И свет блеснул, как отблеск заревой

Влад Лесной
Друзья!

Из Сети.
"...Вот детство. Суровая зима. «Крещенские морозы». Сочельник. Литургия - после обеда, к вечеру. Но никто ничего не кушает - до святой воды, которая освящается в первый раз еще после литургии сочельника. Завтра будет крестный ход на реку, и воду будут святить вторично. Почему? Не думалось об этом. Отложим этот вопрос и сейчас. Так искони велось, «по уставу»: что тут думать?! А нынешняя вода завтра соединится с водой, принесенной с реки, и будет стоять целый год. И - дивное чудо - она не портится! В этом все мы были уверены. И эта вера не теперь выдумана нами. Еще святой Иоанн Златоуст (f 407) говорил: «В сей праздник, в память Крещения Христова, коим Он освятил естество вод, около полуночи, все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят ее во весь год. И происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится от продолжительного времени; но почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года остается неповрежденной".https://azbyka.ru/fiction
...Други!
А я сегодняшней ночью набрал святой воды в пятилитровую бутыль прямо из-под крана на кухне.
Ведь "...согласно церковной традиции, вся вода в день Крещения и в сочельник считается освященной. Божью благодать получает вся стихия, а не отдельные источники воды или сосуды.
Обычная водопроводная вода в крещенскую ночь тоже становится святой — если набрать ее ночью 19 января, то пользоваться ей можно целый год или даже дольше.
В крупных храмах крещенскую воду раздают с 18 января. В церквях поменьше за ней можно прийти после Литургии или на Всенощное бдение.Также в России есть более сотни святых источников, рядом с которыми стоят церкви или часовни. Верующие посещают их круглый год, но особенно популярны они становятся в Крещенский сочельник и сам праздник.
Специалисты лаборатории питьевого водоснабжения Института им. Сысина провели исследование, в ходе которого наблюдали за свойствами воды за несколько дней до Крещения. Уже с 17 января в ней изменилось количество ион-радикалов и уровень pH".https://altapress.ru/
...Великое таинство ежегодно свершается  в чудную ночь Крещения Господня!
Помолимся же ВЫСШЕМУ!
Вл.Назаров

****************
1.Крещение Господне на страницах электронных раритетов Президентской библиотеки имени Бориса Ельцина.

 В дни одного из важных православных праздников Президентская библиотека раскрывает историю возникновения этого таинства и значение его в жизни православных людей. Водосвятие и купели до Петра и после, крещения незаконнорожденных детей; детей, рожденных от лиц разной веры; о причислении иноверцев и многое другое в публикации, подготовленной специалистами Президентской библиотеки.

И. Н. Бухарев в книге «О праздниках православной церкви», электронная копия которой представлена на портале Президентской библиотеки, описывает крещение Иисуса Иоанном Крестителем в реке Иордан, размышляя о первоначальном смысле обряда и священной силе воды в этом сакральном действе: «Крещение есть умерщвление крещаемаго для греха и возрождение в жизнь духовную, т. е. святую, добродетельную; на это указывается и погружением крещаемого в воде: то он скрывается в воде, это образ смерти его греху, то он появляется из нея, это образ рождения в жизнь святую». Именно вода может очищать, оживлять, возрождать, по представлениям современной науки она является источником жизни.

Наши предки постигли это из слова Божия и пошли за тем, кто принес им это слово, – за князем Владимиром, крестителем Руси: «Великий князь Владимир, по прибытии его из Корсуня в Киев, повелел, чтобы все люди, вельможи и рабы, бедные и богатые, шли креститься. Народ толпами входил в реку Днепр: большие стояли в воде по грудь, отцы и матери держали младенцев на руках; священники читали молитвы крещения…», – написано в многотомном труде А. В. Терещенко «Быт русского народа», оцифрованном Президентской библиотекой

С тех самых пор верующие следуют этому обряду с теми или иными этнографическими и религиозными особенностями, присущими различным конфессиям, это описано в уже упоминавшемся труде Терещенко: «Православная церковь издревле употребляла крещение погружательное в отличие от католиков, которые установили обливательное крещение». Среди многочисленных упоминаний о крещении по-русски в книгах иностранцев, посетивших Россию, есть, в частности, впечатления Казановы, находившегося в Петербурге зимой, в день празднования: «Церемония эта привлекает бездну народа, ибо после водосвятия крестят в реке новорожденных не посредством обливания, а через погружение нагих младенцев в прорубь на льду».

