Глава 3. Кто есть, кто

Святогор Князев
Глава 3.Кто есть, кто.
    Секретарь консула, вошла в кабинет и расставила по столам адресатов письма скопившиеся за выходные. На мой стол тоже легло письмо … с написанной от руки фамилией, - «Бесту».
Я открыл заклеенный конверт канцелярским ножом, и развернув сложенный пополам листок из какого-то блокнота, прочитал: «Встречаемся в восемнадцать в кафе «Clio». И никаких комментариев, значит «свой».
Надпись на конверте мог оставить кто угодно, начиная от секретаря и заканчивая администраторов канцелярии. Такие конверты с фамилиями на поле используются в нашем консульстве для рассылки распоряжений, рабочих материалов, иногда отрывок газет, журналов из местной прессы. Начальству так удобнее. А мы использовав полученный конверт, на выходе из помещения просто опускаем его в «шрёдер» -уничтожитель.
Сообщение было напечатано на машинке. Машинки в нашей резидентуре были у многих, так что можно было попасть пальцем в небо, гадая кто прислал. Но раз не подписался, значит предполагает, что я знаю кто меня может туда вызвать.
Прочитав, я краем глаз окинул взглядом комнату. Все заняты своей почтой. Пожалуй, сегодня я один получил только одно сообщение, остальные зарылись в пачки бумаг и писем. Я бросил взгляд на наручные часы, - без пятнадцати три, можно сделать перерыв на «кофе-брейк».
Сложив листочек, я положил его обратно в конверт и спокойно встал, направившись к выходу. Никто не обратил на меня внимание. У выхода замедлив шаг, я вставил конверт в гнездо «шредера», и тот с готовностью тут же проглотил его раздробив на тысячи частей.
«Надо привыкать к работе, а то ежеминутный контроль и подозрение перейдёт в параноидальную боязнь» - подумал я, направляясь к кофе-машине.
    Я не курю, поэтому кофе пью с некоторыми сотрудниками прямо в кабинете, а не в курительной комнате как основная масса моих коллег.
Томас Бридж, - шифровальщик. В общем-то у него есть своё «гнездо» как мы называем отдельную каморку шифровального отдела со стойками аппаратуры и узким проходом. Но, Томас предпочитает пить кофе с нами, а не в одиночестве. Поговаривают что он «стучит» начальству по разным поводам, но, это ему спускают, поскольку максимум что может услышать Томас, это матерные ругательства сотрудников по поводу внеплановых мероприятий или изменения графика дежурств.
Сегодня Томас громко обсуждает статью в местном «Курьере» об очередном скандале, в который попали американские дипломаты. Два пьяных «фэбээровца» устроили дебош в Caf; Wienzeile! Тем более примечательно событие, что это венская кофейня и гей-бар на левом берегу реки Вена, в районе Мариахильф. Британцы же любят саркастически обсуждать свои бывшие колонии, особенно смакуют скандалы американцев, хотя по факту в международном пространстве являются союзниками.
    - А что собственно делают два пьяных «фэбээровца» в Вене? – удивился я.
    - Как? Ты не в курсе этой весёлой истории? – воскликнул Томас, - Наши коллеги из американского посольства в пьяном угаре потеряли портфель с секретными документами. На поиски снарядили всех свободных сотрудников в том числе и свободных от дежурства морских пехотинцев из службы охраны.
В общем, морпехи трудились до вечера в поте лица, и не снискав благодарности начальства, решили залить пивом это принеприятнейшее событие. В пьяном виде завалились в известный квартал к дамам лёгкого поведения.  Вот там они и разошлись не на шутку, - загоготал Томас.
    - А как это связано с сотрудниками ФБР? – поддержал тему оперативник Скотт Вильсон.
