Печальное итого

Эдвард Фришер
«Нет ни намека на страшные байки и грусть-
Только покой сквозь несметные блики оградок.
Господи, всякой душе - отпущение пусть,
Каждому бренному телу пусть сон будет сладок»
(Куралова С.)

 Кусок зеленного стекла.  Со стрелками и надписью «От смены в День свадьбы

1969 г.» - подарку пятьдесят пять лет. Сыну сейчас уже за  пятьдесят, а

дочери за сорок.  Два годика правнучке. В этом году  исполнилось двадцать лет

ухода в мир иной моей половины.

 Сегодня о прошлом не с кем вспомнить - поговорить. Дети
поднимают своих потомков.
 
 Помню, когда ушел мой папа, мы его дети погрустив, пришли к печальному выводу: «теперь следующий кто-то из нас».

 Нас было семеро у родителей: трое пацанов и четыре девочки. Было! Теперь

пацанов  осталось двое. Проклятый  рак убрал с лица земли моего братишку –

главу  СЭС маленького городка на Сахалине.  Он называл эту напасть «моллюск»

 в разговорах со мной. Разговоры были откровенными – я был старшим ребенком.

Братишка закончил санитарный факультет медицинского института в Питере, был

воспитанным, обязательным. Когда папы не стало, он добирался в Узбекистан

долго и на похороны не успел. На кладбище посетил могилу, погрустил и уехал…

Далеко! Когда  «моллюск» погубил брата, мы тоже не смогли к нему добраться в

дни печали.  Фото осталось могилки –прислали!  Его жена уехала в город

 Питер с дочерью, порвала общение со всеми нами и даже с нашей племянницей,

своей дочерью. Брат  оставил достаточно средств  для своей жены. Бог ей
судья!

Сегодня поговорю сам с собой о сыне.
 
Восьмой класс: желтуха в тяжелой форме!! Маленький городок. Нужен гемодез, а

в городке его нет даже с моими связями. Есть знакомый-заместитель директора

театра имени Горького. Леон Зусман. Я способствовал получению театром плитки

облицовочной, унитазов, метлахской плитки, гипса высокопрочного и прочего.

Как он помог!!! Проехали по Ташкентским аптекам, где его встречали тепло.

Приобрели восемь флаконов гемодеза. Заехали в больницу Главташкентстроя. Леон

зашел и туда, я ждал в машине. Вынес еще три флакона и отшутился на мой

вопрос, сказал, что забрал у безнадежно больных.
 
Зусман давно снабдил меня бесплатным абонементом в ложу на четыре человека.

Проинструктировал, задумаете пойти в театр, звоните в кассу по телефону за

сутки. Мы семьей несколько раз воспользовались этой возможностью. Меня он

просветил, что это его места, выделенные  директором для  работы по

хозяйственной части своему заму. Достойный славный еврей, выручил меня.


Сынуля выучился, золотая медаль. Захотел летать. Выездная комиссия КИИГА

(Киевский институт гражданской авиации). Взял отпуск и девятнадцать  ходок в

 Ташкент на экзамены. Первое расстройство: математика – четверка. Дальнейшее

 -  пятерки. Теперь, если по профессии летать, нужно пройти ВЛЭК (Высшую

 летно-экспертную комиссию). Комиссия ташкентская.  Киевский институт по

 договору ее привлек. Не удивительно. Гражданская авиация  в Узбекистане на

 высоте. Второе расстройство: белок в моче! Не прошел! Думалось, сказался

 гепатит – желтуха. Поехал в Ташкент, попал к председателю комиссии.

 Рассказал, что сын спортсмен: дзюдоист, футболист. Что есть мечта, а сейчас

депрессия. Председатель запросила в лаборатории результаты анализа мочи,

 внимательно просмотрела и сообщила, что юноша, почти мужчина, в моче явно

 наблюдаются сперматозоиды – вот и «белок». Ради сына, да и по характеру,

 пользуясь, что мы вдвоем попросил  анализ позволяющий мальчику учиться на

«второго пилота ЯК-42 и бортинженера». Сумма, равная моему месячному окладу

 перекочевала профессору в карман. Ура! Сын зачислен.


