Когда метель рычит как зверь...

Татьяна Латышева
 "Когда метель рычит как зверь...
...Пусть будет дверь... закрыта!
(по мотивам... Простите, Булат Шалвович!.)
--------------------------------------------------


Александр Моисеевич Городницкий: "Моим кумиром был и остался Руальд Амундсен – человек, открывший Южный полюс и погибший при попытке спасти экспедицию Нобиле. Он написал фразу, имеющую важное значение для моей жизни: «Человек не может привыкнуть к холоду и не должен к нему привыкать». Это не только про Арктику – это вообще про жизнь. Я как любил Амундсена, так и люблю".

Руальд Амундсен (Gravning Amundsen) — норвежский полярный путешественник-исследователь и рекордсмен, «Наполеон полярных стран» по выражению Роланда Хантфорда.

  Первый человек, достигший Южного полюса (14 декабря 1911 года).

... Полярники. Экспедиции. Спасатели.

...Улицы  московские, по которым  часто ходила в свои "московские театральные каникулы" 21 века  - Амундсена, Нансена... Берингов проезд...

...Северный Морской путь... Полярная экспедиция... "Два капитана" каверинские...


 Курск.  Северный район  (да уж!.. Про "имена собственные", топонимы-годонимы и  проч. параллелли и меридианы...) и наш Северо-Запад...

-Я кохаю Вас, Єво. Не виходьте за мене заміж.
Не кажіть мені "так", хоч і тяжко буде мені.
Я Вас прошу, ні слова. Усе передумайте за ніч.
Добре зважте на все, і вранці скажете: ні.

Світла мрія про Вас співає мені як сирена.
Прив'яжуся до щогли і вуха воском заллю.
Розумію, це щастя. але щастя - воно не для мене.
Я боюся Вас, Єво. Я вперше в житті люблю.

Моя Пісня Пісень! Золоте пташеня мого саду.
Корабель попливе, я не вдержу його в берегах.
"Фрам"- це значить "Вперед". Ви залишитесь, Єво, позаду.
Бо до серця підступить вічний пошук у вічних снігах.

Тиждень буде все добре. цілуватиму Ваше обличчя.
Може, навіть, не тиждень, а цілі роки минуть.
Будем дуже щасливі. Але раптом Воно покличе.
Ви зумієте, Єво, простити це і збагнуть?

Ви не будете плакать? Не поставите душу на якір?
Не зіткнуться в мені два начала - Ви і Воно?
Я без Вас нещасливий. А без нього буду ніякий.
Я без Вас збожеволію. А без нього піду на дно.

Ваші теплі долоні і мої відморожені руки...
Як вуста відірву від такої сумної руки?
Чи зумієте жить від розлуки і знов до розлуки?
А якщо доведеться чекати мене роки?

"Фрам" застрягне в льодах... А якщо не вернуся я звідти?...
Я ж собі не прощу! А якщо у нас буде дитя?!
Ви, така молода!.. Ви, що любите сонце і квіти!

- Я люблю Тебе, Нансен! І чекатиму все життя.

-Все, що є найсвятіше в мені, називається Нансен.
Хай співає сирена, вона перед нами в боргах.
Я сама розіб'ю об "Фрамові" груди шампанське,
Як покличе тебе вічний пошук у вічних снігах.

-Моя Пісня Пісень! Вічний саде мій без листопаду!
Ти відкриєш свій полюс. Тебе не знесе течія.
Подолаєш сніги. Все залишиться, милий, позаду.

"Фрам"- це значить "Вперед". А на обрію буду я.

... Любов Нансена  Ах как, поет  эту свою песню  на стихи
Лины Костенко - Игорь Жук ("утешительный бард"- курсив мой) в дуэте с  Ольгой Богомолец) - кажется  даже  на мгновение  арктический холод в груди подтаивает...

-----------
И переводы первоисточника - стихотворения Лины  Костенко, много. Не уверена, что все строчки  перевода от одной авторши... Не соображу сейчас. Чтоб "не слиплось"... Бо иные песни и стихи на языке оригинала значительно выигрывают. (Тем более, погрузившись в документальное и мемуристику о героях.)

Анна Дудка
перевод:

-Я люблю Вас, о, Ева! Но в мужья себя Вам я не прочу.
Не хочу слышать «да», хоть без Вас мне не мил белый свет.
Я прошу Вас: ни слова. Хорошенько обдумайте ночью.
Взвесьте всё много раз и наутро скажите мне «нет».

Мне сиреной мечта о Вас дивно поёт в синем море.
Привяжу себя к мачте, воском уши надёжно залью.
Понимаю, Вы – счастье. Только счастье такое, как горе.
Я боюсь Вас, о Ева. Первый раз в своей жизни люблю.

Вы "Песнь Песней"* моя! Золотой соловей ночи сада.
Мой корабль поплывет, не сдержать его на берегу.
"Фрам" – ведь значит "Вперед". Вы останетесь дома, отрада.
Сердце схватит в тиски вечный поиск в предвечном снегу.

.......

