Происхождение слова Комоедица

Наталья Бобыкина
Комоедица, Комоедицы, Камаедзіца - народный праздник, посвящённый встрече весны. В этом празднике одна из ключевых фигур – медведь, который в это время выходит из зимней спячки. А медведь является тотемным животным охотничьих племён. Значит, в обряде масленицы сохранился остаток культа, корни которого находятся в каменном веке.
Об этом пишет в своей статье «Медведь в обрядах перехода» В.Ф.Кернер. Он утверждает, что медведь является одним из главных персонажей мифов, сказок, легенд и преданий многих народов мира. Особенно много упоминаний о нём есть в сказаниях Северной Евразии. И часто – это сказки о девочке, попавшей в медвежью избушку и проходящей у медведя проверку на выносливость. Встречаются сюжеты, где отец или брат отдают девочку медведю или сверхъестественному существу («Аленький цветочек») за какую-то помощь или услугу. Это сверхъестественное существо к тому же оказывается царём животных или божеством. В ряде сказок медведь или сын девушки выступают в качестве первопредков, которые обучают людей разным искусствам, защищают от опасностей и помогают в жизни.
«Медвежий праздник» у ряда народов северной Евразии (финнов, обских угров, кетов, эвенков, народов Амура и Сахалина и др.) существовал ещё до недавнего времени, а у некоторых (ханты, манси) остался до сих пор.
У народов манси «Медвежий праздник» – это главное событие года. В него включены ритуалы, имеющие цель «помирить медведя или его душу с убившими его охотниками». Для манси главным божеством был Торум – олицетворение неба, причина добра. Его жена и мать Калташ эквой - Мать-Земля. Когда-то она прогневила бога, и он сбросил её на землю. С тех пор она отвечает за роды женщин и души детей. У Торума есть сёстры и братья – богини Солнца и Месяца, богиня Огня, хозяин Нижнего Яруса (мир предков) и носитель зла Куль Отыр, а младший (седьмой) сын Торума Мир Сусне Хум – За миром смотрящий человек, покровитель людей, посредник между богами и людьми. Именно его часто призывают шаманы для общения с богами. Олицетворением сына Торума является гусь. Торум- главное божество и на земле его представлял медведь, которого называли хозяином.
Вот как описывает Медвежий праздник В.Нилов, собиратель песенного фольклора, в книге «Северный танец. Традиции и современность».
Начало праздника происходило в лесу. Там с медведя «расстёгивали шубу» (снимали вместе с головой и передними лапами), укладывали в «колыбель» (на носилки) и несли в посёлок. После обработки священные атрибуты вносили в дом, помещали на помост в переднем углу. Все пришедшие передавали «Хозяину» (медведю) подарки. Праздник длился пять дней, если был убит медведь, и четыре дня, если это была медведица. Пели песни-гимны, «пробуждающие медведя», затем песни, призывающие родовых духов. После того, как «духи» пришли на праздник, исполняли «танцы духов» и «танцы предков», изображали охоту на медведя.
Когда наступала вторая половина ночи, начинали исполнять бытовые сценки, изображающие человеческие пороки: лень, глупость, трусость, и эротические сценки. Важным моментов в торжестве являлся обряд, который показывал, что в доме находятся не люди, а птицы. Все присутствующие начинали подражать птичьим голосам. Всё заканчивалось сценкой, в которой люди, одетые в маски охотников, имитируют убийство медведя, приносят жертвы «хозяину» и бросают снег в присутствующих. В дальнейшем исполнялись различные танцы, в том числе и пантомима, где «двое детей были утащены в лес медведем», а также танцы разных птиц, насекомых и зверей. Среди них есть танец двуликого духа. Девушки, исполнявшие танцы, должны были обязательно закрывать большими платками лицо и кисти рук. Утром с медведем прощались, отделяли голову от тела и вывешивали её на специальном медвежьем дереве.
У тех народов, где медведь считался тотемным животным, этот праздник проводился в тот момент, когда природа пробуждалась от зимней спячки, то есть в начале весны. После проведённого ритуала медведя съедали, чтобы он возродился в людях уже в новом качестве.
Медведь был Хозяином зверей, Владыкой мира, Верховным духом. У хантов клятва на шкуре медведя, голове или лапах считалась самой сильной. Для них медведь – это сын или брат верховного бога Торума, сын прародительницы. Ханты также праздновали весной «медвежий праздник». В первый день медведя будили, во второй день славили его божественное происхождение, его жизнь и смерть, на третий день исполняли маскарадные танцы, в четвёртый день пели о богах, охраняющих землю и людей, а на пятый день наступал черёд священных песен, усыпляющих медведя. Важным моментом в празднике хантов был выход главного женского божества Калташ анки – Матери Калташ-медведя. Всё завершали песней-молитвой и бросанием в жителей селения снега, как очистительный обряд.
Медвежий праздник – это возрождение акта первотворения, когда люди получили от верховного божества способность к хозяйственной и репродуктивной деятельности. В целом, обрядность была направлена на ускорение прихода весны, пробуждение плодородных функций земли, растений, животных и людей. Но вот В.Ф.Кернер в своих исследованиях пришёл к выводу, что весь этот акт, совершался в честь женщины, а скорее девушки, которая должна стать женщиной и ради этого требовала жертву в виде медведя. Скорее даже не просто жертву, а чтобы мужчина стал тем божеством, от которого она смогла бы родить божественное потомство. Весь праздник был связан с инициацией - появлением нового поколения женщин, которые способны к репродуктивной деятельности. Мужчины, поедая медведя, становились сами медведями и получали способность получить новое сильное потомство. Девушка под воздействием медведя умирала, а затем возрождалась к новой жизни, становясь божеством. Как божество, она раскачивалась на качелях, соединяясь с верхним миром, благодаря чему становилась способной к рождению божественных детей. Качели всегда устанавливались в масленичную неделю и парни раскачивали своих девушек, чтобы они взлетали как можно выше.
Ф.В.Кернер считает, что посиделки без мужчин в такие дни – это остаток обряда инициации девушек, к которым в это время прилетало сверхъестественное существо (медведь, ящер, змей), которое, проведя инициацию девушки, умирало и возрождалось в новом, уже человеческом качестве («Розочка и Беляночка»).
Комоедица – это обряд поедания медведя и проявления в себе божественных способностей. На Руси Медвежий праздник существовал у охотничьих племён, у которых медведь был главным божеством. Сегодня от него остался только обряд вождения медведя скоморохами, а потом цыганами, и ряжение в духов (маскарад). Инициация девушек в день весеннего равноденствия почти исчезла.