    - А это уже продолжение истории, - отхлебнув из своей кружки, продолжил Томас. - В общем, морпехи напыщенно описывали свои героические будни в будке на входе в посольство, и проговорились про утерянные секреты. В этот момент, местные дамы почувствовали вкус дополнительных денег, и связались с редактором «Курьера». За тысячу шиллингов, в результате жуткой торговли, они продали ему жареную новость о секретах «янки». Редактор тут же отправил по адресу своего корреспондента, точнее корреспондентку, - заржал Томас.
    - Чувствую я, дамы продешевили, - протёр ладони Скотт.
    - Ещё как! – продолжил рассказ Томас. – Корреспондентка добавила морпехам на выпивку, и пол ночи ходила в нижнем белье вместе с дамами, записывая при этом всю бредятину, которую выдавали пьяные морпехи.
    - Единственный вопрос который меня в этом случае интересует: Куда она спрятала работающий диктофон, - улыбнулся оперативник.
    - Как куда? У дамы есть единственное место, в котором она может спрятать диктофон будучи в неглиже, - заржал Томас.
    - Ну не настолько же, - делано возмутился Скотт.
    - В общем. Когда морпехи наконец очнулись, пол Вены уже обсуждало их ночные похождения и жареные факты о секретах «янки».
Для разбирательства, из Вашингтона прислали парочку агентов ФБР чтобы навести порядок в этих шпионских дебрях, которые собственно и прибыли вчера утром в Вену. А сегодня как видишь новый скандал. – Томас снова приложился к своему остывшему кофе.
    - Я предполагаю, что им не понравилось кафе с геями, - улыбнулся я.
    - Скорее всего, - поддакнул Скотт.
    - Может и так, а может они хотели с женщинами поужинать, а тут одни геи, кто-ж их поймёт этих долбаных «янки», - прокомментировал Томас.
    - Читая местную прессу, создаётся впечатление что жителей Вены никакие другие новости не интересуют, кроме шпионских страстей. – сказал я.
    - Ну так Вена и славится в первую очередь тем, что является негласно «столицей шпионажа»!
    - Слушай Томас, откуда это  мнение?
    - Ну как тебе сказать, действительно, среднестатистическая плотность агентов иностранных разведок и их кураторов на квадратный метр площади Вены, превосходит самые смелые предположения!
Почему же своей «столицей» шпионы всех мастей выбрали именно Вену? То, что Австрия является нейтральным государством конечно играет свою роль, но явно неглавную. Основная причина, - отсутствие строгого антишпионского законодательства. Параграф 256 «Свода законов о наказаниях» Австрии, грозит за посягательство на национальные интересы страны аж целыми тремя годами заключения! Вы же понимаете, как это мало? Кстати, а сколько могли дать в СССР за шпионаж? – заинтересовался Бридж.
    - В СССР Томас, за шпионаж расстреливали, если ты конечно не иностранный подданный, которого могли обменять на «своих» разведчиков, попавших где-то за рубежом под каток контрразведки! – ответил я ему.
    - Вот видишь, - озабочено отреагировал Бридж, - Нам повезло что мы работаем в Австрии, - почесал он свой бритый подбородок.
    - Ну, меня в любом случае ожидает именно такая развязка, если попаду в руки «кровавой гэбни» из России, - ответил я, изобразив как можно более решительный вид.
    - Сочувствую.
    - Чему?
    - Жить с этим не очень комфортно, - ответил он.
    - В этом мире вообще жить не очень комфортно! Хорошо хоть ещё в мире, а не во время войны!
    - Это да. Я кстати тоже часто об этом думаю, - кивнул Томас. – Вот когда начинаешь ценить то что тебе дано сегодня.
    - Да, кстати, за что конкретно здесь дают три года? – поинтересовался я подробностями.
