Воздушные бои в Заполярье - 9

Андрей Грачев 2
В этой статье мы расскажем о самых ярких эпизодах весны и лета, где III группа JG5 оформляла массовые заявки. Уровень вранья этой группы стал притчей во языцех.

Первый эпизод, который мы рассмотрим, 23 апреля, когда заполярники заявили 38 побед. Больше всего - 6, заявил Хорст Бергер, но для него эти успехи были последними. Пять побед заявил Линц, по четыре - Эрлер и Кунц.

В этот день утром группа Илов нанесла удар по конвою, сопровождали её Кобры из 20 иап и Киттихоуки из 78 иап. Немцы атаковали довольно ожесточённо. Был сбит ведущий Ил, лётчик Катунин Илья Борисович, он направил свой самолёт во вражеский транспорт и за свой подвиг посмертно получил Звание Героя. Однако сбили его зенитки. Впрочем, истребители тоже сбили три Р-40. Затем была вторая волна атаки, но на сей раз немцы не смогли нанести ущерба ни истребителям, ни штурмовикам.

Третий удар наносили Бостоны в сопровождении Кобр 255 иап, в ходе вылета был сбит огнём ЗА Бостон, а на обратном пути одна Кобра, очевидно подбитая в бою, упала в море.

Следуюшая серия ударов была произведена во второй половине дня. Первый удар наносили Илы-4 в сопровождении Кобр. В ходе боя была сбита ещё одна Кобра того же полка. Наконец, в ходе последнего удара были сбиты два Ила и один Р-40, однако истребители немцев в том бою не участвовали, потери понесены от огня ЗА.

Итого мы находим пять потерь на 38 заявок немцев. Из четырёх заявок Эрлера, например, может иметь подтверждение только одна "Кобра", та самая, которая упала в море, есть и другие претенденты. Вторую, возможно, сбил Линц, но он оформил четыре заявки в тот бой, явно завысив очень сильно. В общем, заполярники всё больше входили во вкус.

10 и 11 мая немцы вели бои, отражая удары по караванам. 10 мая они отработали как-то скромно: всего 7 побед, а из известных асов отличился только Линц, заявил три Кобры. Реально потеряна была в воздушном бою всего одна "Кобра" 255 иап. Кстати, от зенитного огня серьёзные потери понесли Илы, также был сбил один Р-40 и, что характерно, немецкие истребители на них и не претендуют, что говорит о честности пилотов СФ в определении причины потерь.

11 числа бои были уже серьёзнее. Мы уже говорили, что в ходе налётов был сбит известный ас Амосов, но истребители тут не при чем. Немцы заявили 14 побед. Лучше всего отработал командир группы Эрлер, заявив 5 из них.

Первый удар наносили Илы-4, "Киттихоуки" и "Кобры" осуществляли сопровождение. Немцы не располагали большими силами истребителей, поэтому ограничились парой "тычков", небезуспешных - один Р-40 был подбит и разбился на посадке. Два других налёта прошли успешно в плане именно воздушных боев, но были потери от огня ЗА - сбиты Кобра и Р-40. Кобру пилотировал как раз Амосов.

Следующий удар нанесли намного позже, около 7 утра. В целом, воздушный бой прошёл неплохо, враги на сей раз проявили некоторую настойчивость, но к Илам-2 не прорвались, зато сбили один Р-40. На этом активность немцев прекратилась, и в ходе остальных ударов немецкие истребители вообще не появлялись. В принципе, это был один из самых лёгких дней в ходе ударов по конвоям в плане противодействия немецких истребителей. Из всех заявок Эрлера ни одна не подтверждается. Как и две заявки Рудольфа Линца, а также три от Хайнца Арнольда. Реально сбили Р-40 в первом случае оберфельдфебель Йозеф Кунц из 8 отряда, а во втором фельдфебель Хельмут Нойманн из 7-го. Редкий случай, когда можно установить обоих авторов побед.