Двухлодыжечный перелом с подвывихом!!! В первый день летнего отпуска.  Моя

 педагогиня подвернула ногу. С сыном забрали её с больницы после рентгена,

 занесли на четвертый этаж в нашу квартиру. Сына надо везти устраивать в

 Киеве с жильем в частном секторе или в общежитии, а вот доченьку надо

 готовить в первый класс. И   работа в многотысячном коллективе, рабочие

моменты, требующие участия – как быть?!  Периодически возить жену к хирургу

 на прием  с переломом.  Нервное истощение.

Полетели в Киев в воскресение. Институт – впечатляет: самолеты  в учебных

 помещениях. Объявление при входе « мест в общежитиях нет». В вузе почти

десять тысяч студентов. Вышли на ближайшую  от главного корпуса  института

 улицу. Стал спрашивать прохожих (в отчаянии): не пускают ли студентов на

 постой? Бог - ты есть !   Русская женщина ответила, что одного мальчика

 пустит за определенную сумму. Дал согласие и вытащил деньги за пару месяцев.

 Зашли в квартиру. Кровать хорошая. Оба устали. Свалились. Подремал. Зашел к

 хозяйке, поговорил о кормежке и дал денег на это.  Обнял сына и рванул в

 Борисполь на самолет и улетел. Уложился в 24 часа. Мой «москвиченок» ждал на

 стоянке аэропорта. Как доехал до дома за сто десять километров? Чудом.


Сын. Первенец. Жена на кафедру оформлять документы декрета, я занаряжен

 смотреть за малышом. Родился он весом 4, 350 килограмм. Выписали через месяц

 весом 3,600 кг, на второй день в роддоме подхватил воспаление легких.  Врач

 сказал готовиться к худшему. Жена исхудала от страданий. Выписали.

 Выяснилось, что хорошо кушает питательные смеси: овсяную и гречневую. Нет

 этих смесей в маленьком городке. В свои выходные дни вскакивал в поезд до

 Ташкента, около четырех часов в пути, бегом через вокзальную площадь до

 магазина, где покупал смеси. Бегом обратно на вокзал и через тридцать пять

 минут после прибытия и вновь четыре часа до дома. Бог есть! В год сынуля

 весил двенадцать с половиной килограмм. Здорово помогла бабушка жены

(вечная ей память)!

Сегодня мальчику пятьдесят четыре, его мамы нет уже двадцать лет.Онкология. Желудок (как и у тестя).

 Жизнь его в государстве, не ладившем с Россией, истощило нервы. В какой-то

 момент я получил огромную кучу упреков в том, что я виноват в смерти жены - его матери, что доводил ее и распускал руки.

Да, я не подарок. Доводил жену, всегда браковал подарки к праздникам, мог

ведь и промолчать или немного найти других слов, не обидных…  Слезы, да,

были!! Без матери дочь родила и воспитывает двоих  детей, на могиле мамы

плачет. Косвенно и в этом я виновен. Слезы… Мне думалось, что  я

самоотверженно жил, помогал в учебе, в организации свадеб детей. Слава Богу,

  зарплата позволяла.


В зеркале мордень с мешками под глазами, лысеющая голова, дядьке семьдесят

 четыре года. Диабет, гипертония, геморрой, пара операций … Дети в других

 городах. Я в двушке, с машиной и уже двадцать лет один. Пытаюсь не поддаться

 на панические атаки и тому подобное.
 
  Стал ходить в храм пару десятков лет. Молился, в голове мысли и о плохом

 мужике, проступках и просьбы о детях и близкой родне, их благополучии.
 
Где этот прибор – аппарат, чтобы подсчитать плюсы-минусы. Сама жизнь?

Как то плохая арифметика. Дочь звонит, сын шлет смс-ки, растут внуки и

правнучка - здесь я причастен. Так хочется не разболеться и не навлечь детям

 возни со мной: они в других городах, пашут.

В результате жизни, в графе ИТОГО - НОЛЬ.