После церковной реформы Петра Великого некоторые обряды были упразднены, но в целом на величии праздника, столь значимого для всех православных христиан, это мало отразилось. В историческом очерке И. Н. Божерянова «Как праздновал и празднует народ русский Рождество Христово, Новый год, Крещение и Масленицу» Крещение времен царствования Екатерины II выглядит так: «От берега до построенной за Иорданью беседки по разостланному сукну и коврам стояли кавалергарды. Между их Её Величество в предшествии всего священного синклита проходить изволило. Войско стояло вокруг Иордани продолговатою фигурой. Всех в гвардии в строю было 8900 человек».

В той же самой книге Божерянов приводит такой случай, передававшийся в столице из уст в уста: «Однажды император Павел, подходя с церемонии к иорданскому подъезду Зимнего дворца после крещенского парада, заметил белый снег на треугольной шляпе поручика. «У вас белый плюмаж!», – сказал государь. Белый плюмаж составлял тогда отличие бригадиров, чин которых в армии, по табели о рангах, соответствовал статским советникам. «По милости Божией, Ваше Величество!» – ответил находчивый поручик. «Я никогда против Бога не иду! Поздравляю тебя бригадиром», – сказал государь, идя во дворец.

В России празднование Крещения на протяжении всей истории имело большое значение. В фонде Президентской библиотеки хранятся электронные копии многих дел, в которых рассматривается возможность крещения незаконнорожденных детей; детей, рожденных от лиц разной веры; о причислении иноверцев, принимающих крещение, к христианским обществам и льготах в связи с этим. Двоюродный дед выдающегося государственного деятеля П. А. Столыпина крестил своих дочерей практически сразу после их рождения. Это засвидетельствовано в документе 1825 года «Метрические свидетельства о рождении и крещении детей А. А. Столыпина». Великий князь Ярослав вырыл из могилы кости Олега и Ярополка, крестил их и похоронил в Десятинной церкви в Киеве.

Пути проникновения, распространения и окончательного утверждения христианства на землях, вошедших в состав Российской империи, начиная с апостольских времен и заканчивая Крещением Руси, рассматриваются также в отдельных сочинениях, представленных в коллекции Президентской библиотеки «История Русской Православной Церкви» – в нее вошли фундаментальные труды, принадлежащие перу крупных церковных деятелей и историков церкви: Филарета, Макария, современного богослова и историка Е. Е. Голубинского и др.
https://imapress.media
*********
2.Крещение Господне в русской поэзии

Запрыгал гремучий
Крутой Иордан,
И голос могучий
Река-ураган
В края посылает далеки:
«Сбирайтеся, дети, сюда;
Сбирайтесь, протоки и токи,
От гор и подгорий вода;
Ключи и ручьи отовсюду, —
Долины, равнины свои
Покинув, — в объятья мои,
Летите к великому чуду…
Неслыханный гость к нам идет.
Мы, всею семьею, иорданския воды,
Приветим и встретим Державца природы:
Он радость и сладость с Собою несет,
Он новую душу в природу введет!»…

Слыхал ли кто, от лет и от веков,
Чтоб Он… небесных вод и облаков водитель,
Сошел в сей прах земной и принял зрак рабов?!
И вот теперь, чужих грехов носитель,
Он склонится державною главой,
И у реки Своей попросит омовенья!!.
Непостижим пример сей мировой
Непостижимаго смиренья!..

Летите ж, ласкайтесь
К священным стопам:
Вздымайтесь, сбегайтесь,
Се идет Он Сам!..

И Он сошел к потоку Иордана,
И преклонил державную главу
Под дланию крестящей Иоанна;
И чудное свершилось в вышине:
Таинственно, на самой глубине,
Сафирное вдруг растворилось небо;
И свет блеснул, как отблеск заревой,
И, — под кристальной, дальней синевой,
Явился голубь белый… световой,
И, над драгой Крестимаго главой,
Он плавал в влаге светлоголубой…
И огласилось нечто, как трубой,
Как голосом могучим исполина;
И в первый раз, — в великий миг чудес,
Услышала земля из уст небес
Великое, — святое имя Сына!..