    - За посягательство на национальные интересы! Правда, что такое эти национальные австрийские интересы, нигде четко не определено. Есть некая размытая информация, не имеющая точной фиксации в законодательстве. Например, Ведомство по охране Конституции Австрии, говорит о том, что шпионы в Австрии пытаются выведать данные о медицинской технике, сведения о фармацевтической промышленности, специальном оборудовании, о химических технологиях и технологиях в области защиты окружающей среды. В общем, чушь всякую! Но как это всё связано с австрийской конституцией, непонятно.
    - Понятно.
    - Что?
    - Я говорю, понял!
    - А. –Томас откинул газету и встал. Пора продолжить рабочий день.

    Ровно в восемнадцать часов, я вошёл в зал кафе «Klio» и окинув его взглядом, увидел в углу за столиком шефа, мистера Энтони Даккерса.
Я немного замешкался раздумывая. Сразу подойти, или только обозначить свой приход, но Даккерс сам махнул мне рукой подзывая к своему столику. Я незаметно оглянулся, надеясь проверить, ведут меня или нет, но вспомнил что это надо было делать до входа в кафе. Забыл. Хреново. Вроде довел до некоего автоматизма, но вот заволновался и забыл. Так и запалиться недолго.
    - Здравствуйте сэр!
    - Присаживайтесь Габриель, лучше места всё равно не найдёте, - кивнул он, напротив.
    - Благодарю сэр. Я тут случайно, решил по дороге зайти выпить кофе. Гуляю по набережной, знакомлюсь с городом. – я вскинул глаза к потолку, изобразив восторг.
    - Да, Вена красива, с этим не поспоришь, и не только своей архитектурой, но и историей, культурой. Австрийцы, несмотря на своё падение, всё же сумели сохранить имперский стиль во всём. Вроде маленькая страна, а куда ни глянь следы имперскости, – он поднял указательный палец и покутил по кругу, и я понял, что здесь о делах говорить нельзя, есть вероятность слежки и прослушки.
Пока пили кофе, поговорили о пустяках. Даккерс коснулся скандала с американскими дипломатами, и мы порассуждали о правилах. Шеф несколько раз пристально посмотрел на меня, как будто обращая внимание на детали, и я понял, что разговор этот очень важный, и скорее всего будет продолжен уже на улице.
Минут через сорок, мы рассчитались с официантом и вышли из кафе.
    - Давайте я тоже с вами пройдусь Габриель. Спешить некуда, подышим вечерней Веной.
    - Не возражаю сэр, - я понял, что предстоит серьёзный разговор, и нам нужно открытое пространство для безопасности общения. Мы пошли по набережной, спустились вниз к реке.
    - Слушайте внимательно Габриель. В этом пакете, микроплёнки документов из американского досье. Там же записка с текстом, в котором вы найдёте указание на шифр, который надо использовать. Этим шифром расшифруйте письмо из незакрытого конверта, это информация для вас. Там, описано место нахождения тайника в Будапеште, где вы передадите микроплёнки с материалами и заберёте почту для меня и для вас. Это первый канал связи, которым вы будете пользоваться отныне. Вам понадобиться в ближайшее время создать свой тайник, и передать информацию в Центр. Это будет ваш личный канал связи. Мы не должны зависеть друг от друга в связи. Это в том числе и меры безопасности на случай провала.
Для этого, завтра вы получите официальное задание и вылетите в командировку в Будапешт. Пробудете там три дня. В первый день сходить к тайнику и забрать закладку, только после этого прибыть в консульство. Это на всякий случай, если вдруг местные захотят пустить за вами проверку.
    - Процесс проверки не закончен? – удивился я.
    - Процесс проверки не закончится никогда. Вас ещё не раз будут проверять и перепроверять.
    - Встреча с арестом, тоже было проверкой? Мы ведь так и не поговорили об этом.
    - Это служба внутренней контрразведки, это их операция. Я об этом ничего не знал, и к сожалению, не буду знать впредь, так что вся твоя безопасность теперь в твоих руках.
    - Мне иногда кажется, что это уже паранойя. Я всё время оглядываюсь.
