Народное представление крещения Господнего

Виктор Тарасенко
     Сегодня, в день праздника крещения Господнего, захотелось и мне, дорогой мой читатель немного порассуждать с тобой об этом празднике и о том какое народное представление о нём, мы – россияне имели, имеем и будем иметь.
     Так что же на сегодня означает этот праздник? Попробуйте спросить об этом на улице у прохожих. Думаю, что большинство из опрошенных вами людей скажут, что это особый день, когда вся вода, будь это в реках, озерах, морях, или в водопроводном кране становится особенной, чуть ли не святой. Ну, а если вы пойдёте в православный храм, где батюшка совершил особый чин освящения, то такую воду следует набирать с собой впрок домой и в течении всего года использовать её как лекарство, тратя понемногу. Об этом говорят и многие священники русской православной церкви.
     Другие из опрошенных вами расскажут вам о том, что именно в этот день следует обязательно окунутся в ледяную прорубь для здоровья, а некоторые расскажут вам, что это нужно сделать троекратно, при этом обязательно наложить на себя крестное знамение. Доходит до того, что некоторые родители вместе с собой окунают в ледяную прорубь и своих малолетних детей, утверждая, что такое зимнее купание в ледяной проруби в день крещения Господнего является лучше всякого лекарства.
     У меня на работе был один приятель, бывший спортсмен, который купание в ледяной проруби, описывал именно как способ поправить своё здоровье на год вперёд. Он считал, что совершая это погружение в ледяную прорубь, он как-бы надевает на своё тело защитную оболочку, которая защищает его от всяких инфекций на весь последующий год. Он был искренне удивлён, когда я не согласился пойти с ним окунаться в ледяную прорубь, ведь он знал, что я верующий человек. В свою очередь я был очень удивлён тем, что он совершенно не посещает храм православной церкви, хотя относит себя именно к исторической церкви России.
     Да, что там спортсмены, они хотя бы, как мой приятель, делают это для здоровья. Сегодня на купание в ледяной проруби просто мода пошла. Причем некоторые из участников этого экстремального купания для храбрости употребляют энное количество спиртного, что в сочетании с ледяной водой приводит иногда к фатальным последствиям – преждевременной смерти. Сегодня об этих печальных фактах говорят по центральному телевиденью в программе "Здоровье", но в то же время в каждом большом городе нашей необъятной России МЧС устраивает и обустраивает эти проруби, что способствует развитию этой новой моды – окунуться в ледяную прорубь именно в день крещения Господнего 19 января.
     Давайте теперь прочитаем в евангелиях что же такое крещение Господнее и стоит ли нам ежегодно купаться в ледяной воде?
     Несомненно, это очень значимым и важнейший факт жизни Иисуса Христа. Об этом пишут все четыре евангелиста, дополняя один другого, описывая все события которые этому предшествовали и подчеркивающие, что сразу после этого крещения Иисус был возведён Духом Святым в пустыню для искушения от дьявола.

     Давайте, вначале прочтём всех четырёх евангелистов, которые поведали нам о столь значимом событии. Прочитайте самостоятельно эти места и затем вернитесь к нашему обсуждению. Это величайшее событие описали нам: евангелист Матфей – Мат.3:1-17, евангелист Марк- Мар.1:1-13, евангелист Лука -3:1-38, евангелист Иоанн – Ин.1:15-37.

   Что вам показалось странным? Вас ничего не смутило? В этом явлении Иисуса Христа как Агнца Божия, который берёт на Себя грех всего мира, как засвидетельствовал о Нём Иоанн Креститель, будучи исполненный Духом Святым.
    Давайте немного порассуждаем о прочитанном из всех четырёх евангельских описаний этого величайшего события.