Глинка Федор Николаевич
(1786 -1880)

На Крещение Господне

Крестящуся Тебе, Господь! во Иордане,
Да в освятительной воды и Духа бане
Омоешь от греха словесных естество,
В трех Лицах чтимое явилось Божество:
Отец невидимый, Сый, всяческих Причина,
Тебя провозгласил, возлюбленнаго Сына;
И в виде голубя, примера чистоты,
Дух Божий на Тебя слетев от высоты,
Неложность утвердил Отеческаго слова.
Ты миру в облаке телеснаго покрова
Явился, Свет святый! разгнал греховну мглу,
И верой светлый мир гласит Твою хвалу.
Ко гласу Ты пришел, гремящему в пустыни:
«Готовьте Вышнему путь правды и святыни!»
Жених словесных душ! ко другу Жениха,
Крещения прося не ведущий греха,
Вид рабский восприяв, Господь всея природы!
Увидели Тебя, и убоялись воды;
И трепетен воззвал муж, посланный Творцем,
Муж-ангел, пред Твоим предшествовать лицем:
Как Света просветит светильник неприметный?
Как руку на Царя положит раб нищетный?
Ты вземлешь мира грех, спасаешь смертных род,
Святый! Ты освяти меня и бездну вод.

Ширинский-Шихматов Сергей Александрович (1783-1837)
1823

Крещение Господне

I.
Среди песков пустыни Иордана,
Где высятся ряды угрюмых скал,
Где бродит волк голодный и шакал,
Звучала речь Святая Иоанна,
Как к покаянию народному призыв,
Толпы людей, как волн морских прилив,
Стекалися к убежищу Предтечи
И слушали пророческие речи
Отшельника. Постами изможден,
Питаяся акридами и медом
И власяницею суровой облечен,
Святой Пророк являлся пред народом
И в пламенных, бичующих словах
Учил его и обличал в грехах.
Когда ж избрал, как символ очищенья,
В водах реки Крещенье –
Уверовав в учение его,
Шли многие креститься у него.
Он возвещал пришествие Того,
Кому ремень от обуви Его
Он равзязать по прах не был достоин.
Он говорил собравшимся о Том,
Кто сотворил Крещение огнем
И Духом Пресвятым, о Том – Непогрешимом,
Кто в житницу пшеницу соберет
Лопатою, солому-же сожжет
Он на огне Своем неугасимом.

II.
И, вот, когда минуло тридцать лет
Спасителю, оставив Назарет,
Ко проповеди этой и Крещенью,
К суровому и чистому ученью
Пришел и Он.
Пророк не знал Христа,
Но так была безгрешна и чиста
Спасителя Святая красота,
И нечто столь высокое в Нем было
И светлое, что душу поразило
Отшельника величием своим,
Когда Христос явился перед ним
У берегов цветущих Иордана!
Любовь и страх объяли Иоанна,
И он, что был к греху неумолим,
Святой Пророк, кидавший обличенье
в лицо царям, охваченный смущеньем,
Ничтожным вдруг почувствовал себя
Пред Иисусом. Надо от Тебя
Креститься мне, о Господи, и Ты ли
Пришел ко мне? – в волнении твердили
Его уста, его смиренный вид.
Но отвечал Спаситель благодушно:
— Оставь теперь, зане так надлежит
Нам истину исполнить! – И послушно
Он Господа веленье совершил.
Когда ж из волн Спаситель выходил.
В сиянии открылся свод небесный,
И золотом в лазури голубой
Над Ним с небес спустился Дух Святой,
И свыше глас послышался чудесный:
— Сей есть Мой Сын возлюбленный, на Нем
Покоится Мое благоволенье! –
И понял Иоанн: то было откровенье,
И преклонился Он пред Господом Христом!

Ольга Николаевна Чумина (1858–64–1909),
по мужу Михайлова издавалась под псевдонимом Чюмина,
талантливая поэтесса и переводчица


Крещенская ночь

Темный ельник снегами, как мехом,
Опушили седые морозы,
В блестках инея, точно в алмазах,
Задремали, склонившись березы.