    - Габриель, это от того что вы непрофессиональный разведчик. Справляться с этими страхами учат в специальных школах, которые вы не заканчивали, потому они у вас в голове. Но вы ценны как раз тем, что не учились там!
Контрразведка десятилетиями отрабатывает алгоритмы поиска кротов и агентов. В какой-то момент, они нащупывают этот метод, который работает очень ограниченное время.
После пика результативности, его эффективность падает, потому что система обучения тоже шагает вперёд. Сложнее всего контрразведке работать с самородками. Это люди, обладающие парадоксальным мышлением! Контрразведчика учили по трафарету, а агент поступает по наитию! И вы никогда не встретитесь, даже если каждое утро здороваетесь в коридоре службы!
Вы самородок, и тем, особо ценны для разведки. Но вы сами должны учиться, нарабатывать свой опыт и свои алгоритмы! Они должны быть только вашими, и ничьими больше! И тогда, вы будете в относительной безопасности. вы будете видеть на несколько шагов вперёд, и всегда опережать своих противников. Учитесь, теперь это ваша жизнь!
    - Не об этом я мечтал, надевая погоны!
    - Габриель, профессия разведчика, не из тех о которой можно мечтать. Я знаю, в советской России дети в детстве мечтают стать космонавтами. Так вот, чтобы стать космонавтом, нужно всего лишь иметь хорошее здоровье. Чтобы стать учёным, нужно иметь хорошую память. Чтобы стать чемпионом, нужно иметь железную волю! Я немного утрирую, для понимания. Так вот, даже если всё это иметь вкупе, не факт, что ты можешь стать разведчиком. Те, кто мечтает стать разведчиком Габриель, никогда ими не становятся. Это дар небес! Или возложенная свыше ответственность! Ответственность перед Богом и перед людьми!
Разведчик Габриель, должен обладать уникальным набором особенностей и способностей. Да, оглядываясь вокруг, ты зачастую видишь массу посредственностей, которые иногда даже выше тебя по служебной лестнице. Но это говорит только о том, что твой начальник всего лишь администратор, но никак не разведчик. Все эти люди, просто посредственный обсуживающий персонал, который выполняет свою узкую функцию, но не способен на виртуозную партию. Я знаю, в последнее время у вас тоже наблюдается дефицит настоящих разведчиков, поэтому посредственности бегут к нам. Здесь их встречают наши посредственности, и этот симбиоз посредственностей разрушает нашу профессию. Настоящая профессиональная разведка, это та, о которой общество ничего не знает! О труде разведчика общество должно читать исключительно в шпионских детективах, и только то, что дозволено ему открыть. Нынешнее общество знает о нас очень много. Это показатель падения профессионализма, но в первую очередь, качества человеческого материала. Как у вас говорят в таких случаях, - зажрались!
    - Скажите Энтони, но почему я? Мне сказали, что это был ваш личный выбор.
    - Чтобы ответить на этот вопрос, надо вернуться к первому вопросу: почему я согласился?
Я согласился по двум причинам. Не знаю, поймёте ли вы меня. Вы молоды, а в молодости по-другому воспринимается это состояние.
Есть такое психологическое понятие Габриель, - Зов предков! В какой-то момент времени, я понял, что моё место там, где мои предки. Годы ассимиляции на чужбине, увы ничего не меняют, мы так и не станем здесь своими, никогда! У них, другой психотип, архаичнее если хотите, материальнее, проще, и в то де время изворотливее, жёстче. Рано или поздно человек другой культуры начинает задумываться о своих корнях, и вот тогда возникает он, зов предков! Говорят, это просто ностальгия. Но я с этим не согласен. Откуда ностальгия по Родине у того, кто родился на чужбине? Впитал эту чуждую культуру, получил это чуждое образование, и всю жизнь работал с чуждыми ему людьми?
И второе, но не менее значимое, в одночасье рухнуло всё, во что я верил десятилетиями! То, что как я считал много лет, являлось основой моей идентичности! Я вдруг осознал, что у меня ошибочная идентичность!