16 мая немцы оформили 22 заявки в ходе отражения очередного удара по конвою. При этом, по советским данным, немецкие истребители оказывали очень вялое сопротивление налётам, и все их атаки были отражены, а все потери непосредственно от налётов отнесены на огонь ЗА. Потери такие составили Бостон, два Ила, два Киттихоука (штурмовики), одна Кобра. Единственная потеря, которая могла быть результатом огня истребителей - разведчик "Спитфайр", который летал на фотографирование результатов ударов и с задания не вернулся.

Один только Эрлер оформил четыре Кобры за бой. Но больше всех постарался Дёрр, заявил 8 побед. Причём по времени потерь с его заявками, даже если не учесть огонь ЗА, может совпадать только одна "Кобра", всё остальное было плодом фантазии этого бодрого летуна. Пять заявок оформил Линц, очевидно записав себе на счёт успехи зенитчиков. Точно известно, кто сбил Спитфайр - лейтенант Вернер Гайко из 7 отряда. К слову, вообще не ас, это была лишь третья победа в его карьере. И, похоже, этот Гайко, не ставший и в будущем известным асом, был почестнее своих товарищей.

25 мая заполярники заявили 33 победы. Лучшим на сей раз был Шук - 6 побед, чуть отстал Линц - 5 побед, и "всего лишь" четыре заявили Дёрр и Эрлер. Реально немцам удалось сбить Ил-4, а также полностью уничтожить тройку Бостонов 9-го гмтап. Других потерь понесено не было.

26 мая немцы заявили 38 побед. Причём Эрлер, Дёрр и Линц заявили по 5 побед, а Нойманн и Шук по 4 победы. Увы, на сей раз отчасти заявки имеют подтверждение.

Первый удар около 5 утра наносили Илы-4 и Кобры 255 иап. Немцы обстреляли группу огнём ЗА, сбиты были Ил-4 и командир эскадрильи 255 иап Конев Иван Павлович. После этого немцы удивительно слаженно атаковали и добились успеха, сбив две Кобры. Затем в район пришли Илы и Киттихоуки с бомбами, сопровождаемые Кобрами 20 иап. Немцы, сумев отсечь Кобры 20 иап, которые действовали несколько пассивно, атаковали Илы и сбили четыре из них. Затем атаковала третья группа Илов в сопровождении Р-40 78 иап, их атаковали только на отходе от цели и сбили один Р-40 с одной атаки, после чего, на ввязываясь в дальнейший бой, ушли восвояси. В 5:50 очередная группа Илов в сопровождении Р-40 отработала успешно, немцы атаковали, но неудачно на сей раз.

В целом немцы, конечно, и в этот раз приврали от души. Причём, судя по всему, реальные победы одержали вовсе не их асы, а чернорабочие - тот же вышеупомянутый Гайко, а также пара из 9 отряда Херманн Аменд - Лоренц Андерсен, которая прорвались к Илам и, вероятнее всего, и сбила все четыре. И Р-40, кажется, сбил не самый известный ас, унтерофицер Рудольф Артнер из 9 отряда. Все эти пилоты практически не участвовали в безобразном шоу под названием "грубая накрутка результатов" и поэтому сохраняли боеспособность, в отличие от большинства более "успешных" асов.

15 июня Вальтер Шук достиг 100 победы. Он одержал 6 побед в двух боях. Чтобы не очень заморачиваться, все эти победы он обозначил как Р-40. Всего скромные пилоты III группы оформили 18 побед, в частности четыре победы оформил Франц Дёрр. Увы, по советским данным в тот день были нанесены локальные удары, истребители немцев им противостояли весьма вяло и никакого урона советским ВВС не нанесли, так что все 18 побед были одержаны только в фантазиях. Забавно, что во втором бою, где Шук заявил четыре победы, вообще всё ограничилось стычкой.

17 июня заполярники оформили 64 заявки за сутки, поставив рекорд. Лучшим стал оберфельдфебель Вальтер Шук, который, достигнув 100 победы, резво взялся за вторую сотню и в тот день заявил 11 побед (7 и 5 побед в двух вылетах). Унтерофицер Рудольф Линц из 8 отряда немного отстал, заявил 9 побед, столько же оформил оберфельдфебель Хайнц Арнольд из 7 отряда, причём ранее он не особо блистал результативностью. Оберфенрих Хельмут Нойманн и оберлейтенант Франц Дёрр из 7 отряда оформили по 8 побед. Прочие отличились "по мелочи" - 5 побед от Аугуста Любкинга, 4 от Ханса Фоллета и т.д.