     Евангелист Марк говорит нам о том, что именно с момента крещения Господнего, и тому, что ему предшествовало, а именно крещение Иоанна Крестителя, собственно говоря, и начинается само евангелие – добрая весть от Бога о том, что грешник может быть принят Богом через его покаяние, ибо ныне Агнец Божий, Который является именно Тем, Кто может умилостивить гнев Божий на всякое нечестие и грехи человеков. Но при этом, нужно все же выполнить некоторые условия и со стороны тех, кто желает этого принятия Богом. Что именно?
   Приготовить путь Господу, и сделать прямыми стези, т.е. пути Ему. Переводя эти слова Марка на современный русский язык, как это понимаю я, это означает, что тот, кто приходит совершать крещение, должен понимать, что это не просто акт оздоровления (как сегодня это понимают наши многие современники), а именно осознанный путь к Богу без всякого лукавства. Этот путь должен быть прямым, другими словами вы должны быть абсолютно уверены в том, что это вам необходимо.
     Что ещё удивительного вы заметили? На мой взгляд очень удивительна проповедь Иоанна Крестителя, которую он говорит народу, и особенно религиозным лидерам того времени – фарисеям. О чём я? Да всё о том же – о покаянии в своих грехах! Давайте ещё раз прочтём эти строки:
  «В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской,
  И говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное. Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: «глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему».
   Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих; а пищею его были акриды и дикий мёд.
   Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои.
   Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева?
    Сотворите же достойный плод покаяния,
    И не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам; ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму;
   Уже и секира при корне дерева лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь;
   Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнём;
    Лопата Его в руке Его, и он очистит гумно Своё, и соберёт пшеницу Свою в житницу, а солому сожжёт огнём неугасимым.
    Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну – креститься от него.
    Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя; и Ты ли приходишь ко мне?
    Но Иисус сказал ему: оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его.
    И крестившись Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.
    И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Моё благоволение.» - Мат.3:1-17.
   Посмотрите на то, что не всем приходящим креститься Иоанн Креститель позволил это сделать! А сегодня? Все желающие нырнуть в ледяную купель допускаются священниками до этого, хотя в основном, при данном действе и священников как таковых часто просто нет на этих иорданях. Они иногда только освящают их погружая с молитвами в воду крест, и позволяя затем самим желающим любителям столь странной забавы совершать эти погружения. Что на мой взгляд ещё раз показывает, что купание в ледяной проруби это не крещение как таковое (описанное в евангелиях), а некое экстремальное приключение наших современников.
    Почему я так утверждаю? Да потому, что если это крещение, то где в момент крещения крещаемого находится креститель? Из евангелий очень чётко ясно что и креститель и крещаемый должны находиться оба в воде.
    На это скажут мне некоторые: ну это же невозможно! Нет, отвечу я, это вполне возможно, и даже более того, сто лет тому назад было обычной практикой в нашей России. Да, так было! Предания моей семьи, донесли до меня информацию о том, что оба моих деда – по отцовской и материнской линии, именно 19 января в прошлом веки крестились в ледяных прорубях. Такая была традиция и у русских евангельских христиан и у баптистов. Те, кто принимал Господа своим личным Спасителем, каялся в своих грехах – принимал святое водное крещение именно в праздник крещения Господнего – 19 января. И скажу вам, это было событие для всей деревни. Многие шли смотреть, как баптисты будут помирать, но слава Богу – никто тогда не помер! 
   То крещение (в прошлом веке нашими праотцами) в ледяной проруби было однократным, через это действо верующий человек публично исповедовал свою веру в Господа Иисуса Христа и крестился в ледяной проруби, будучи уверен в том, что если и умрёт от такого действа, то будет с Господом на небесах!
    Но, скажут некоторые из вас в чём тогда разница? Как делали это в прошлом веке, так делают и теперь, да ещё и многократно (некоторые ежегодно)!
    Для того чтобы ответить на этот вопрос, на мой взгляд, нужно понять, что же такое крещение? Это обряд, традиция, или необходимое условие для верующего человека? Что об этом нам повествует Священное Писание?
    Как мы уже прочитали с вами у евангелистов, крещению должно предшествовать покаяние в своих грехах, и это первое и самое важное условие. Вспомните тех, кто не был допущен Иоанном Крестителем до крещения и его слова: сотворите же достойный плод покаяния! Все ли наши современники каются действительно в своих грехах, когда окунаются в ледяную купель? Бог знает, но кажется мне, что как мой знакомый, многие окунаются в эту ледяную воду не исповедуя свои грехи, а только желают себе хорошего здоровья.