До этого всё было завуалировано словами, идеологией! И только теперь, когда рухнула ваша система, стало понятно, как несправедлива моя! А ведь я в неё верил…
Вот эти два фактора и легли в основу моего поступка. Ну а ты …
Я профессионал Габриель, и надеюсь неплохой. Разыграть меня и вскрыть простой дилетант не мог. Если бы я имел дело только с твоими кураторами, я бы не допустил такой ошибки. Меня подвела самоуверенность, и в какой-то степени самоуспокоение. Я ведь не верил в то, что меня могут расколоть обычные контрразведчики. У меня был давний счёт с ними. Я их не раз оставлял с носом в той же Африке.
Шаблонность мышления Габриель, это беда для разведчика. Они мыслили шаблонно, я противопоставлял один шаблон другому шаблону. Это был наша игра, до первой ошибки. Я не ошибался, поэтому выигрывал. А с тобой, я сам себя загнал в капкан! Почему? Потому
что, противопоставил не тот шаблон, – улыбнулся он. – А если серьёзно, я ждал профессионалов, а попался талантливому дилетанту, которого я вовремя не распознал!
Есть такая поговорка: «Бойтесь своих желаний!». Я подспудно часто думал о том, чтобы многое изменить в своей жизни. Может быть не так радикально, но планировал. Вот собственно судьба мне и подкинула, или точнее, подтолкнула меня к ускоренному решению.
    - Там это было оправдано тем, что я уже был в «игре», и на меня многое замыкалось, начиная от Херсона, АЭС, местных властей. А здесь я вообще лишнее звено. Могли бы прислать спеца, прошедшего полноценное обучение, знающего правила игры, - высказал я свои соображения, я действительно так думал.
    - В том то и дело. Прислали бы стандартного биоробота, который действовал бы в пределах полученных специальных знаний. Как ты думаешь, он долго бы здесь оставался нераскрытым? Я тебе сейчас кое-что объясню!
Вена создала для всевозможных шпионов идеальные условия и стала европейской столицей шпионажа задолго до начала холодной войны. Это название кстати, после второй мировой войны она перехватила у швейцарской Женевы.
    - У нас об этом знают все любители многосерийного кинофильма: «Семнадцать мгновений весны!».
    - Верно! Кстати, фильм хорошо снят, и не создаёт впечатление что немцы были идиотами!
    - А что, вы тоже смотрели?
    - А как же! Всё что было связано с Россией, точнее тогдашним СССР, всё это мы должны были знать. Так что сериалы мы смотрели. Но я закончу свою мысль! – продолжил Деккер.
    - Вена – столица нейтрального государства. Австрия после войны не входит в международные военные альянсы и не размещает на своей территории военные базы других государств. Из-за её нейтрального статуса, в Вене расположились многие международные организации, которые сформировались как раз после войны. ООН, МАГАТЭ, ОБСЕ… Эти организации проводят большое количество различных конференций, на которых присутствуют дипломаты большинства стран мира, включая социалистических.  Австрийские спецслужбы прекрасно знают, что конференции — это прикрытие, и их страна стала ярмаркой шпионов, где легко завязать контакты с русскими, американцами, китайцами, иранцами или турками.
Говорят, посетивший СССР в 1989 году министра внутренних дел Австрии Карл Блеха, однажды заявил: «Меня совершенно не волнует, что к нам съезжается столько шпионов. Пусть они тут шныряют, обмениваются информацией. Условие одно: у нас нельзя убивать и похищать людей». Так что в Вене созданы наилучшие условия для ведения разведывательной деятельности, и даже неофициальных контактов между представителями спецслужб. Ну и с другой стороны, Австрия страна маленькая, и хоть она и имеет все положенные специальные службы, но вести продуктивную контрразведывательную работу они не способны.  В одной только Вене, работают как минимум семь тысяч шпионов различных стран. И заниматься всеми австрийские тайные службы просто не в состоянии! Они даже не пытаются этого делать.
