Присутствие высших сил

Олевелая Эм
.... КАК Я ЧУЮ ....
     т а й м и н г  как знак присутствия

Лет с пятнадцати не обсуждаю основной вопрос философии.
Если кто-то заговорит, вежливо повернусь спиной. Или невежливо обсмею, выведу из себя, доведу до абсурда. Не люблю некомпетентных речей, в этом деле нет компетентных. То есть среди нас нет.

Однажды заговорила - не сдержалась.
Собеседник был очень хорош. В море заплыли вдвоем, никого рядом, в небе ни облачка, молнию послать неоткуда. Говорю: ты близко к тайне стоишь, в мире сегодня никого ближе тебя нет. Может ли то, что ты всю жизнь изучаешь, быть продуктом эволюции? Нет, конечно, - сказал мудрый мой собеседник, - но я об этом не думаю.
Иногда прижмет - вспоминаю его ответ, перевожу дух и спокойно дальше живу.

Был еще разок.
В поколении родителей разговоры велись на кухне. Мы говорим за рулем. В капсуле кабины, дороги, скорости, обгонов, дождя можно спросить - не глядя в лицо, не ожидая ответа. Но завелась моя попутчица, и сказала лучше всех. Лучше раввина, который толкует нам труды Маймонида. Суть Бжественного присутствия, - сказала она, - в тайминге, в поразительном моменте совпадения несвязанных событий. Они сплетаются в узел, и мир изменяется. А узел событий становится уроком на будущие времена. Мы тогда обсудили гибель Атлантиды, цунами на Красном море и спасение нашего племени от войск фараоновых.

Один из таких узелков меня раздражает. История звездопада над метановыми полями Содома и Гоморры, гибель множества людей и превращение цветущего края в соленый ад - в назидание нескольким озабоченным девиантам? Из таких пушек по таким воробьям?
     Хотя в нужный момент вспомнилось именно это - 
     слова Тацита об огне с неба
     над многолюдными городами.

     Хотя на самом деле моя история ближе к другой -
     о доверчивом дураке Аврааме,
     верней о подмене человека ягненком
     в самый последний момент.


.... ЕГО ПОСРЕДНИК ....
     Вот это: п о с р е д с т в о м  кого?
     кто и с п о л н и т е л ь?
     не ангел, во всяком случае
     Не знаю как это назвать.

Рычаг Архимеда...
Может, он его даже нашел - просто не успел нажать. Может, потому его и посадили с веточкой - чертить на песке, злить солдафона. Кто разглядит через пару тысяч лет, зачем тупой интервент опускает меч на голову гения. Просто чтобы остановить. Не допустить до рычага.
Вот оно. Посредник в этой истории - убийца, солдат Марцелла.
     Может, мы бы все теперь жили совершенно иначе.
     Я вообще склонна доверять математикам куда больше,
     чем прочим претендентам на доверие.

Струна, червячок мироздания...
Развернулся, затрепетал, попал в резонанс с другим, с третьим - и все изменилось.
Что, в самом деле, мы знаем о прошлом? Только байки Гомера, Бояна вещего и прочих, кладущих персты на струны.

Возлагаю персты.
Струна первая - Орит.
Из тейманим - йеменских евреев: тонкая кость, тонкие черты лица, смуглая, большеглазая, классная посадка головы, белозубая улыбка. При этом дура дурой, ленивая и вздорная. Мы знакомы лет сто, с тех пор как сын пошел в единственную в городе среднюю школу. Орит командовала школьной библиотекой. Чуть ее не спалила - всю жизнь курит одну сигарету от другой, пахнет старой пепельницей. Думаю, именно за это ее из школы выперли, она перебралась в Цфат и стала командовать библиотекой колледжа. В колледже правила жестче, курение среди сотрудников категорически не поощряется, и Орит имела неприятный разговор с начальством и пренеприятное предупреждение "в последний раз".

И тут начинается война.

Струна вторая - Сигаль.
Классический фенотип выходцев из Марокко. Классическая склонность высветлить волосы и наложить такой слой штукатукрки, что лицо кажется маской. Яркие шоколадные глаза, острый аналитический ум, резкий голос, резкие формулировки. Лучшая на курсе. Впереди всех, на лихом коне. Чапаев в очень узкой и очень короткой юбке. Класс у нее списывает, копирует ее конспекты и полагается во всем. Класс, как всегда у нас, вразброд по всем параметрам. Иврит-арабский-амхарский-русский, весь набор от светских до ультрарелигиозных, возраст от двадцати до сорока пяти. Начало летнего семестра: лекциям будут мешать экзамены, кто-то приведет ребенка, потому что садик закрыт, кто-то посреди курса сорвется в Эйлат. Первая лекция, первое знакомство сулит полный букет: придирки Сигаль, страдания от хамсинов (в горах они жестче), ледяные струи из кондиционера, а в конце, на экзаменах и пересдачах - голодные обмороки Рамадана.

Но тут начинается война.

Струна третья - я сама,
с вечной склонностью к опозданиям - потому что одновременно делаю несколько разных дел, и не все успеваю закруглить вовремя. Потому что дорога наша узка, и если впереди ползет платформа с танком, вместо плановых тридцати минут будешь ехать час. Или больше.



И - честно - очень страшно ехать по серпантину под обстрелом.



.... ЕСЛИ СТРАШНЕЕ, ЧЕМ МОЖНО ПРИДУМАТЬ ....



.... ЧУДО ВСТУПАЕТ ТАМ, ГДЕ ПОМИМО ЧУДА НЕ СПАСЕТ НИКТО ....



.... СЮЖЕТОМ НЕ ПРЕДУСМОТРЕННЫЙ ПОВОРОТ ....
     О ПОЛЬЗЕ КУРЕНИЯ



     РОБОТ
Аккумулятор некоторе время сопротивлялся и наконец отказал.

И началась война.

Бывает, наверно, со всеми. Но кто станет рассказывать. Не каждый заметит, кто заметит - забоится думать. Забудет - такое само забывается. Сядешь записать через двадцать лет - а даты уплыли.
      Июль в зените,
      солнечные лучи сквозь пыльные стекла,
      скрип новеньких оконных рам,
      стон каменых стен,
      белая взвесь штукатурки...
Двадцать душ за моей спиной - я капитан, что с моим кораблем, что говорить команде?














========================
П Р И М Е Ч А Н И Е

Иллюстрация из Интернета. Соляной столп у горы Сдом. Жена Лота, та самая безымянная бедолага, которая обернулась.
Она здесь из-за названия. Файл MountSodom061607. То есть 16 июля 2006. Тайминг!