Сотрудникам КГБ посвящается Глава 5 Часть 2

Анна Колбасова
                Шел период правления Михаила Горбачева: его девиз вначале правления была не  знаменитая перестройка, а ускорение, курс, намеченный ранее Андроповым. Горбачев сначала вел себя, принципиально ничем не отличаясь от прежних правителей, кроме бодрости и активности. Он нравился подавляющему большинству советских граждан.

Уж очень он отличался от предыдущих руководителей страны, и по возрасту и по говорливости. Остряки прозвали тот период бывших руководителей «пятилеткой пышных похорон». Поэтому, на фоне дряхлых предшественников говорливому и бодрому Горбачеву было не сложно завоевать народные симпатии. Они еще росли благодаря создаваемому ему имиджу СМИ. А хорошее состояние здоровья не заменяет ум, совесть и честь.

 Одно можно ему поставить в заслугу, при нем отечественная история получила более доступную гласность, не однобоко, как раньше это было, а в откровенной форме. Многие благодаря гласности переориентировались на отечественную историю и политику. Много было освещений в журналах и газетах. Конечно же, было много и лжи, но подполковник Виноградов прошел, навыки аналитической обработки материала и отделить правду ото лжи  или заблуждения мог свободно.
 
Горбачев, не желая заниматься, как его предшественники экономикой все свои усилия переключил на политику. Он не разбирался в экономике, ему нравилась политика, ей он и увлекался. Жил в своем мире, далеко от народа, от страны. Постоянно метался между одними мудрыми советчиками  к другим, предлагавшим порой прямо противоположное, предавая по очереди то одних, то других. Страна шарахалась от одной крайности к другой. Горбачев не брал на себя ответственность за непопулярные, но необходимые решения.

Допустив демократию и гласность, он не учел, что управление страной, находящейся в состоянии кризиса, в таких условиях еще более усложняется. А осуществлять управление в таком состоянии он тем более не умел. Начал Горбачев, как это всегда бывает за здравие, а кончил за упокой. При нем крови пролилось больше, чем при «злом» Сталине.

Горбачев правил пять с половиной лет. Сталин – возьмем первые пять с половиной лет его правления, сравним: первые беспорядки в Алма-Ате. Затем Карабахский конфликт и армянские погромы в Азербайджане и жертвы при их подавлении. Добавим сюда жертвы конфликтов в Грузии, там ведь тоже погибло не мало. Сюда добавить жертвы погромов в Ферганской долине и в Душанбе. Мелкие по численности жертвы в Прибалтике, были и другие мелкие по числу жертв конфликты, но они же были.

Помножим полученную цифру в несколько раз, беженцев было гораздо больше, чем жертв. И это все на фоне резкого роста преступности и увеличения в связи с этим убийств и других тяжких преступлений. Но Горбачев не отвечал за невинную кровь, а обязан был, за каждую каплю крови.

Но это все еще цветочки. Ягодки начались позже, когда по вине Горбачева и Ельцина распался Советский Союз. Что это означало? А означало следующее: при Горбачеве началось вынужденное массовое переселение представителей разных народов. При Ельцине десятки миллионов насильственно были лишены Родины, сотни тысяч стали вынужденными переселенцами, порой бросив все свое имущество, десятки тысяч погибли. Он должен был нести ответственность за случившееся и ему подобное.

Особое значение имеет вопрос о распаде СССР для выяснения роли КГБ СССР, В одной книге было написано: «По большому счету усилия советских разведок в прошлые годы, по сути, закончились впустую – они не сумели ни обеспечить безопасность своей Родины, ни сохранить Советский Союз и его систему. Так что провал был стопроцентный». Резко, но частично справедливо. Вина в случившемся должна быть и на КГБ, его руководстве. Это ведомство должно было предотвратить распад Советского Союза.

 Как пишет в своей книге ветеран комитета госбезопасности:Отягчающими обстоятельствами вины КГБ были то, что в тот период КГБ достиг своего могущества и вершины влияния в стране, что было немало  существенных тактических успехов в деятельности КГБ. Были на лицо все силы и средства, чтобы предотвратить распад страны. Это провал КГБ, и особенно отсутствие открытого и официального признания в том.

Ложь Горбачева на всю страну обсуждали в кулуарах КГБ, но открыто никто не высказывался, хотя бы  о том, что Горбачев дал приказ о вводе войск в Баку и отказался от своих слов: он не знал и не приказывал.
Самое интересное то, что ряд высокопоставленных руководителей попытались остановить процесс распада страны, создали государственный комитет по чрезвычайному положению, введя чрезвычайное положение в стране, через три дня все рухнуло, провалилось. О создании ГКЧП, и о перевороте в стране, сами сотрудники КГБ в регионах узнали спустя несколько часов.

"Удивительно, - думал подполковник Виноградов, - до чего же все просто, Великий КГБ, а допустил развал СССР". Некоторые сотрудники после переворота в стране, в регионах, написали заявление о выходе из партии, а затем и вовсе уволились, посчитав, что за пределами госбезопасности зарабатывают гораздо больше. Каким путем? Это уже другая тема. Один из ветеранов КГБ, в своей книге напишет:  появились в комитете те, кто стал писать доносы на своих сослуживцев, якобы они сочувствующие ГКЧП, а при тщательной проверке выяснилось, что те, кто написал донос на сослуживцев, связаны с коммерческими структурами.

 Все остальные, а их большинство, продолжили служить верой и правдой своему Отечеству. Чтобы народ не сильно возмущался резким распадом страны, придумали миф о СНГ. Под этим прикрытием и произошел фактически распад. Миф существует, вот только подлинного содружества никакого нет.

Подполковник Виноградов, как и многие сотрудники КГБ, понимал предстоящие тяжкие последствия этого распада, но сделать они ничего не могли, слушали только политическую трескотню и предательство бездарных и бессовестных политиков.

События конца декабря одна тысяча девятьсот девяносто первого года  были уже закономерным результатом провала горбачевской политики перестройки и ельцинской жажды власти.


ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