Отбор на вторсырьё

Светлана Антошкина
Надежда зашла в детскую. Игра в самом разгаре. Максимка гоняет машинки по автотреку, добавляя к веселой мелодии, доносящейся из динамиков гоночной трассы, своё «вррруммм». Юленька делает перестановку в кукольном доме, чтобы поселить в нём ещё несколько своих кукол - старательно сооружает что-то вроде кроваток.

- Заканчивайте игру, скоро спать. Машинки – в гараж, куклят – в кроватки. И игрушки с пола уберите, вы сегодня всеми сразу играли? – обратилась Надежда к детям.

Пол в комнате был выстлан хаотичным слоем игрушек. Машинки, кубики, посудка, мягкие игрушки – мишки, кошки, собачки, рыбки и прочие представители фауны, детали от лего – всё это образовало разной высоты холмы и валы.

- Сейчас, мам! – отозвался Максимка.
- Я еще не всех уложила по кроваткам, - сказала Юленька.
- Вам самим скоро укладываться по кроваткам, наводите порядок. Начинайте собирать, я скоро вернусь, - ответила Надежда, выходя из комнаты.

История с уборкой игрушек повторялась каждый день. Надежда помогала, но каждый раз получалось, что в основном она сама и раскладывала всё по местам. «С этим надо что-то делать», - подумала она.
- Опять все игрушки достали. Как же их приучить ещё и на место всё класть? – обратилась Надежда к Вадиму. – У нас в квартире всегда порядок, кухню я тоже стараюсь не запускать.

Вадим, муж Надежды, сидел на диване и увлеченно, издавая иногда какие-то возгласы, смотрел спортивную программу. Убавив звук, повернулся к жене.
- Не помогай им, пусть сами стараются. Постепенно станут доставать только то, с чем собираются играть, а не вываливать ящики полностью, - сказал Вадим и, поднявшись с дивана, подхватил свой лежащий рядом джемпер и отнес его в шкаф. Потом заглянул в детскую.

- Как дела с уборкой?
- Пап, мы сейчас начнём. Еще немного. У меня последний заезд! – ответил Максимка.
Юленька уже разместила своих кукол в домике. Чтобы всем хватило места, она ликвидировала гостиную – стол, стулья, торшер лежали рядом на полу.
- А где мама? – спросила она. – Мама нам всегда помогает.
 - Сейчас придет, а вы пока начинайте, - ответил Вадим.
Вернувшись к Надежде, сказал:
- Сейчас начнут. Давай дадим им минут десять.
- Хорошо!

Надежда пошла на кухню и налила себе чай. Стоя с чашкой у окна, думала о том, что, когда она и её сестра были маленькими, игрушки они убирали без напоминания. Конечно, и игрушек столько не было. Но ведь как-то мама приучила к порядку. Жаль, не вспомнить, как. На Максимку и Юленьку уговоры не действовали, силу волшебного слова «пожалуйста» они еще не совсем осознали. Ставить какие-то условия  вроде: раз не убираете, ничего нового не получите – это непедагогично. Но убирать-то нужно не только для порядка. Для здоровья – меньше пыли, если всё в ящиках и коробках. Чтобы не травмироваться – существует вероятность наступить на что-то.

Конечно, нельзя сказать, что Максимка и Юленька совсем ничего не убирали. Но доводить уборку до конца терпения не хватало, наверное.

- Надя! – позвал Вадим. – Пойдем, посмотрим, как дела у малышей.
- Иду, - ответила Надежда, - поставив чашку на стол.

Вид  детской комнаты мало изменился. Максимка аккуратно расставлял машинки на площадках своего автотрека, а Юленька, сидя на полу, держала в руках столик из кукольного домика, вероятно, раздумывая, куда же его теперь девать.

- Не очень-то вы продвинулись в складывании игрушек по местам, - сказала Надежда.
- Мама, а зачем их вообще убирать? Завтра после садика опять доставать придется, - поинтересовался Максимка.

- Завтра ты, может, другими захочешь поиграть. Вот и достанешь какие понадобятся. Когда игрушки разложены по местам, их найти легче – ты уже знаешь, где что лежит. И потом, мы можем на что-то наступить и сломать. Или поранить ногу, - попыталась объяснить Надежда.

- Давайте, мы с мамой вам сегодня поможем. Я соберу детальки лего, мама сложит в коробку деревянные брусочки и кубики. А вы - тоже помогайте. Юленька, сложи на полки своих зверушек. Максимка, большую технику по местам! – распорядился Вадим.

Юленька начала поднимать с пола мягкие игрушки и, добегая бегом до полок, складывала. Максим приступил к парковке своих крупногабаритных транспортных средств, прокатывая каждую по полу и не забывая при этом произносить «вррруммм» и «вжжжжж». Дело двигалось. Своё задание первой закончила Юленька.

- Я всё сложила!  - крикнула она, прыгая.
- Молодец! А остальное? Смотри, сколько еще игрушек на полу. Даже мелкие рассыпали – огород, лото, рыбки, шарики – всё валяется в беспорядке, - сказала Надежда.
- Я этими не играла, - ответила Юленька.
- А кто же их достал?
- Я. Чтобы Максимка их возил. А он не стал.

Надежда оглядела комнату. Максимка закатывал последний грузовик на его место под полкой  – там находилась парковка. Вадим сложил лего по коробкам.
- Замечательно! Как мы дружно всё убрали! Пойду за мешком, - сказала Надежда.
- Зачем за мешком? – спросила Юленька.
- За каким мешком? – поднял голову Максимка.
- Для ненужных игрушек. Теперь каждый вечер будем проводить отбор, - ответила Надежда.

Вадим, не понимая, посмотрел на Надежду, но ничего не сказал.
- Что это - отбор? – спросила Юленька.
- Отбор на вторсырьё. Если игрушки остались вечером на полу, значит, они вам не интересны. Тогда их следует выкинуть. Смотрите, сколько осталось. Не играете – отдадим на переработку. Пусть новые сделают.
- Как это на вторсырьё? Что это ты придумала, мама? – возмутился Максимка.
- Что это ты придумала, мама? – повторила за братом Юленька. И тут же спросила:
 - Что это - на переработку?

Вадим, поняв, что происходит, начал объяснять:
- На переработку – значит, что игрушки попадут опять на завод, и из них сделают другие. Мы их отнесем в специальный контейнер на улице, на нем написано: «Вторичное сырьё».

- Мама, не ходи за мешком, не надо отбор делать! – громко сказала Юленька.
- Не надо! – поддержал сестренку Максимка. – Наши игрушки хорошие, они нам нужны!
- Давайте тогда все вместе разбросанные соберем, раз нужны, - сказала Надежда, - но если будет что-то оставаться на полу, тогда – отбор на вторсырьё.

Наконец, порядок был наведен. Всего-то каких-то минут сорок понадобилось.
Страшная фраза «отбор на вторсырьё» подействовала. Надежда взяла её на вооружение. Но постепенно всё реже и реже её использовала. Вскоре Максимка и Юленька привыкли самостоятельно по вечерам наводить порядок в своей комнате. Пусть неспешно, но доводя до конца. Отбор на вторсырьё проводили только тогда, когда игрушка ломалась. Даже сами относили в этот огромный контейнер с надписью: «Вторичное сырьё».