10. 3 Характеристика деятельности человека

Лариса Болотова
 «Деятельность человека имеет следующие основные характеристики: мотив, цель, предмет, структура и средства.

МОТИВОМ деятельности называется то, что побуждает её, ради чего она осуществляется. В качестве мотива обычно выступает конкретная потребность, которая в ходе и с помощью данной деятельности удовлетворяется.

Мотивы человеческой  деятельности могут  быть самыми различными: органическими, функциональными, материальными, социальными, духовными.

 Органические мотивы направлены на удовлетворение естественных потребностей организма (у человека – на создание условий, в наибольшей степени этому способствующих). Такие мотивы связаны с ростом, самосохранением и развитием организма. Это производство продуктов питания, жилища, одежда и т.п.

Функциональные мотивы удовлетворяются с помощью разного рода культурных форм активности, например игр и занятий спортом.

Материальные мотивы побуждают человека к деятельности, направленной на создание предметов домашнего обихода, различных вещей и инструментов, непосредственно в виде продуктов, обслуживающих естественные потребности.

Социальные мотивы порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определённое место в обществе, получить признание и уважение со стороны окружающих людей.


 Духовные  мотивы лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовершенствованием человека.

… всякая человеческая деятельность полимотивирована, то есть побуждается несколькими различными мотивами.

В качестве ЦЕЛИ деятельности выступает её продукт. Он может представлять собой реальный физический предмет, создаваемый человеком, определённые знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе деятельности, творческий результат (мысль, идея, теория, произведение искусства).

Цель деятельности не равнозначна её мотиву, хотя иногда мотив и цель деятельности могут совпадать друг с другом. Различные виды деятельности, имеющие одну и ту же цель (конечный результат), могут побуждаться и поддерживаться различными мотивами. Напротив, в основе ряда деятельностей с различными конечными целями могут лежать одни и те же мотивы. Например, чтение книги для человека может выступать как средство удовлетворения материальных (продемонстрировать знания и за это получить высокооплачиваемую работу), социальных (блеснуть познаниями в кругу значимых людей, добиться их расположения), духовных (расширить свой кругозор, подняться на более высокий уровень нравственного развития) потребностей.

ПРЕДМЕТОМ деятельности называется то, с чем она непосредственно имеет дело. Так, например, предметом познавательной деятельности является всякого рода информация, предметом учебной деятельности – знания, умения и навыки, предметом трудовой деятельности – создаваемый материальный продукт.

Всякая деятельность имеет определённую СТРУКТУРУ. В ней обычно выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности. 

ДЕЙСТВИЕМ называют часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель. Например, действием, включённым в структуру познавательной деятельности, можно назвать получение книги, её чтение; действиями, входящими в состав трудовой деятельности, можно считать знакомство с задачей, поиск необходимых инструментов и материалов, разработку проекта, технологии изготовления предмета и т.п.; действиями, связанными с творчеством, являются формулировка замысла, поэтапная его реализация в продукте творческой работы.

ОПЕРАЦИЕЙ именуют способ осуществления действия. Сколько есть различных способов выполнения действия, сколько можно выделить различных операций.

Характер операции зависит от условий выполнения действия, от имеющихся у человека умений и навыков, от наличных инструментов и средств осуществления действия. Разные люди, к примеру, запоминают информацию и пишут по-разному. Это значит, что действие по написанию текста или запоминанию материала они осуществляют при помощи различных операций. Предпочитаемые человеком операции характеризуют его индивидуальный стиль деятельности.

В качестве СРЕДСТВ осуществления деятельности для человека выступают те инструменты, которыми он пользуются, выполняя те или иные действия и операции. Развитие средств деятельности ведёт к её совершенствованию, в результате чего деятельность становиться более продуктивной и качественной.

Мотивация деятельности в ходе её развития не остаётся неизменной. Так, например, у трудовой или творческой деятельности со временем могут появиться другие мотивы, а прежние отойти  на второй план. Иногда действие, ранее включенные в состав деятельности, может выделиться из неё и приобрести самостоятельный статус, превратиться в деятельность  с собственным мотивом. В этом случае мы отмечаем факт рождения новой деятельности.

С возрастом по мере развития человека происходит изменение мотивации его деятельности. Если человек изменяется как личность, то мотивы его деятельности преобразуются. Прогрессивное развитие человека характеризуется движением мотивов в сторону их всё большего одухотворения (от органических к материальным, от материальных к социальным, от социальным к творческим, от творческих к нравственным)».

Источник информации книга «Психология» Р.С. Немов (стр. 127).