Путешествие по Транссибу

Сергей Лушников
Высочайший рескрипт Александра третьего о начале строительства; Сибирской железной дороги в частности гласил:«Знаменательное участие Ваше в начинании предпринимаемого дела послужит полным свидетельством душевного Моего стремления облегчить отношения Сибири с прочими частями Империи, и тем явить сему краю, близкому Моему сердцу, жившее Мое попечение о мирном его преуспевании».
Это великое народное дело было принято осуществить за счет казны русскими людьми и из русских материалов.Самая длинная железная дорога в мире была построена в рекордные сроки.
Первая дорога пропускала три пары паровозов в сутки.; Транссибирская магистраль в России всегда была признаком ее государственности и силы, становым хребтом, на котором держалась не только экономика и оборона страны, но и связи между людьми, а что важнее еще неизвестно.
С тех пор утекло много времени. Сегодня ОАО РЖД, не очень понятная мне структура, которая была приватизирована в 2004-2005 годах странным образом, когда работники ее, не получив ни одной акции, оказались не государевыми служащими, а безропотными служаками госкомпании, в которой 49% владеет неизвестные лица.
Эти мысли приходили мне в поездке по родной Сибири. Расстояние от Томска до Чернышевска ( Забайкальский край или бывшая Читинская область) около 2.5 тысяч километров.Стоимость купейного билета на одного человека в поезде 20 тысяч рублей в обе стороны.Примерно в такую стоимость моему приятелю обошелся отдых в Таиланде на 14 дней вместе с перелетом из Новосибирска и обратно.Получается, что проехать по Сибири, в гости или на похороны к своим родным; дороже отдыха в заморских странах.; При социализме, будучи студентом, я мог ездить на каникулы без особых проблем для семейного бюджета – сегодня же многие студенты не в состоянии ехать на большое расстояние. Что-то неправильно с тарифами, не по государственному.Добавлю, как наши чиновники решили проблему авиационных тарифов, льготных для Дальнего Востока. Стоимость авиабилета Владивосток - Москва - Владивосток 13 тысяч рублей.Стоимость Новосибирск - Владивосток - Новосибирск 28 тысяч рублей. То есть льготы распространяются только на Москву, а ведь люди живущие в Сибири и Дальнем Востоке имеют родственников в основном в этих же регионах!
С Томска до Тайги ехали на электричке, температура в которой была минус пять градусов.Ехали с внучкой два часа. Я потратил много нервов, глядя на нее скрюченную, словно Наполеон, бежавший из Москвы. Мои ноги и то замерзли, а большинство людей к конечной станции стояли на ногах или прыгали. Я понимаю, ироническое отношение руководства Западно-Сибирской железной дороги к своим пассажирам, заставляющей их заниматься в вагонах физзарядкой, но думаю, что есть предел любому юмору.Наконец то появилась в тумане станция Тайга, и мы вышли на перрон, где стоял мороз в тридцать градусов. Рады были, что на вокзале было достаточно тепло. Однако замечу еще одно странное новшество руководства железной дороги. В зале ожидания вокзала, на первом этаже для пассажиров поставлены железные кресла( кстати, такие же кресла-убийцы поставлены во всех северных аэропортах страны), зад от которых начинает наполняться урологическими болезнями. Я - опытный пассажир, поэтому приготовил для внучки теплую куртку, которую и расстелил на кресло.Через час мы сели на поезд Новосибирск-Владивосток, вагон под номером 12.В нем мы отогрелись буквально через пять минут. Проводники топили на совесть – кроме электрического отопления было задействовано и печное, кстати, в одном только нашем вагоне. Причина банальна – нам попалась Оксана Пивоварова, бывшая дежурная по станции Бийск, которая хотела, чтобы было тепло. Она работала во вторую смену и всю ночь топила печку, согревая нас своим отношением. Позже я напишу ей благодарность и попрошу руководство наградить, если не путевкой в Таиланд, то хотя бы десятью тысячами рублей, особо не надеясь на свое желание.Уже по приезду в Чернышевск, я узнал нереальность своего обращения, потому что проводник зарабатывает за 110 часов всего 4800 рублей, что почти соответствует социальному пособию по безработице. Но самое интересное заключается в том, что, несмотря на повышение цен на билеты, работникам железной дороги зарплаты не повышаются с 2010 года. Поэтому мне интересно, а почему на 10% произошло повышение и чем оно обусловлено?Вопросов к хозяйству РЖД у меня очень много возникло после разговоров со знакомыми и родственниками, которые не понимают происходящее.К примеру, есть вагонное хозяйство, которое относится к Могочинскому отделению Забайкальской ЖД. Служба вагонников обслуживает идущие составы частных грузовых компаний. Раньше вагонная служба получала по определенным расценкам за свои услуги, а сейчас никто не знает с кем и как рассчитывается грузовая, к примеру, первая компания.