, подумав, - клюшки.

Они побоялись клюшек, вероятно, приняв их за ружья.

   1997