Девочка Яга. Главы 5-я и 6-я

Борис Углицких
Глава пятая, в которой девочка Яга узнает сердечную тайну Чечела-мяучела.

На следующее утро Яга проснулась так рано, что бабушка даже всплеснула руками:
- Да что же это тебе не спится, внученька! А я еще даже пирожков тебе испечь не успела.
- Выспалась я, бабушка.
- А ведь припозднилась вчера… да так устала, что за столом и уснула Я так и не поняла, что с тобой случилось. Ты что-то непонятное говорила. Я уж было испугалась, а потом гляжу – вроде дышишь легко.
- Бабушка, а мне вчера Чучело-мяучело повстречалось.
- Чучело-мяучело? – чуть не выронила из рук чугунок бабушка, - да откуда же оно взялось в наших-то местах? Дед! – позвала она кряхтящего в сенях деда.
- Чяго? – отозвался дедушка и громко закашлялся.
- Слыш-ко, Чучело-мяучело в наших местах объявилось… опять хулиганить будет да насмешки строить над бедными людьми.
- Ужо я ему! Где моё ружжо, бабка?
- Да како ружжо, дед? По дохлым воробьям стрелять из твоего ружжа. Ты бы лучше к соседям сходил да с мужиками-то, глядишь, чего бы и придумали.
- А откель он снова объявился у нас?
- Откель? Отсель! Ты же знаешь, что из Абракадабрии… так чего спрашиваешь?
- Где, бабка, мы, а где Абракадабрия…
- Внучка, - вдруг воскликнула бабушка, увидев разбитые коленки Яги, - где это ты так? И почему молчишь?
- Я, бабушка, испугалась… там, понимаешь, был ручей с горячей водой… и с такими противными волосатыми червями…
- Какими червями? Какой ручей? – ничего не поняла бабушка.
- Вместо речки ручей… я хотела искупаться, а там черви.
- Страсти-то какие! – удивилась бабушка.
- А потом я упала… тут и появилась Рева-корова.
- Ну, как и не поплакать, коли больно. Ты ж еще девочка, - погладила внучку по голове бабушка.
- Так это была наша корова Дуняшенька… она попила из моего копы… ой, то есть следа водички и стала мной.
- Чего, чего? – не поняла бабушка.
- Ну, понимаешь, превратилась в меня.
- Корова – в тебя?
- Ну, это сначала… а потом я повела ее попить из коровьего копытечка, но перепутала… и она превратилась в чудище.
- Наша Дуняша? – села от волнения на стул бабушка.
- В рогатое и злое… оно кричало и ругалось, и просило позвать слуг.
- Чьих слуг? – силилась что-нибудь понять бабушка.
-  воих слуг… ну, то есть не своих, а настоящего чудища.
- А ты что?
- Побежала, позвала.
- А они что?
- Повели его домой… а там другой чудище… только настоящий. И такой похожий, что даже жена не смогла их отличить друг от друга.
- Чья жена? – открыв от внимания рот, спросила бабушка.
- Ну, бабушка, какая же ты непонятливая… чудищева жена – Чудо в перьях.
- В перьях?
- Ну, это имя ее такое… а на самом деле она такая же лохматая, как ее муж.
- И что дальше? – спросила, легонько тронув лоб Яги, бабушка.
- А дальше вот что… они сначала подрались.
- Кто с кем?
- Чудищи… а потом помирились и пошли в дом. А я пошла домой… и по дороге снова встретила Чучело-мяучело.
- А Дуняша как снова стала коровой? Ты же сказала, что она превратилась в чудище.
- Так вот я и говорю, что встретила Чучело-мяучело… и оно расколдовало нашу Дуняшеньку…
- Свят, свят, свят, - перекрестилась бабушка, - вот и отпускай теперь тебя одну.
- Да ты что, бабушка, мне Чучело-мяучело очень даже понравилось. Оно такое веселое.
- Какое уж тут веселье? И что же – ты с ним собираешься дружить?
- Оно хорошее, бабушка… только обидчивое… мне с ним весело и не так одиноко.
- Ох, Яга, Яга…- покачала головой бабушка, - смотри не очень-то доверяйся этому заезжему скомороху…
- Бабка! – вдруг подал голос из сеней дедушка, - а у меня еще где-то был один па рон от ружжа.
- Ты что, дед, все еще в сенях сидишь?
- Да пуговицы… будь они неладны… как ни застегну рубаху – все наперекосяк получается.



