«Деятельность человека имеет следующие основные характеристики: мотив, цель, предмет, структура и средства.
МОТИВОМ деятельности называется то, что побуждает её, ради чего она осуществляется. В качестве мотива обычно выступает конкретная потребность, которая в ходе и с помощью данной деятельности удовлетворяется.
Мотивы человеческой деятельности могут быть самыми различными: органическими, функциональными, материальными, социальными, духовными.
Органические мотивы направлены на удовлетворение естественных потребностей организма (у человека – на создание условий, в наибольшей степени этому способствующих). Такие мотивы связаны с ростом, самосохранением и развитием организма. Это производство продуктов питания, жилища, одежда и т.п.
Функциональные мотивы удовлетворяются с помощью разного рода культурных форм активности, например игр и занятий спортом.
Материальные мотивы побуждают человека к деятельности, направленной на создание предметов домашнего обихода, различных вещей и инструментов, непосредственно в виде продуктов, обслуживающих естественные потребности.
Социальные мотивы порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определённое место в обществе, получить признание и уважение со стороны окружающих людей.
Духовные мотивы лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовершенствованием человека.
… всякая человеческая деятельность полимотивирована, то есть побуждается несколькими различными мотивами.
В качестве ЦЕЛИ деятельности выступает её продукт. Он может представлять собой реальный физический предмет, создаваемый человеком, определённые знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе деятельности, творческий результат (мысль, идея, теория, произведение искусства).
Цель деятельности не равнозначна её мотиву, хотя иногда мотив и цель деятельности могут совпадать друг с другом. Различные виды деятельности, имеющие одну и ту же цель (конечный результат), могут побуждаться и поддерживаться различными мотивами. Напротив, в основе ряда деятельностей с различными конечными целями могут лежать одни и те же мотивы. Например, чтение книги для человека может выступать как средство удовлетворения материальных (продемонстрировать знания и за это получить высокооплачиваемую работу), социальных (блеснуть познаниями в кругу значимых людей, добиться их расположения), духовных (расширить свой кругозор, подняться на более высокий уровень нравственного развития) потребностей.
ПРЕДМЕТОМ деятельности называется то, с чем она непосредственно имеет дело. Так, например, предметом познавательной деятельности является всякого рода информация, предметом учебной деятельности – знания, умения и навыки, предметом трудовой деятельности – создаваемый материальный продукт.
Всякая деятельность имеет определённую СТРУКТУРУ. В ней обычно выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности.
ДЕЙСТВИЕМ называют часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель. Например, действием, включённым в структуру познавательной деятельности, можно назвать получение книги, её чтение; действиями, входящими в состав трудовой деятельности, можно считать знакомство с задачей, поиск необходимых инструментов и материалов, разработку проекта, технологии изготовления предмета и т.п.; действиями, связанными с творчеством, являются формулировка замысла, поэтапная его реализация в продукте творческой работы.
ОПЕРАЦИЕЙ именуют способ осуществления действия. Сколько есть различных способов выполнения действия, сколько можно выделить различных операций.
Характер операции зависит от условий выполнения действия, от имеющихся у человека умений и навыков, от наличных инструментов и средств осуществления действия. Разные люди, к примеру, запоминают информацию и пишут по-разному. Это значит, что действие по написанию текста или запоминанию материала они осуществляют при помощи различных операций. Предпочитаемые человеком операции характеризуют его индивидуальный стиль деятельности.
В качестве СРЕДСТВ осуществления деятельности для человека выступают те инструменты, которыми он пользуются, выполняя те или иные действия и операции. Развитие средств деятельности ведёт к её совершенствованию, в результате чего деятельность становиться более продуктивной и качественной.
Мотивация деятельности в ходе её развития не остаётся неизменной. Так, например, у трудовой или творческой деятельности со временем могут появиться другие мотивы, а прежние отойти на второй план. Иногда действие, ранее включенные в состав деятельности, может выделиться из неё и приобрести самостоятельный статус, превратиться в деятельность с собственным мотивом. В этом случае мы отмечаем факт рождения новой деятельности.
С возрастом по мере развития человека происходит изменение мотивации его деятельности. Если человек изменяется как личность, то мотивы его деятельности преобразуются. Прогрессивное развитие человека характеризуется движением мотивов в сторону их всё большего одухотворения (от органических к материальным, от материальных к социальным, от социальным к творческим, от творческих к нравственным)».
Источник информации книга «Психология» Р.С. Немов (стр. 127).