Приключение в Пространстве Игры

Олег Сенатов
“Ludere necesso est, vivere non est necesso .”
  «Играть необходимо; жить нет необходимости» (лат.)

«Бог не играет в кости»
Альберт Эйнштейн


Мое участие в проекте, посвященном  нардам, заключалось в проверке  возможности обойтись в этой игре без бросания костей. Вместо  кубика, одно из чисел от 1 до 6 для каждого хода, должен был выбрать я, как мне бог на душу положит: мне отводилась роль медиума неких никому (в том числе и мне) неведомых сил.
Когда я внутренне готовился к мероприятию, моя задача казалась легко выполнимой: подумаешь, - назвать две цифры (в игре используется пара костей). Я представлю себе два столбика чисел, - каждый – от 1 до 6, и из каждого буду выбирать по одному. Но как? Надо мной довлела неотвязная мысль, что все же  я должен стремиться к исполнению роли генератора случайных чисел; в этом случае  называемые числа должны удовлетворять следующим ограничениям:  каждое сочетание цифр в среднем может появляться не чаще, чем один раз на пятнадцать ходов.
И вот в назначенный день я явился в ДК ГЭС-2, когда подготовка игрового зала уже завершалась. Помещение площадью около ста квадратных метров через стеклянную стену открывается вовнутрь гениального интерьера здания ГЭС-2, а его потолок является частью ажурного серебристого свода, вознесенного над центральным нефом этого храма Искусств – свода, подпирающего Небо.
 В направлении длины игрового зала был поставлен Т–образный стол. Вдоль его продольной части стояли три пары кресел для игроков, а посередине поперечной – кресло для медиума, то есть – для меня. На большом экране, расположенном на стене, противоположной стеклянной, крупными буквами на светлом фоне чернело название проекта – «ВЕЩИЙ ОЛЕГ – 2».
На текущий момент светорежиссер – худощавая женщина с выражением крайней сосредоточенности на лице и видеооператор – молодой, но  очень серьезный мужчина, колдовали над освещением игрового зала. Время от времени в нем вдруг возникала фигура руководителя проекта Максима, элегантно одетая в черное, а потом столь же незаметно исчезала.
Прошло немало времени и трудов, и пространство залы преобразилось, приобретя отчетливые сценические черты - напротив кресла медиума были установлены софиты, а свет от ламп, свисавших на консолях с потолка, был приглушен. Сгустилась атмосфера ожидания.
Наконец, внесли три доски для нардов, размеры которых гораздо больше, чем у  шахматных, а их рабочая поверхность разрисована разноцветными клиньями, часть из которых  (красные), наводят на мысль об адском пламени. Стало очевидно: до начала действа остались считанные минуты.

Войдя в зал на ногах с негнущимися коленями, я подошел к столу, и сел на свое место. К моему рту, изогнув змеиную шею, сразу потянулся черный микрофон. Игроки уже заняли свои места. Ближайшую ко мне пару составляли молодой человек с большими глазами навыкате и женщина с азиатскими чертами внешности; выражения их лиц были сосредоточенны, но совершенно спокойны.
Честно говоря, первая пара чисел была мною заготовлена заранее (подобно шахматному ходу Е2-Е4): 2/3. Согласно договоренности, пару чисел для каждого хода я должен был произносить по сигналу виброзуммера, надетого на мое запястье; сигнал  подавал Максим, выполнявший роль Магистра Игры ( Герман Гессе. «Игра бисер»).
Сигнал был подан, и я произнес: «2/3». А затем, представив две колонки цифр 1-6, принялся отбирать их так, чтобы, по возможности, соблюдать правило частотности,  которое обсудил выше. Нужно сказать, это меня сильно напрягало; я боялся не успеть с выбором до поступления очередного сигнала, и меня порой охватывала паника, но вскоре страх начал сменяться гневом: я чувствовал себя загнанным в клетку 6;6, ощущая все возраставшую нехватку цифр для оглашения.
И вдруг у меня в голове раздался щелчок, после чего мое умственное состояние сильно изменилось, а именно: только что произнесенные цифры я стал немедленно забывать, и пару цифр для следующего хода произносил наугад лишь по  получении сигнала, чтобы их тоже тотчас же забыть; в промежутке между сигналами я лишь прислушивался к шороху шашек, перемещавшихся по доскам; я погрузился в транс, совершенно не замечая хода времени, и был из него выведен лишь словами Максима:
- Игра закончена!
 Мне стало ясно: я принял участие в мистическом действе; - вот только не был уверен: не была ли это  Черная Месса?
Но, увидев посветлевшие лица игроков, и встретившись с открытым  и лучащимся добротой взглядом Максима, я с облегчением понял, что если враг рода человеческого и пробрался в мой мозг, за  пределы моей личности он выйти не решился. И свое участие в проекте «ВЕЩИЙ ОЛЕГ-2» я счел одним из лучших приключений своей жизни.
                Апрель 2023 г.

Прошло полгода, и я написал Максиму письмо следующего содержания:
Здравствуйте, уважаемый Максим!
В  субботу, 18 ноября, я посетил инсталляцию Северина (Пакито) Инфанте и Ани Горюновой «Пространственный эксперимент «Квадрат»», входящую в проект «Звездная месть».
Впечатление оказалось очень сильным.
Во-первых, я понял, что горизонтальное положение усиливает восприятие художественного произведения; «Сикстинскую капеллу» в Ватикане следовало осматривать, лежа на полу. Утешает лишь то, что тамошние смотрители (а их там много) вряд ли это бы позволили.
Во-вторых, данное произведение производит гипнотический, и даже, отчасти, психоделический эффект. И здесь, помимо медленно приближающейся и удаляющейся квадратной решетки, в узлах которой расположены точечные источники света, немалую роль играет аудио составляющая; сначала один женский голос произносит числа от 1 до 10, потом на него накладывается другой такой же со сдвигом по фазе, а потом еще и еще; в результате произносимые числа выпадают случайно, что мне напомнило наш с вами проект «Вещий Олег-2». Оказывается, произнесение случайных чисел в определенных контекстах – завораживает!
С искренним уважением
Олег