А Чучело-мяучело и не думало прятаться от людей. Оно уже перезнакомилось со всеми соседскими ребятишками и с утра гонялось за ними по дворам, играя во всякие разные ребячьи игры. Взрослые, завидев Чучело-мяучело, роняли ведра из рук, падали с телег и терли вытаращенные от изумления глаза, а дети только хохотали от удовольствия, когда их новый необычный друг садил кого-нибудь из них на спину и, как конь, скакал по пыльным улицам, смешно подпрыгивая и весело крича: «Замя-мя-мячательно! Это очень замя-мя-мячательно!».
Но завидев девочку Ягу, Чучело-мяучело осторожно поставило очередного ездока на землю и побежало к ней, семеня ножками.
- Прости меня, Яга, я вчера тебя обидело.
- Да ладно…- сказала примирительно Яга.
- Давай мириться.
- Давай.
Они сцепились мизинчиками и хором проговорили:
- Мирись, мирись, мирись. И больше не дерись. Если будешь драться, то я буду кусаться.
- И учти, я кусаюсь очень больно, - серьезно сказало Чучело-мяучело.
- Ты думаешь, я когда-нибудь с тобой буду драться? – засмеялась Яга.
- Не знаю, - простодушно ответило Чуело-мяучело, - но мя-мя-мяня все почему-то не любят.
- Тебя взрослые не любят… хулиганом называют… а мы тебя любим, - успокоила его Яга.
- Ты понимя-мя-мяешь, у нас в Абракадабрии все не так, как у вас. У нас собаки кукарекают и яйца несут, лошади крякают, коровы на деревьях гнезда вьют, а люди никогда не сядут за стол, пока не намылят себе голову и не выльют друг на друга по ведру воды.
- Ой, как интересно! – захлопала в ладоши Яга.
- И мне все это ужасно нравится, - вздохнуло Чучело-мяучело, - но мя-мя-мяня оттуда выгнали.
- Как выгнали? Почему?
- Понимя-мя-мяешь, там король такой… очень строгий. Абракадабр второй. Он очень смешной, но над ним смеяться нельзя… а я не выдержало.
- И что? Тебя за это наказали?
- Хотели вообще сначала казнить.
- Казнить? – не поверила Яга.
- А принцесса Абракадабрия прекрасная пожалела… она очень красивая, - закрыло глаза Чучело-мяучело.
- И ты ее полюбило? – пытливо посмотрела на приятеля Яга.
- А что толку-то, - помолчав, ответило Чучело-мяучело, - я же все равно ее больше не увижу.
- Да как ты такое можешь говорить? – возмущенно повысила голос Яга, - неужели же ничего нельзя придумать?
- Может быть, и можно… только принцесса мя-мя-мяня такого некрасивого вряд ли полюбит…
- А сама-то она хоть как выглядит?
- Да так же, как я, только росточком чуть пониже да волос на голове немного побольше.
- Ну вот… значит, полюбит. Ты, Чучелко-мяучелко, ничего не бойся, - заговорщически, подмигнув, зашептала ему на ухо Яга, - ты возвращайся назад в свою страну… если хочешь, то возьми меня с собой. Авось да я тебе помогу.


Глава шестая, в которой девочка Яга решилась на необдуманный поступок

Надо сказать, что девочка Яга, когда была совсем еще маленькой, ничем не отличалась от обычных девочек её возраста. Ну, немного капризничала, не любила умываться по утрам, отказывалась мыть посуду, не слушалась старших, ковыряла пальцем в носу и в грязной обуви заходила в избу. Но ведь, по правде говоря, не все девочки в таком возрасте бывают идеальными.