То есть получается, что тарифами по перевозкам пользуются частные компании, выкупившие вагоны, а РЖД, имеющая основные затраты на обслуживания не только вагонного и локомотивного хозяйства, а также путей сообщения получает деньги от частников, которые занимаются перевозкой. Значит и повышение тарифов идет на руку частникам, которые рассчитываются по остаточному принципу, с держателем основных капитальных фондов. То есть государство, повышая тарифы, в первую очередь удовлетворяют аппетиты частных компаний. Поэтому и возникает вопрос, а как строятся отношения между ними и РЖД? А второй, как удается доказать необходимость повышения тарифов, когда эти отношения трудно назвать нормальными?Почему деньги от тарифов не идут в РЖД, а если идут, то, как распределяется наценка на тарифы?В Чернышевске рассказали один случай. На станции имеется склад материальный, в основном угольный. Там хранится уголь и частных компаний, не имеющих отношения к РЖД. Отношения с частниками устанавливает Могочинское отделение. На станции Чернышевск используется труд его рабочих и техника, а при этом нет ни доплат, ни премий. Интересно, этот дополнительный заработок учитывается РЖД при повышении тарифов?Когда мы ехали по Забайкалью в пятидесятиградусный мороз, то я насмотрелся на работу проводников. Печку надо топить постоянно, в два туалета носить через двадцать минут по ведру горячей воды, чтобы не замерзла крышка и грелку с горячей водой для отогревания отверстия для подачи воды на станциях. Почему до сих пор не сделаны вагоны для северных районов? ( На обратном пути я убедился, что в этом направлении сделаны первые шаги).Построили; дорогу Москва- Петербург для Сапсана стоимостью 2 миллиарда рублей, полностью из импортных материалов, локомотивов и вагонов,; при этом зная, что она не окупаема на многие десятки лет, если в принципе может быть окупаема!Ломоносов сказал:; -; Россия будет произрастать Сибирью!; Она и произрастает за счет Сибири, не считая ее за равноценную часть своей территории!До каких пор это будет продолжаться! Сибирь – это, что колония России?!Н.Г Чернышевский однажды на одном из трактов услышал от ямщика фразу:; - Кто за народ стоит, все в Сибирь идут, мы это знаем.А сейчас, кто против, в Москву?Сегодня Сибирь, между прочим, дает основной экспортный потенциал России при численности в 18-20 миллионов человек.; США развивались параллельно Сибири и являются могущественной державой, в то время как из Сибири выкачивают все, а взамен подачки с барского стола! может Аляске повезло, что ее забрали США –   Вопросы дурацкие, но возникают в голове и никуда от них не деться.Московские правители любят приезжать в Сибирь и прокатиться с ветерком по тайге и рекам могучим, а на деле играют с Китаем разменной картой, в виде нашей малой Родины, что у многих вызывает удивление уже смешанное с раздражением? Что за соглашение с Китаем мы заключаем о сырьевых ресурсах Восточной Сибири и Приморского края до 2018 года? Почему не говорят людям правду? Почему такие решения готовят без участия; населения наших регионов?Эти мысли посещают, захлестывают в эмоциях, но вернемся в поселок Чернышевск.Моя родина расположилась между, гряды сопок, с одной стороны и двумя реками Алеур и Куэнга, с другой, за которыми снова горы. Раньше на этом месте, до 30-х годов был маленький разъезд Пашенная. С именем Кагановича, министра путей сообщения, связано строительство поселка, имя которого он и носил до 1957, когда стал Чернышевском.Население поселка сегодня составляет 12 тысяч человек и уменьшилось на две тысячи с 1968 года, когда я покинул поселок, поступив в политехнический техникум в Чите.Дети нашего поселка наполняют бюджеты Читы, Томска, Иркутска, Владивостока, Тюмени, Хабаровска и других городов нашей страны. В одном Томске тысячи воспитанников поселка. В среднем каждая семья отдала другим регионам 50% своих, не худших, детей. А воспитывали этих детей здесь в Чернышевске и достаточно хорошо, если учесть, что большинство уезжающих поступали в высшие учебные заведения страны.Затраты на это нес район, Читинская область, получая на это в десятки раз меньше средств по сравнению с европейскими регионами.Приведу пример. Дом детского творчества района с филиалами в школах охватывает 950 детей, примерно 25% всех школьников, имеет месячный фонд зарплаты 200тысяч рублей.Само здание Дома в аварийном состоянии, зимой канализация перемерзает десятки раз.Но это единственное учреждение, в котором можно найти почти любое начальное образование в музыке, краеведении, туризме, изобразительном искусстве, бисера вышивании, фотографии и даже научится элементам бокса. Хотя какие элементы, когда в этом году два ученика зачислены в школу олимпийского резерва!