Реформа системы образования России

Георгий Нуруллин
Н.П. Богданов-Бельский. Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского. 1895

    Данная статья представлена в январе 2024 году на ежегодный всероссийский конкурс «Сильные идеи  для нового времени».
               
                Введение

  Образование было и остаётся главным орудием приспособления человечества и отдельной страны к новым вызовам эпохи.
 Целью данной идеи является оптимизация образовательной системы как средства экономии времени граждан и денежных средств государства. Хочу убедить читателя в том, что в школах, колледжах (ссузах) и в вузах даётся много совершенно бесполезной информации, которая только отягощает мозг. По основному образованию я физик, и буду говорить о предметах, которые сам изучал, но те же самые выводы можно сделать относительно биологии и химии, с которыми также немного соприкасался. Что касается предметов гуманитарного цикла, то здесь тоже нужен трезвый взгляд. Сильно сомневаюсь, чтобы сведения, например, о второй Пунической войне, пригодились кому–нибудь, кроме будущих историков.

                Средняя школа и колледжи (ссузы)

 Обучение в 1-7 классах школы можно пока оставить почти без изменений, сознание детей только формируется.
После 7 класса, дети и их родители должны выбрать одно из трёх направлений: естественно-научное, гуманитарное или прикладное, и начать обучение в 8 классе по соответствующим программам. В конце 9 класса все учащиеся сдают экзамены, согласно  выбранным направлениям, причём они вправе сдавать их и по другому профилю, самостоятельно подготовившись. Обязательным снова должно стать, взамен среднего, основное образование (9 классов). После 9 класса у 15-летних детей есть следующие возможности.
1. Дети, которые хотят быть рабочими и служащими простых специальностей, закончившие прикладной профиль и получившие в школе необходимые теоретические знания и некоторые практические навыки, связанные с будущей профессией, идут работать на предприятия в качестве учеников, являясь, одновременно, учащимися колледжей. Работают они до достижения 16 лет по 4 часа, лучше после обеда, учатся не более 4 академических часов в день и, пожалуйста, никаких для них домашних заданий! На предприятиях для них должны быть созданы соответствующие условия, в частности, создан институт наставников-кураторов из числа педагогических работников колледжей, как это было в профессионально-технических училищах ещё 50 лет назад. Должен быть пересмотрен перечень профессий для несовершеннолетних. Если эти дети могут работать по месту жительства по выбранной специальности, то это нужно только приветствовать. Куратором в случае проживания в селе может быть учитель трудового обучения, получающий доплату от колледжа. Учатся эти дети 1 год и получают в конце обучения разряд по выбранной профессии и диплом колледжа. Количество этих детей может быть около 20% от общего числа выпускников 9 классов.
2.Учащиеся, которые хотят стать квалифицированными рабочими и работниками среднего звена на предприятиях, тоже идут учиться в колледжи. Высококвалифицированные рабочие и будущие работники среднего звена учатся соответственно 2 и 3 года, причём последний год стажируются на предприятии, которое готово взять их на работу. Сокращение обучения в колледжах на один год возможно за счёт полного удаления из учебных программ разделов, необходимых для современного общего среднего образования, кроме профильных, т.е. необходимых в будущей деятельности. Вы встречали хоть одного работника среднего звена, которому пригодились законы Ньютона, сохранения импульса и энергии, газовые законы, теория относительности, квантовая физика? Я – нет. Число колледжей должно возрасти за счёт уменьшения количества вузов, здания которых могут быть переданы новым колледжам. Все выпускники колледжей имеют право сдавать ЕГЭ и поступать в вузы по профилю. Для поступления в вуз не по профилю, студентам колледжей придётся готовиться к ЕГЭ самостоятельно. Количество детей, поступающих в колледжи может составить около 60% от числа всех выпускников 9-х классов.
3. В 10-й класс обычной школы идут дети естественно-научного и гуманитарного профиля, которые решили поступать в конкретные высшие учебные заведения по профилю. В 10-11 классах они проходят программу нынешнего первого курса бакалавриата соответствующего вуза, не являясь пока его студентами. Если учителя школы по каким-то предметам не в состоянии учить детей по программе нынешнего 1-го курса бакалавриата, то школа привлекает преподавателей вузов и колледжей. Сейчас в средней школе идёт дублирование первого курса вузовской программы, например, по математике изучается дифференциальное и интегральное исчисление, теория вероятностей, статистика, комбинаторика, математическая логика и другие разделы высшей школы. Выход: не изучать снова эти предметы на первом курсе бакалавриата. Число детей, остающихся в 10 классе обычной средней школы может составить 18% от числа всех выпускников 9-х классов.
4. В 10 класс специализированных школ идут дети, которые готовятся к поступлению в соответствующий университет. Такие школы по естественно-научному и гуманитарному профилю уже есть во многих столицах регионов и крупных городах, в них дети также в 10-11 классе должны проходить программу нынешнего 1 курса бакалавриата, их число составит около 2% от числа выпускников 9-х классов.
Конечно, указанные процентные отношения во всех 4-х случаях носят ориентировочный характер.
Обучение в 10-11 классе по вузовской программе даёт возможность прочувствовать будущую специальность, и дети могут вовремя изменить свои планы после окончания 11-го класса. Очень желательны экскурсии детей на места будущей работы во время учёбы в 10-11 классах, как в обычных так и спецшколах.
Несколько замечаний по поводу средней школы и колледжей.
1. Остаётся признать, что профориентационная работа в школе находится на крайне низком уровне. Выпускники 9-х и 11-х классов сплошь и рядом не знают куда пойти учиться, поэтому, у нас в стране огромное число людей, закончивших колледжи и вузы, не проработавших ни одного дня по специальности. Поэтому, предлагаю проводить в конце учебного года для 7-х, 9-х и 11-х классов отдельно специальные педагогические советы с приглашением представителей колледжей и вузов, работодателей, родителей и самих детей, на которых  должны даваться соответствующие официальные рекомендации по дальнейшему образованию ребёнка.
2.Изучение абстрактных понятий  детьми из семей с низким образовательным уровнем ведёт к развитию у них комплекса неполноценности. Давайте не будем калечить детей!
3. Надо отменить введение второго обязательного иностранного языка, для этого есть специализированные лингвистические школы. Одного-то  не осиливают! В наших национальных республиках дети изучают четыре языка: русский, два иностранных и национальный! Кому это нужно?! Только не будущему трактористу!
4.Колледжи (ссузы)  должны стать самым важным звеном образовательной системы. Огромное число родителей против обучения детей в них только по одной причине: криминогенной обстановки , особенно, если надо жить в общежитии. Нужно усилить меры безопасности, особенно в вечернее и ночное время.
5. Понятие среднего общего образования надо вообще исключить: дети, которые идут в 10-й класс обычных и специализированных школ получают тоже специальное среднее образование по своему профилю (как и учащиеся колледжей), после 11 класса они должны также получать диплом о среднем специальном образовании по своему профилю.