Но зато какой душевной и внимательной была она по отношению к своим друзьям. Она просто места себе не находила, когда узнала о страданиях Чучела-Мяучела. «Как же так, - думала она, - неужели можно жить вдали от дома и любимых тебе людей? Зачем тогда ему вечность? Неужели все так плохо и ничего нельзя придумать?». И ей показалось, что она готова ради друга пожертвовать всем, чем угодно. А в таком возрасте подобные мысли всегда опасны хотя бы потому, что ими вполне могут воспользоваться в корыстных целях те, кто более опытен и для кого понятие добра – не более, чем пустой звук.
- Я плохо сегодня спало, - призналось Яге на следующее утро Чучело-Мяучело, протирая сонливые глазки, - все думало над твоими словами.
- Ты решило вернуться? – обрадовалась Яга.
- Я не знаю, что делать с тобой.
- А что делать со мной? Брать с собой.
- А как твои бабушка с дедушкой?
- Ну, мы же не навсегда. Побуду в твоей Арба…Абра…ну, вобщем, в твоей стране и вернусь.
- Не знаю, - потупясь, рассматривало Чучело-Мяучело свои немытые пальцы на ногах.
- Ты дома-то хоть ноги помоешь, как следует, - пристыдила друга Яга, - а то ходишь – чумазое и неухоженное.
- Ты права, - согласилось Чучело-Мяучело, - только за тебя мне немного боязно.
- За меня? – удивилась Яга, - ты же само говорило, что у вас очень весело… коровы по небу летают, а собаки, как мухи, по потолку ходят.
- Нет, про собак я такое не говорило
- Ну, неважно… главное, что царь у вас веселый. Хоть и обидчивый.
- Просто я не знаю, как тебя мои жители примут…
- Ну выгонят, так выгонят.
- А если казнят?
- Казнят? – немного задумалась Яга, - тогда, конечно, плохо.
- Вот и я говорю.
Они немного помолчали.
- Слушай, - заговорщически прищурила глаз Яга, - а что если ты меня превратишь… ну, в такую… похожую на тебя.
- Не знаю, - снова промямлило Чучело-Мяучело.
- Ну, что ты все заладил: не знаю да не знаю? – тряхнула косичками Яга, - давай превращай.
- Ты такая красивая девочка, - виновато засопело носом Чучело-Мяучело, - а станешь…
- Постой-постой, - прервала друга Яга, - а кто же мне говорил, что принцесса ваша тоже очень красивая, хоть и похожа на тебя?
- Я говорило, - грустно посмотрело на Ягу Чучело-Мяучело, - и от своих слов не отказываюсь… но это, понимаешь, другая красота. Ты вправду этого хочешь? (Чучело-Мяучело вдруг снова повеселело и даже хлопнуло в свои кривые ладошки). Тогда я буду только радо. Но, как потом выяснилось, оно и не думало в кого-нибудь превращать девочку. И правильно сделало, потому что в девчоночном обличии Яга выглядело куда привлекательнее, чем в обличии своего приятеля.
   Чучело-Мяучело, высоко задирая ноги, побежало к речке, на ходу распевая песенку-нескладесенку:

Хорошо на свете жить,
Когда весело кругом,
Когда солнышко печёт
И в траве журчит ручей.

И совсем нехорошо,
Когда ты попал в беду,
Когда шёл и вдруг упал
И когда нога болит.


*

Хорошенькое дело: отправиться маленькой девочке в дальние края, не сказав об этом взрослым и не зная, что тебя там ждёт. Ну, ладно, девочка Яга оказалась не очень умной девочкой. А если прямо сказать – глупенькой и безрассудной. Но Чучело-то-Мяучело? Которому по абракадабринскому летоисчилению было уже (страшно подумать) – пятнадцать тысяч лет? Вот уж правильно говорили в старину: «Век живи, век учись – а всё равно дураком помрёшь».

Как и условились, на следующий день друзья встретились у речки, в том месте, где стояла старенькая заброшенная мельница.
- Не передумала? – спросило строго Чучело-Мяучело, привязывая к спине большие листья лопуха.
- Нет, - удивлённо уставилась на друга Яга, - что это ты делаешь?
- А догадайся с трёх раз, - потянуло оно за шпагат, затягивая узел, и при этом даже высунуло язык от усердия.
- Чтобы смешно выглядеть?
- Нет у тебя воображения, подружка, - захрюкало от смеха Чучело-Мяучело, - ты как себе представляешь наше путешествие?
- Как? Ногами… ну или на лошади, если нам её кто-нибудь даст.
- Уо-кхо-кхо-кхо-кхо, - зашлось в хохоте Чучело-Мяучело, - это в соседнюю деревню можно пойти ногами. А нам надо – в другую страну. Туда можно только на ковре-самолёте… ну, или в сапогах-скороходах. На худой конец – в ступе с помелом. Понятно?
- Но у нас этого ничего нет…
- Значит, будем искать свой способ передвижения… хотя что его искать – он вон, у нас над головой, - показало Чучело-Мяучело на пролетающую птицу.
- Крылья, - охнула от восторга девочка Яга.
- До вечера они должны задубеть и опериться, потому, как стемнеет, тогда и полетим.
- Ой, как здорово! – запрыгала от восторга Яга, - я еще никогда не летала.
- Ты особенно-то не радуйся, - начало прилаживать лопухи Чучело-Мяучело к её спине, - когда полетим, молчи да хорошенько поглядывай вниз. Как увидишь дяденьку с ружьём, быстренько уходи в сторону. А не то он примет нас за больших птиц и выстрелит.
- А  сколько времени мы будем лететь? – не могла устоять на месте Яга.
- Да не вертись ты, - цепко держало её Чучело-Мяучело, - часов восемь.
- Как жалко!
- Кого жалко?
- Да жалко, что так мало… я так люблю летать.