И все на мизерные средства, не соответствующие результату. Моя средняя сестра,; Светлана Валерьевна, тянет этот крест уже более десятка лет, но сил остается меньше и меньше, ибо давит отсутствие денег, неразбериха с новой системы оплаты, когда говорят, что надо переходить на стимулирующую оплату, а денег не выделяют.Но самую большую боль вызывают хозяйственные заботы, беготня по ночам из-за вечных аварий. Из 950 детей почти треть детей из неблагополучных семей, которые в Доме детского творчества видят настоящую жизнь, а некоторые и зарабатывают для своих сестер и братьев средства для пропитания. Проведенные часы в Доме, есть средство и против правонарушений, реальное воспитание.Если взять расходы на содержание одного милиционера в Томске, то выходит 540 тысяч рублей в год, без учета его последующей пенсии.Содержание одного заключенного, то в год выйдет почти 400 тысяч рублей.А теперь задумайтесь, а кого легче кормить, а самое главное выгодней для страны и общества!Более того, что силовики, в большинстве своем, лишние люди для созидания, творческого труда для создания материальных ценностей. Многие из них являются тормозом развития общества, занимая после службы хозяйственные и партийные должности, мало соображая в экономическом развитии, предпочитая вместо него силовые, командные методы.; Я бы давно на месте государства увеличил срок службы и особенно выход на пенсию для прокуроров, судей, юстиции, милиции, ФСБ. Сегодня уходят в 40-45 лет, когда появляется мудрость и опыт. Можно сказать в самом соку жизни! Зачем? И многим из них такая система не нужна.; А иначе скоро пенсионная система рухнет, потому что сегодня пенсионные расходы на чиновников уже сравнимы с остальными категориями людей, а вскоре начнут превышать. Судья,; к примеру, получает 70% от оклада и пенсия уже не редкость в 75 тысяч рублей. Я же, проработав всю жизнь на создание материальных благ, буду получать максимум 7-8 тысяч рублей.; Два электровоза спускают наш поезд с Яблоневого; хребта, самого высокого по магистрали, свыше 1000 метров над уровнем моря. Это один из опасных участков железной дороги.Самоорганизация жизни, самоуправление – вот, что может помочь наладить жизнь в стране. Никакая вертикаль, никакие партии в ее условиях не помогут сделать общество более, менее справедливым. Именно общественные объединения, может быть профсоюзы, новые, защищающие конкретного рабочего или служащего смогут сделать наладить нашу жизнь.Необходимо реальное движение верхов и общественности снизу. Кажется, самый верх начинает понимать и слать посыл, неуклюжий, но чувствительный, если он не является игрой. Общественность не сформирована, да и как ей сформироваться, когда условия для ее возникновения слабые, напоминающие отдельные ростки, на огромной территории, разделенных религиозными, территориальными, культурными, идеологическими противоречиями, не связанные воедино, общей целью – контролем за действиями властей, действенным, грамотным и отстаиванием своих прав.В течение пяти часов еду мимо Байкала, успокоенного морозом, покрытого снежным одеялом.Только барханы застывших волн напоминали о его силе и мощи, а сейчас он спит, как медведь, застывший на холоде до конца июня, когда очнется ото сна и заплещется чистой прозрачной водой о свои берега.Возможно ли такое движение вперед двух сил, казалось разделенных вечно, в первую очередь властью и; деньгами?Посмотрим внимательно на наше общество. Оно разнородно и многолико, иногда думается, что оно заранее обречено на разделение.Давайте задумаемся об общем наших народов и территорий. Инфраструктура, не весь какая, но все же. Рейсы авиакомпаний, железные дороги, автомобильные трассы.Трудно представить, чтобы Томская область вышла из состава России, потому что она потеряет все рынки ближайших регионов, где работают в большинстве своем фирмы.У Омской области, чисто теоретические шансы больше для отделения, но к кому она может присоедениться? К Казахстану? Но, он не возьмет никогда – не то яблоко раздора, ради которого можно рисковать головой.Больше шансов России потерять Дальний Восток. Постоянное сокращение численности, неграмотная политика с великим соседом усиливает аппетиты последнего и движение к своей, если не цели, то безотчетного движения к аннексии этой части, а с ним и большей территории до Байкала.; Во Владивостоке, многие китайцы; прямо говорят о своем Дальнем Востоке в недалекой перспективе. Однако на прямую аннексию китайцы не пойдут в ближайшие 15 лет, предпочитая добиваться шаг за шагом сдачи нашими властями; Восточной Сибири и Дальнего Востока, чему способствует назначение послушных губернаторов, далеко не государственников.