Неподвижно застыли их ветки,
А меж ними на снежное лоно,
Точно сквозь серебро кружевное,
Полный месяц глядит с небосклона.

Высоко он поднялся над лесом,
В ярком свете своем цепенея,
И причудливо стелются тени,
На снегу под ветвями чернея.

Замело чаши леса метелью, -
Только вьются следы и дорожки,
Убегая меж сосен и елок,
Меж березок до ветхой сторожки.

Убаюкала вьюга седая
Дикой песнею лес опустелый,
И заснул он, засыпанный вьюгой,
Весь сквозной, неподвижный и белый.

Спят таинственно стройные чащи,
Спят, одетые снегом глубоким,
И поляны, и луг, и овраги,
Где когда-то шумели потоки.

Тишина, – даже ветка не хрустнет!
А, быть может, за этим оврагом
Пробирается волк по сугробам
Осторожным и вкрадчивым шагом.

Тишина, – а, быть может, он близко…
И стою я, исполнен тревоги,
И гляжу напряженно на чащи,
На следы и кусты вдоль дороги.

В дальних чащах, где ветви как тени
В лунном свете узоры сплетают,
Все мне чудится что-то живое,
Все как будто зверьки пробегают.

Огонек из лесной караулки
Осторожно и робко мерцает,
Точно он притаился под лесом
И чего-то в тиши поджидает.

Бриллиантом лучистым и ярким,
То зеленым, то синим играя,
На востоке, у трона Господня,
Тихо блещет звезда, как живая.

А над лесом все выше и выше
Всходит месяц, – и в дивном покое
Замирает морозная полночь
И хрустальное царство лесное!

Иван Алексеевич Бунин
1886–1901


Крещение Господне

Иисус главой склонился,
В воду по пояс вступил,
Дух, как голубь ниспустился,
Голос с неба возопил:
Вот мой Сын,— моя отрада,
Он по благости Вам дан»…
А над ним десницу поднял
Восхищённый Иоанн!..

Николай Васильевич Реморов (1875–1919),
священник с 1904 г.
Печатался в Тамбовских епархиальных ведомостях


На Иордане

Под небом знойным Палестины
Красив священный Иордан,
Когда поднимется туман
От тихо дремлющей равнины
И в зыбь хрустальную, нежна,
Посмотрит южная луна.
Чаруют воды Иордана
Своей святыней мировой,
Крещенье принял над Собой
В них Иисус от Иоанна.
Раскрыло небо свой чертог,
И явлен Триединый Бог.

И. Лебединский
Это стихотворение вошло в книгу
С. Успенского «Катехизис в рассказах»,
вып.2–3 “Молитва Господня. Таинства”,
последнее дореволюционное издание
(вып.4-5) которого вышло в 1914 г.


В день Крещения
(См. 2-й тропарь 2-го канона на Богоявление И. Дамаскина)

Принимая смиренно крещение Иоанново,
В Человечестве Своем Господь
Торжественно посвящается на спасение человечества
Голосом бога Отца.
А человечество освящается в Богочеловеке
На соучастие в деле Его,
По возведению к совершенству
Человеческого существа.

Александр Солодовников
После 1960 г.


Богоявление Господне
(Святое Евангелие от Матфея, гл. 3, ст. 1)

Глас вопиющего в пустыне
Всех к покаянию завет,
Он говорит: «Христос идет,
Ему пути готовьте ныне».
Толпой безчисленной народ,
Внимая гласу Иоанна,
Стремится к берегу Иордана
Принять Крещенье в лоне вод.
И видит с светлых облаков,
Под видом голубя сходящий,
Господень Дух животворящий,
И слышен глас Творца миров,
Которым тайны объясненье
Дает Вселенной Властелин:
«То Сей возлюбленный Мой Сын,
На Нем Мое благоволенье».
Хвала Тебе, о Божий сил!
Наш милосердный Искупитель!
Ты снова райскую обитель
Нам недостойным отворил!
О, дай, чтоб мы от колыбели
До гроба шли Твоей стезей,
О, дай для нас воде купели
Быть иорданскою струей!

Василий Бажанов,
протопресвитер (1800-1883)
https://www.ippo.ru/
*****************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
19 января 2024 года.