А вот как дело было по советским источникам. Был обнаружен конвой, и решено было нанести по нему удары. Первый удар наносили "Киттихоуки" 27 иап в сопровождении "Кобр" 2 гиап. Интересно отметить, что Р-40, в отличие от "Кобр", разрабатывались именно как истребители-бомбардировщики, они могли нести бомбы и штурмовать вражеские позиции, поэтому, кстати, их конструкция была особенно прочной. Когда эти машины окончательно устарели как истребители, их продолжали использовать в качестве штурмовиков. Благо их можно было быстро снарядить. Поэтому они обычно наносили первые удары. На сей раз немцы пытались воспрепятствовать удару, но никаких потерь советская группа не понесла.

Следом наносили удар "Илы", и им не так повезло - бф-109 прорвались и сбили двух наших штурмовиков. Яки и Кобры 20 иап из сопровождения потерь не имели. Затем удар наносили Илы-4 в сопровождении Р-40 из того же 27 иап, а также Кобр 255 иап, причём немцы их вообще не беспокоили, отвлекшись на штурмовики, которые подошли к цели одновременно. Немцам не удалось пробиться к Илам, два из них пострадали от огня ЗА и сели на воду. Затем удар наносили "Бостоны", сопровождаемые "Кобрами", причём немцы весьма слабо противодействовали этому налету, отмечены довольно вялые атаки. Наконец они выдохлись окончательно, и последний удар проходил уже без какого-либо воздействия с их стороны.

Итак, подводим итоги. Немцы сбили два "Ила" точно и, может быть, ещё два. Но, по советским данным, сбиты они были огнём ЗА, и повода не доверять советским данным нет. А заявлено 35 побед! Конечно, заполярные вояки потеряли всякую честь. Причём истребители вообще урона не имели, а немцы действовали не слишком уж напористо. Ложь была самой наглой: например, Шук заявил два Бостона, хотя он даже не прорвался к ним.

Вечером была "вторая серия" фильма под названием "полярная ложь". На сей раз было решено нанести удар по гавани Киркенеса. Чтобы обеспечить работу штурмовикам и бомбардировщикам без помех, сначала сюда была направлена большая группа "Кобр", которые отработали без потерь. Затем, как всегда, наносили первыми удар Р-40, один из них был сбит огнём ЗА. После этого наносили удар Илы в сопровождении "Кобр" 20 иап. В ходе налёта были сбиты два Ила и одна Кобра, однако все потери отнесены на огонь ЗА, истребители немцев работали довольно вяло. Словом, в ходе второй серии ударов не отмечено НИ ОДНОЙ потери от огня истребителей.

Но, если мы даже отнесем на счёт немецких истребителей все эти четыре потери, то ведь мы увидим 29 заявок от немцев! То есть завышение в семь раз. Причём в немецкие заявки вклинились даже "Бостоны", которые вообще не испытали никаких угроз со стороны немецких истребителей.

А ведь подобное вранье лишь показывало бессилие немцев. И не было безобидным. Немцы всё хуже и хуже действовали в воздухе, а североморцы всё удачнее били по их целям.

В июле первое удачное действо заполярных асов было 4 числа, когда немецкие летуны за один бой оформили 27 заявок. Лучше всего сработал Дёрр, оформив шесть штук. На самом деле потери от действий истребителей составили один "Бостон" и одна "Кобра" 2 гиап. Совершенно фейковыми, к примеру, являются четыре заявки на Яки от Якоба Норца. Кстати, немцы тоже потеряли как минимум один самолёт из состава 8 отряда, лётчик погиб.

