В. Дашкевич. Симпатические ноты синематографа

Наталья Мартишина
В эти крещенские дни празднует славный юбилей - 90 лет! - композитор Владимир Дашкевич.

Несколько лет назад я готовила и проводила уроки по его творчеству - в том числе, и по его творчеству, так как вела предмет МХК, искусство, в средней школе.

Я хочу кратко рассказать о том, как мы с учениками рассматривали творчество замечательного композитора: может, это будет интересно и читателям.

Мы смотрели начало фильма "Собачье сердце" - музыкальный пролог к булгаковской мистической истории звучит потрясающе.

Мы узнавали в мелодии пролога мелодии Генри Пёрселла, английского композитора, его церковные хоралы.

И я спрашивала: почему композитор фильма, Владимир Дашкевич, использовал эти темы для музыки к фильму? Ведь всё не случайно...

Проще написать свои темы, где не будет никаких цитат, отсылок к музыке другого композитора. В заимствованиях не обвинят, да.

И здесь, на экране в начале фильма - Москва, черно-белые кадры, будто документы революции, холод, метель, вьюга - все выдувается, голод, жалобы... Музыка будто жалуется... Собаке шарику холодно... Он скоро станет человеком Шариковым...

Музыка идет долго. Достаточно, чтоб детям догадаться...

Я снова спрашиваю - какая связь между английской музыкой эпохи барокко ( Генри Пёрселл прожил 36 лет, к началу постройки Петербурга в 1703 году Пёрселла уже не было на свете) - какая связь между церковной католической музыкой и революционными Москвой и Петербургом 1917 -25 лет? Булгаков писал "Собачье сердце" в 1925 году...

А музыка жалуется, взывает к чему-то... К Кому-то...

И дети догадываются: музыка церковная, взывает к Богу.

Да! Повесть "Собачье сердце" была опубликована  в 1987 году, когда в стране начались веяния "перестройки", но еще тогда невозможно было свободно говорить о Боге, в университете мы зубрили тексты съездов КПСС, на философии - спасибо мудрой преподавательнице - нам говорили, что Бога нет и предлагали почитать на досуге Библию и Коран, чтобы убедиться. Это был лучший способ привить религиозные взгляды под лозунгом их отрицания...

Фильм был снят сразу после публикации повести, в 1988 году. Храмы в стране стояли в разрухе. На нашем Черниговском скиту росли берёзки... Говорить о религии было лишним. А в средствах массовой информации - невозможным.

И тут  - музыка церковных хоралов. И это считывалось сердцем...

Но почему Дашкевич не делает отсылку к русским церковным песнопениям?

Да вот потому, что это было бы слишком прямо. Мы же говорим о симпатических чернилах культуры - так встарь революционеры писали молоком на бумаге, белое молоко не оставляло видимого следа. Но, когда симпатическое письмо прогревали над пламенем свечи ( латинская приставка СИМ - вместе), то молоко подгорало и становились ясно видны коричневые буквы, письмо читалось.

Симпатические буквы культуры или читаются теми, кто знает, как прочитать, или просто угадываются, будоражат память и думы... И все равно - читаются!

Тема католического хорала повторится в фильме в сцене, которую сам Владимир Дашкевич называет для себя ключевой: Шариков-человек (артист Владимир Толоконников) всматривается в свое отражение в зеркале.  Что это? Поиск себя? Воззвание к Богу? Человека создал Творец, а Шарикова - тот, кого сам Шариков по-собачьи называет в повести не иначе, как "тяпнутый".

Каково это - быть созданием "Тяпнутого"? Лучше не думать.

Музыка думает за нас: вариации Владимира Дашкевича на темы церковных английских песнопений. Обращение к Богу...

И это "симпатическое" обращение к Богу совершенно в традиции Михаила Булгакова. Врач, дворянин, сын священника - Михаил Булгаков...

Открываем повесть "Собачье сердце" - и в первой же главе видим шесть(!) упоминаний Пречистенки. Два раза упоминается Обухов переулок ( туда ведут Шарика, а там ему будет операция - точно обухом по голове), Сокольники, Неглинная... Но Пречистенка - шесть раз! К чему бы это?

Название улице дано в 1658 году по иконе Пречистой Божией Матери Смоленской, Одигитрии ( Путеводительницы). До того улица называлась Покровской ( по иконе Покрова Богородицы), а с 1921 года мы ее знали, как Кропоткинскую.

Шестикратное упоминание Пречистенки на страницах первой главы - не что иное, как воззвание Булгакова  к Богу. Шесть раз - мы должны "въехать" в тему!

Пречистенка стала Кропоткинской в 1921 году. В 1925 году пишется "Собачье сердце". В 1931 году будет разрушен Храм Христа Спасителя - там, на Кропоткинской. Потом в фундаменте Храма будет бассейн "Москва". Потом на фундаменте бассейна восстановят Храм. На каких скрижалях времён все это записано? И читается ли?

Но записи симпатическими чернилами на тексте повести продолжаются.





текст в работе