                Высшая школа

  Даже работая в течение 6 лет научным сотрудником в институте Российской Академии Наук, мне никогда не пришлось использовать целые разделы вузовской программы: математический анализ, высшую алгебру, аналитическую геометрию, дифференциальные уравнения, теоретическую механику, электродинамику, методы математической физики, квантовую механику и ряд других, самых ёмких и трудных для изучения дисциплин, что же можно говорить о будущих учителях? Считаю, что в урезанном виде эти разделы нужно преподавать в университетах  для будущих научных работников академических и научно-исследовательских институтов, но они совершенно не нужны будущим учителям! То, чего не хватит в будущей работе можно получить в аспирантуре, магистратуре, интернатуре или самостоятельно. Вышеупомянутые разделы совершенно бесполезны для выпускников  технических вузов, кроме таких как МФТИ, МАИ, МЭИ, МИФИ, университет им. Баумана и некоторых других ведущих технических вузов России, т.е. тех, где ведётся подготовка инженеров высшей квалификации.  Срок обучения по программе бакалавриата в стенах университетов и технических вузов может быть сокращён до 3 лет, поскольку программу 1 курса будущие студенты университетов и технических вузах могут проходить в 10 -11 классах средней школы или 1-3 курсах колледжа.  Программы 10-11 классов средних школ, спецшкол и 1-3 курсов колледжей должны максимально готовить будущих студентов вузов к успешной учёбе по соответствующему профилю.  Третий год обучения студенты университетов проводят у себя в университете или в академических институтах, а студенты технических вузов в отраслевых НИИ и на производстве, готовясь к защите диплома и реальной работе после окончания вуза.
 Будущие аспиранты, магистры и интерны должны работать по профилю после бакалавриата, минимум на полставки. Конечно, для медицинских вузов срок обучения должен быть увеличен.
В заключение, хочу сказать, что всё меньше работодателей обращает внимание на диплом будущего работника, зная бесполезность многих пройденных студентами дисциплин. Гораздо эффективнее уже работнику предприятия учиться на краткосрочных курсах повышения квалификации.
               
                20.01.2024,  Георгий Нуруллин