Экзамен

Инна Гавриченкова
       У меня есть двоюродная сестра Ольга. Так случилось, что она родилась в столице Латвийской Советской Социалистической Республики славном городе Риге, поскольку её родители, будучи молодыми людьми, оказались там в годы после окончания Великой Отечественной войны. Ольга не только родилась в Риге, но и прожила на своей малой родине всю жизнь. Окончила школу, затем институт. Работала на знаменитом заводе ВЭФ на благо и процветание  Латвии, пока завод не обанкротился в связи с распадом Советского Союза.  В годы разрухи и безработицы ей удалось получить работу в туристической фирме.

       В Латвии у власти оказались националисты, которые придумали особый статус «не гражданин» и стали награждать им русских людей, стремясь вытеснить их за пределы страны. Не желая оказаться совсем без гражданства, Ольга получила гражданство России и вид на жительство в Латвии.
       Казалось, вопрос был исчерпан. Можно было продолжать спокойно жить в родном городе. Да не тут-то было…

       Летом 2022 года я пригласила сестру приехать ко мне в гости в Москву, чтобы повидаться и отдохнуть на моей даче. Я получила такой ответ: «Меня могут выслать. Поэтому боюсь куда-то ехать, обратно не впустят. У нас сейчас принимают законы, чтобы выгнать всех граждан России. Надеялась на перевыборы, но к власти пришли националисты ещё хуже, чем были».

       В конце декабря вместе с поздравлением с Новым годом Ольга сообщила следующее: «Мы живём трудно. У меня отбирают вид на жительство. Заставляют сдавать заново экзамен по латышскому языку. Все ранее полученные документы (я уже сдавала) признали недействительными. Сейчас хожу на платные курсы, так как каждый экзамен сдаётся по своим правилам. У государства нет средств, чтобы принимать экзамен, поэтому придётся отдать значительную сумму денег. Со мной учатся такие же пенсионеры, как и я. Не дают дожить нам свой век спокойно».

      В марте 2023 года  сестра прислала мне письмо такого содержания: «У нас очень тяжёлая атмосфера. Из дома выходить не хочется. Везде вспыхивают скандалы на национальной почве. Люди как будто сошли с ума. Весь мир сошёл с ума!.. Экзамен будет только после 11 апреля».
      Ольга мне не писала в течение нескольких месяцев. Я с нетерпением ожидала от неё вестей. И вот, наконец, осенью долгожданное радостное сообщение:
      «Я прорвалась через все законы и получила вид на жительство!»

      Далее она рассказала подробности:
     «Мне всё это время было очень тяжело, так как я занималась документами. У нас высылают людей, кто не смог всё оформить. Не выплачивают пенсии, даже латвийские, не обслуживают медики. Я не знаю, как эти люди выживают, а их много, и почти все пенсионеры.
     Я сдала экзамен  уже второй раз. Первый признали не действительным, так как он сдавался в Латвии, а не в Евросоюзе. Потом пришлось собирать остальные документы, а их было много. Потом ждала ответа – долго. И за всё это платила. Наконец, в августе мне выдали вид на жительство. Так что живём дальше».

     В этой истории с принуждением русских людей в Латвии сдавать экзамен по латышскому языку вне зависимости от их возраста и здоровья обращает на себя особое внимание роль Евросоюза. Как оказывается, он не просто закрывает глаза на дискриминацию русского населения в прибалтийском государстве, но активно содействует этому позорному явлению.