Представьте, что один из них разработал Программу развития туристического бизнеса на Байкале, в которой будет задействовано обслуживающего персонала более 3 млн. человек при численности населения Бурятии в 1.6 . Как будто проект рассчитан на китайцев?При таких генералах армия может быть сдана без «боя».Невооруженным взглядом обывателя мы видим, что вертикаль буксует в главном – нет стратегии развития общества и планомерной кропотливой работы. Да и как ей быть, коли инициатива общества потушена, единой партией и; вертикалью власти, а любой авторитаризм имеет свойство выдвигать послушных винтиков мыслей маленькой кучки правителей.Общественная мысль, аргументированные мнения в любой стране помогают найти единственно верный путь развития общества. Недаром же США собирают философов, политиков, генераторов общественной мысли со всех стран, выпускают сотни журналов публицистики, чтобы искать, вырабатывать пути развития общества, чтобы идти вперед.Раньше в России было множество журналов, где можно было публиковать публичные статьи о путях; и способах развития общества, а сегодня их мало ( может Коммерсант, Профиль) и за такие статьи надо платить.; А когда нет открытых площадок, то будут вам послания президента или ответы на подготовленные целой армией функционеров вопросы, краткие и лаконичные, как приговор последней инстанции.У многих людей поэтому остается одна возможность – Интернет, чтобы выговориться, и разуверившись в дальнейшей перспективе, озлобиться на весь мир или продолжать тявкать в открытый информационный мир, увеличивая число недовольных, но не решая главную задачу – улучшение нашей жизни, а иногда, ее усугубляя.А привести все это может к печальным событиям, о коих и думать неохота.; За окном минус 35, уже проехали Красноярск с туманным Енисеем и знаменитым мостом, который занял первое место вместе с Эйфелевой башней на Всемирной выставке в конце позапрошлого столетия.Сотни километров тянутся леса, то темной стеной вдали, то проплывают совсем близко, что хочется схватить ветки рукой. Чистое белоснежное покрывало снега разделяет колею железнодорожного полотна и деревьев, среди которых выделяются пихты и ели, осыпанные хрустальными снежинками.В обратный путь еду я в шикарном вагоне, о чем я мечтал вначале, поезда Москва – Владивосток уже в обратном направлении.; Новый вагон Тверского вагоностроительного завода поразил воображение моей внучки. Чистота, бесшумно закрывающие двери, телевизор, розетка для зарядки в купе, красивые светильники, теплый туалет, одним словом блеск отечественного вагоностроения. Читатели видели подобные вагоны на маршруте Москва-Петербург, а по нашей трассе их обкатывают первый год.После вагона поезда Новосибирск-Владивосток этот совершенство технической мысли.Но,; привычка сомнения, не дает мне покоя.; Первое, что мне не понравилось – так это открывание меж тамбурных дверей, хотя идея хороша. Они открываются кнопкой, но при мне, пока я курил в тамбуре, дважды назад не закрывались, и приходилось их рукой подталкивать. Я даже написал в книгу предложений об организации, которая может это исправить.Еще хуже обстоит дело с закрыванием входных дверей в вагон – они обмерзают, и открывать их можно будет только при помощи лома и топора при температурах ниже минус 30 градусов.Проводники вагона, Моргунова Людмила и Аннушкина Ольга, вызывали уважение и симпатию, поэтому написал им благодарность и пожелание начальнику поезда о поощрении милых особ!Я люблю писать благодарности людям, вот и сейчас; заставил, чуть ли не прослезиться девушек. И мне было приятно!Хочу сказать немного; о планах продажи чайной продукции, который обязателен для проводников. К примеру, в нашем поезде, такой план составляет 5800 рублей. Чай в пакетах, который должны продать проводники, выпускается в г. Железнодорожный Московской области, и у меня большое подозрение, что эта; частная инициатива кого-то из руководства самой РЖД.Тем более, что продажа в поездах идет наличными и по цене, прибыль в которой определяется 300-500% ( что-то напоминает плату за туалеты). В случае, если проводник не выполняет план, то они сами и выкупают или, как я наблюдал в поезде Москва-Петербург, просят пассажиров купить, в общем-то, навязывая свою услугу. Зачем это нужно РЖД для меня вопрос?Мимо проплывают деревеньки и разъезды,; сменяя друг друга через минут тридцать.Над крышами домов струится дым, а окна плохо видны из-за снега, прилично нападавшего этой зимой. За стенами домов люди, со своими заботами и мыслями, разные в желаниях и действиях, но наши российские граждане.; Дай то им всем счастья и радости в жизни! – хочется мне крикнуть в даль, пока еще не вечер и не наступила ночь.Хочется верить, что придут государевы люди, кои на деле полюбят Сибирь с ее людьми, как повелевал Александр третий!