   Тогда у меня к таковым вопрос: зачем вам именно в день крещения Господнего окунаться в холодную воду, если это ваше купание сопряжено лишь со здоровьем? Не проще ли вам стать участником "клуба моржей", которые постоянно купаются при низких температурах и рассказывают всем, что именно холодная вода (не обязательно в день крещения) служит им хорошим стимулятором и даёт им здоровье?!
     Так что же такое само крещение как таковое? Очень хорошо об этом пишут апостолы и Пётр и Павел. Давайте вначале прочтём у Петра: «Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа, Который, восшед на небо, пребывает одесную Бога, и Которому покорились Ангелы и власти и силы» -1Пет.3:21-22
   Крещение, согласно утверждению апостола Петра, является обещанием Богу доброй совести. Это, если говорить поэтапно – второй значимый и необходимый шаг веры для тех, кто признаёт Бога и Господа Иисуса Христа!
   Нет никакой пользы для всех тех, кто по народной традиции ежегодно окунается в ледяные воды прорубей, не каясь в своих грехах, и не обещая Богу доброй совести.
   Сегодня для многих — это стало просто проверкой своего характера, силы воли и многого чего ещё, но при этом наши современники, даже и не пытаются что-то пообещать Богу, я уже не говорю, о том, чтобы свои обещания исполнить… Жизнь многих окунающихся в ледяных водах совершенно не меняется – они живут часто насыщенной различными грехами жизнью, и совершенно не желают каяться в них и меняться. Но так ли должно быть?
    Давайте прочтём у апостола Павла то, что он говорит о крещении: «Что же скажем? Оставаться ли нам в грехах, чтобы умножилась благодать? Никак.
  Мы умерли для греха: как же нам жить в нём?
Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?
  Итак, мы погреблись с ним в смерть, дабы, как Христос воскрес из мёртвых славою Отца, так и нам ходить в обновлённой жизни.
  Ибо, если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения,
  Зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху:
   Ибо умерший освободился от греха.
  Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним,
  Зная, что Христос, воскресши из мёртвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти.
   Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха, а что живёт, то живёт для Бога,
  Так и вы почитайте себя мёртвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.
   Итак, да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его;
   И не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но предоставтье себя Богу в орудия праведности.
Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, а под благодатию» - Рим.6:1-14
   Здесь можно много говорить и брать самые разные уроки для своей жизни, но главным на мой взгляд, является то, что апостол Павел рассматривает акт крещения как некую водную могилу, которая поглощает силу смерти и греха, и даёт человеку, принявшему крещение, жить совершенно другой жизнью – угодной Богу и Господу Иисусу Христу. При этом, именно во Христе крещаемый находит силы для того, чтобы не грешить в этой земной жизни,
. По крайней мере, грех уже не может над ним господствовать, и все греховные падения верующего человека связаны в первую очередь с тем, что он не до конца осознал силу пролитой за него крови Христовой.
    Павел рассматривает верующего крестившегося человека – мёртвым для греха, но живым для праведности и для Бога. На мой взгляд, все падения верующих людей (я уже не говорю о тех, кто просто по народной традиции просто окунается в холодную воду) связаны именно с тем, что они забывают об этом уникальном завете с Богом через святое водное крещение.
   Бог в силе дать нам все, о чём мы просим, особенно тогда, когда мы живём благочестиво, но Бог не будет нам препятствовать и тогда, когда наше благочестие окажется только видимым. Он знает всё!
    Возвращаясь к крещению Господнему как таковому мне хочется еще несколько слов сказать о том, что даже Иоанн Креститель не мог вместить тот факт, что Сын Божий принимает водное крещение! Этого нам не осознать! Но примечателен ответ Иисуса. Он не стал подробно объяснять Иоанну почему Ему следует креститься, Он просто сказал о том, что нам надлежит исполнить всякую правду.
    Иисус Христос является и Богом, и человеком, и хотя Его человеческая природа без греха, Он принимает это водное крещение как пример для всех тех, кто последует за Ним, и символически, на мой взгляд, уже берёт все грехи мира на Себя.
    Недаром Иоанн именно в день крещения Господнего свидетельствует о Нём как об Агнце, который берёт на Себя грех всего мира!
   И ещё! Именно в день крещения Господнего явно мы видим проявления всей небесной Троицы. Иисус приходит креститься, Дух Святой нисходит на Него в виде голубя, и глас Отца звучит с небес: Сей есть Сын мой возлюбленный в Котором Моё благоволение!
   Да ещё дважды прозвучит глас с небес от Бога, но и этого первого гласа было достаточно для тех, кто искренне шёл на крещение, исповедуя свои грехи перед Богом и Иоанном Крестителем. Мы знаем, что некоторые из его учеников после таких откровений стали учениками Господа Иисуса Христа.
   Становятся ли искренними последователями Иисуса Христа все те, кто столь храбро окунается в ледяную купель? И что для нас этот праздник?
   Торжество небес и начало спасения рода людского от всех грехов, или только лекарственное средство (посредством освященной воды) для своего тела?

    Да благословит вас Господь принимать именно святое водное крещение не просто как народное действие или традицию, а как осознанный шаг веры для заключения вечного завета с Богом жить по совести и иметь силу превозмогать всю немощь греховной плоти!

   Аминь!

19.01.2024 г., ТВГ, г. Барнаул.