-Ваша грустная кисть и мои огрубевшие руки...
Как уста оторву от нежнейшей ладони навек?
Иль сумеете жить от разлуки опять до разлуки?
Ну а если вдруг Вам ждать придется меня целый век?

"Фрам" застрянет во льдах... Ну а вдруг не вернусь я оттуда?...
Я ж себе не прощу! Ну а вдруг у нас будет дитя?!
Вы так молоды, Ева! Вы привыкли к теплу и уюту!...

- Я люблю Тебя, Нансен! И всю жизнь буду ждать лишь Тебя.
Все, что свято во мне, называется именем Нансен.
Пусть сирена поёт, ведь она перед нами в долгу.
Я сама разобью о грудь "Фрама" бутылку с шампанским,
Только кликнет тебя вечный поиск в предвечном снегу.
.....

-Ты "Песнь Песней" моя! Вечный сад Ты мой без листопада!

-Ты откроешь свой полюс. Не снесёт и теченьем Тебя.
Одолеешь снега. И останешься Ты мне в награду.

"Фрам" зовёт лишь "Вперед". Горизонтом Твоим буду я.
________________________
* библейская Песнь Песней Соломона.

...Неугомонная дура Таня Л. несмотря на лютый холод на улице и в хате прочитала, уточнила, связала все про  обоих.... 

И про ту Еву, которая была давно уже замужем за тем самым Нансеном, к тому времени  (если уж про Фрам и проч. детали...) и  даже успела потерять двух первых деток в браке с ним. И была вполне  эмансипированной барышней, и спортсменкой, лыжницей превосходной... И если б  не прекрасная дочь - та самая Лив(хранитель их памяти), рожденная за несколько месяцев до  той экспедиции...

  ...Впрочем,  вот что такое аристократы духа и аристократы крови... И мужики... Про все его потомство и родословную!..(Но... "сейчас не об этом").

...Аделаида, Ева, Лив... Три материка, названных в честь матери, жены Евы и старшей дочери - Лив... И сыновья,  и их дети не подкачали... А то, что бабы любили... Ну что ж. Было кого.

И погрузилась в родословные всех их жен, их самих, и их потомков... Запуталась, в итоге: кто кому кто... Но все полезней, чем...

 Сильные женщины. Сильные мужчины. Сильные люди... Настоящие.


"Интересной особенностью Нансена была любовь к холоду, который он считал полезным для здоровья. Он с молодости привык ходить зимой в вязаном лыжном костюме без верхней одежды, его личный кабинет и в «Готхобе», и в «Пульхёгде» никогда не отапливался. Ева Нансен вспоминала, что в их спальне иногда замерзала вода для умывания. Это отлично было известно современникам: в одной из газет была опубликована карикатура, в которой Нансен был изображён сидящим голым на ледяной глыбе, причём по лбу его от жары струился пот..."
 

А Амундсен поздно женился, но четверо деток завести успел. И та экспедиция его...
 Вернее, когда он полетел спасать ее и не вернулся... Ему было 55, детки были еще не ставшие на крыло...

Не печалься, душа. Среди русских воспетых полей,
И чухонских болот, пустырей обреченного града
Ничего не страшись. О сиротстве своём не жалей.
Ни о чём не жалей. Ни пощады не жди, ни награды.

Нас никто не обязан любить. Нам никто ничего
В холодеющем мире, конечно, не должен. И всё же,
Не печалься, душа. Не сбивайся с пути своего,
Беспокойным огнём ледяную пустыню тревожа...

Екатерина Полянская


-------------------------------
...

Так.... про "Человек не может привыкнуть к холоду и не  должен к нему привыкать"... сильнейший мороз, книжки про Нансенов-Амундсенов, ближний лес с термосом и фляжкой с коньяком...

 ("...И как же это вышло-то?!..")

...Ни одного лыжного дня нынче: не то чтоб снега не быо... То скользко, то мордотык, то  подтаяло и ледяная корка... А то пресильнейший "дубак"...

-----------------------------------------
...Лыжи скрипят кленовые.
Стынут щеки и губы.
С палкой бреду бамбуковой —
С пикой былинный витязь,
По деревцам постукиваю:
— Выпрямитесь!
— Разогнитесь!
 (Александр Яшин)

 "Покормите птиц зимою"... ("Право, достал, достал меня Яшин этой своей тревогой, будто больно пнул мою совесть!..."-  Евгений Иванович Носов. Кстати, не зря ведь вспомнилось и про птиц... У него 15 января, в январские иды,  д.р. же...  У Носова нашего...)

 Вероничка Тушнова и  этот ее главный человек... Многодетный отец и неплохой в общем-то поэт, но все что ей - гораздо сильнее другого из той "оранжевой книжки"(двухтомника) - дома есть...)

"После снегопада" яшинское - 1962-го года. Оба были еще живы. И это не любовная лирика. И не гражданская. А строчки... просто попались... в тему.  Холода  и  лыж... И кормушек для птиц и белочек... И про разные эпохи и абсолютно разных  личностей  -  м. и ж...

...И - Выпрямись!  Распрямись!

С  нескольких  заходов сложилось в целое (декабрьского и январского) холодных дней зимы 23-24 гг