17 июля снова был всплеск активности, заявлено 36 побед. Все - в ходе одного цикла ударов советских самолетов. 5 побед заявил командир группы Эрлер, который, собственно, и виноват в том, что его группа превратилась в сборище звездоболов. Но больше всего назаявлял Шук, а именно 7 штук. Отличились тут же и Норц (тоже пять раз), и Дёрр, и Нойманн. По советским данным, это был масштабный налет, и бой был действительно ожесточённый, на сей раз немцы взялись за дело крепко. Было сбито две Кобры, один Киттихоук, удалось немцам пробиться и к Бостонам, три из них подбиты и, хоть и дотянули до аэродрома, но два из них сгорели после посадки, один был списан. Наверное, немцы работали более агрессивно, потому что командовал лично Эрлер, хоть и лживый, как все заполярники, но всё же командир жёсткий, старой школы. Ну, а то, что в целом немцы наврали, как всегда, знатно, удивить не может, да и успехи их были весьма средние, несмотря на старание. Немцы тоже потерь не избежали, как минимум один их самолёт был сбит, пилот погиб.

22 июля немцы заявили в ходе одного боя 17 побед. Это был небольшой удар по конвою группы Р-40 78 иап, которых сопровождали Кобры 2 гиап. Немцы довольно ожесточённо атаковали на отходе от цели советскую группу, им удалось сбить два Р-40. Никаких Кобр потеряно не было. Это совсем не помешало Шуку, который заявил 7 побед за бой, оформить пять Кобр.

17 августа немцы заявили 35 побед. Бой получился не очень удачным: удалось обнаружить караван, для уничтожения его было брошено несколько групп, которые наносили удары последовательно. Чтобы немцы не мешали, группа "Кобр" блокировала вражеский аэродром. Но, увы, блокада не удалась. Если первые две группы "Бостонов" отработали без помех, хотя и понесли потери от огня ЗА, то третью атаковали бф-109, которые перед этим смогли оттеснить от своего аэродрома "Кобры", сбив две из них. В результате один "Бостон" был подбит, к счастью сел на воду, почти весь экипаж спасён.

Однако подошедшие Ил-4, сопровождаемые Яками и Р-40, испытали на себе основной удар немецких истребителей, в результате сбиты были два Ила и один Р-40. Таким образом, от огня истребителей потери составили 6 самолётов. Раньше это бы было немного, но для лета 44 года потери были существенные. Само собой, немцы сильно приврали. Интересно, что среди претендентов на победы было много новичков, чего обычно не наблюдалось. Конечно, и старички свои счета охотно увеличивали. Четыре заявки оформил Шук. Столько же Эрлер и Глёккнер. Трижды отличился Дёрр. Но более всего побед заявил Норц - пять.

Интересно, что самыми реальными претендентами на сбитые "Кобры" являются новички - Хайнельт и Бирк, но не исключено также, что данные победы на счету Глёккнера и Дёрра. Илы-4 немцы явно спутали с "Бостонами", и тут, кстати, скорее всего поработал Эрлер. Можно даже установить, что заявка на Киттихоук совпадает с заявкой Глёккнера. Заявки остальных асов кажутся очень сомнительными.

В августе, в принципе, поводов пополнить счета у немцев в Заполярье было немного. 23 августа они воспользовались возможностью, заявив 25 побед. 7 из них заявил Дёрр, 5 заявили Шук и Норц, две - Эрлер, четыре - Глёккнер. На самом деле, по советским источникам, наносился удар по Вардэ, параллельно группа "Кобр" блокировала соседний аэродром Луостари, в итоге немцы не смогли никакого реального противодействия слаженному удару советских ВВС произвести, потеряли как минимум один самолёт, пилот фельдфебель Вилли Шаммер из 11 отряда погиб, а ВВС СФ в бою потерь не понесли вообще.

Итак, подводя итоги, мы видим, что III группа в Заполярье врала немилосердно, при этом реальных успехов у её пилотов было очень мало. Причём болезнь эта была массовой. Главным вралем был, безусловно, Вальтер Шук, которого смело можно считать самым ничтожным асом из тех, кто заявил свыше 200 побед. По уровню вранья он превосходит как двух других заполярников (Эрлера и Вайссенбергера, у которых всё же были и реальные успехи), так и столь одиозных вралей, как Батц, Граф, Филипп. Впрочем, не меньше врали и все остальные, тот же Эрлер, который, как командир, и ответствен за подобную ситуацию. И это вранье показывает, что бои на этом участке ВВС СФ выиграли, немцы врали от бессилия.