К моему удивлению

Ольга Гуцол
                Из серии "Бабушкины истории"

После того, как я узнала, что научный коммунизм для государства важнее, чем предмет, которому я обучаю, я расслабилась и стала экспериментировать. И  для эксперимента однажды провела зачёт так,  что все, его уже  получившие, могли остаться в аудитории и помогать следующему отвечающему, если тот не помнил или не знал ответа. Сделала я  так в надежде, что может быть, те, кто знают мало, узнают больше. И, к моему удивлению, многие остались. 
  А некоторые студенты, опять же к моему удивлению, остались и после зачета, пересели  поближе к моему столу  и  стали  задавать вопросы теперь уже мне.
  К сожалению, я все их вопросы забыла, что-то про город спрашивали, почему там так сделали, а там – этак, и что дальше будет. Но один вопрос я запомнила хорошо.
  - А вы хотели бы вернуться в наш возраст? – вдруг спросила одна девушка.
  Я ответила вопросом:
  - А вы хотели бы вернуться в первый класс?
  И после того, как увидела на их лицах  реакцию, решила продолжить.
  –  Вот так и со мной.  Не знаю, как другим, а мне жить, чем дальше, тем интереснее. А ваш возраст я уже прошла, выучила его, так сказать. Что мне в нём делать? Вернуться - уже было бы скучно. Жизнь, мне кажется,   это мистерия,   а люди - участники этой мистерии. Я бы , наверное, еще продолжала в этом же духе, но тут  один парень вдруг вставил:
  - Жизнь мистерия,  а люди симулякры?
 
   Этот студент был одним из лучших. Сидел всегда за первым столом, рисовал   хорошо, задавал вопросы на лекциях, но всё же такого я даже от  него не ожидала. Внутренне аж встрепенулась. И подумала: «А может, это просто шутка?». Но поскольку парень был все же из лучших,  я решила,   что лучше принять вопрос всерьез  и по крайней мере, воспользоваться поводом поговорить о том, о чем мне интересно поговорить. И я ответила:
  - Если принять за аксиому,   что человек существует не только в трёхмерном пространстве, но , например, и в четырёхмерном, и   в пятимерном и так далее, то стоит предположить, что он везде проявляет себя по-разному. И чем более высокий уровень занимает его, скажем так,  сущность, тем он, видимо, и  сам больше, многомерней: больше сфера его знаний, и соответственно, больше сфера его незнания. И тогда - да, можно сказать и так –  здесь мы всего лишь симулякры. Как считал Платон, - тени теней.
  И опять же, к моему удивлению, дальше разговор перешёл на совсем другой уровень.
  Почти все, кто остались, уже ушли, передо мной осталось двое или трое, уже не помню. Но мы беседовали до тех пор, пока нас не попросили покинуть аудиторию, потому что она понадобилась для другого зачета.
 
   Почему я сейчас вспомнила этот случай?

   Недавно тот студент, который тогда произнес тот афоризм,   отметил свое пятидесятилетие. Он стал руководителем большого творческого коллектива, а судьбе (или мистерии?) было угодно, чтобы мы встретились и даже имели возможность поговорить.
  И он, опять же к моем удивлению, сам вспомнил тот разговор. Причем   оказалось,  помнил его гораздо лучше меня. Он сказал, что потом   долго думал об этой теме,   читал всякое, и   к новой  встрече у него было что продолжить  и даже поспорить в тему того разговора.
  А про симулякров он, оказывается, действительно, тогда пошутил. Не ожидал, что я начну отвечать всерьез. Да, - это я  помню, - они со своим соседом по столу  оба обладали хорошим чувством юмора.