Арсен Аветисян 1971 2004

Ольга-Гось Литвинова
Всего 33 года жизни, из которых десять в Петербурге, выпало прожить удивительному скульптору Арсену Аветисяну (1971 – 2004). В моём родном Зеленогорске на каждом шагу встречаешь его шедевры, много и в Петербурге, да ещё и там, где они стали знаковыми, незаменимыми, узнаваемыми.
«Санкт – Петербург играет огромную роль в моей жизни, и лучшее, что я могу сделать для него, – это подарить свою работу», - говорил скульптор. На экскурсии Открытого города в Университет увидела забавную фигуру. Её можно долго рассматривать, обнаруживая всё новые эффекты. «Я создавал это произведение специально для дворика Филологического факультета. Сначала у меня возникла идея создать просто персонаж мальчика, читающего книгу. И уже потом я наполнил эту скульптуру философией «Маленького Принца». У скульптуры две обзорные точки – с одной стороны мальчик предстает грустным, с другой – веселым. Как и само многогранное произведение Сент-Экзюпери».
«Цель скульптора – оставить след в искусстве», - сказал Арсен в одном из последних в его жизни интервью. «У каждой скульптуры должна быть философская начинка». В 2004 году рядом с лютеранской кирхой, которую по привычке называю кинотеатром, был установлен необычный памятник «Примирение» работы Аветисяна. Здесь похоронены жертвы неизвестной для моего поколения по причине стыдливого умолчания войны 1939 года.
Какой талант! Нет смысла описывать словами то, что изобразил скульптор. То, что видим, сильнее любых слов.
А неподалёку забавная скульптурная композиция «Хлеб» перед зданием на главном проспекте Зеленогорска, где когда-то продавали самый вкусный хлеб. Приезжая с сыном гулять в городе моей юности, всегда заходили и, отстояв постоянную очередь, покупали булочки. Уже и не помню, какие, но очень свежие и вкусные.
Через пару домов позабавит ещё одна скульптура Аветисяна! Скамейка в виде таксы пользуется вниманием не только притомившихся прогуливающихся пешеходов, но и любители такс проводят поблизости свои конкурсы на самую красивую собачку такой же породы.

Вскоре скульптор погиб в автомобильной катастрофе. Не могу не поделиться его высказыванием:
«Хочу уверить Вас, что на этой планете есть абсолютно счастливые люди. Люблю свою единственную, Бога и жизнь, маму и папу, себя и друзей, солнце и горы, животных и растения, море и облака, покой и книги, искусство и творчество. И это все, в каждой скульптуре.
Я с детства мечтал о вечной любви. Я нашел свою Единственную, и хочу вам сказать, что любовь - это очень тонкий и сложный инструмент, и только овладев виртуозной игрой, Вы напишете свою симфонию вечной любви». С ним погибла и жена, и трёхмесячная дочь…