В гражданской контрразведке Австрии, согласно официальным данным, работает не более двухсот пятидесяти человек, а в военной разведке, в задачи которой входит обнаружение шпионов иностранных государств, — примерно семьсот пятьдесят.
    - Значит, моё задержание по приезду, и попытка расколоть это работа не австрийской полиции? – я и так это знал, но хотелось получить подтверждение у Деккера.
    - Нет. Австрийские спецслужбы не стали бы совать свой нос в дела английской разведки, даже если бы точно знали, что ты разведчик! В любом случае, если бы тебя задержали, буквально сразу бы вызвали британского посла и заявили протест по дипломатической линии!
Операция по твоей проверке началась с момента твоего приезда в Лондон. Проводила эту проверку не наша служба, а Ми-5! Я небыл в курсе провокации которую они запланировали в Вене, иначе постарался бы как-то минимизировать ущерб, или предупредить. Но ты сам нашёл выход из этой ситуации. Я так полагаю, ты догадался?
    - Да. Офицеры Ми-5 допустили несколько грубых ошибок в процессе допросов, так что особых проблем догадаться кто они - небыло. И потом, других вариантов, не провалить операцию и остаться в игре небыло. Я просто подумал, что моё появление в посольстве сразу выбьет почву из-под ног контрразведки, и скорее всего проверку закончат!
    - Вот видишь, ты сам, интуитивно пришёл к правильному выводу. Хорошо, но ты не расслабляйся. Служба может тебя провоцировать ещё не раз, так что надо быть начеку.
    - Ага, и скатиться в паранойю! – вымолвил я.
    - Учись, - рассмеялся Деккер, - Не ты первый, и не ты последний! Отныне, это не только твоя работа, это твоя жизнь!
    - Понял. Что я должен забрать в Будапеште для службы?
    - По Будапешту. Сейчас ведутся переговоры по вступлению Венгрии в состав Европейского союза, наравне с другими бывшими членами Варшавского Договора. Но это не должно тебя расхолаживать. Контрразведка Венгрии пока работает как и прежде в интересах системы, так что они нам пока не друзья.
В Будапеште, ты остановишься в отеле «Ирбис», и будешь ждать выхода на связь наших друзей из Украины. Они теперь независимы, - улыбнулся Деккер, - Это и хорошо, что через твои руки пройдут разведданные и по Украине. Пока Центр наведёт там свою разведсеть, пройдёт немало времени, а информация уже идёт!
Деккер открыл свою папку и достал из неё конверт.
    - Здесь, сведения о месте встречи, паролях, материалах, которые тебе должны отдать, и вопросы, которые необходимо задать агенту. В конверте, ещё один конверт. Там задание агентурной сети на ближайший месяц-два. Прочитай, и заклей. Вручить заклеенным!
    - Понял.
    - В контакт с британским посольством в Будапеште не входить! За ними постоянная слежка, так что только засветишься. А вот с русскими встретиться тебе надо. – Деккер достал из папки ещё листок, и передал мне.
    - Это данные по связному. С ним ты сможешь встретиться прямо в гостинице.
    - Как я его узнаю?
    - Это немецкий инженер из компании «Сименс», командированный на завод «Икарус». Узнавать не надо, он тебя знает. Пароль, отзыв – на бумажке. По прочтении – сжечь!
    - Понял.
    - После встречи, не теряй время, выезжай автобусом в Австрию. Так будет безопаснее, да и запасной маршрут для себя изучишь. На австрийской территории после проезда границы высадишься  в городе Нойзидль-ам-Зе, и сядешь на электричку до Вены. На пересадке проверишься. Пассажиров в Нойзидль может быть один, два. Просто приметишь их и перед тем как купить билет на Вену, посиди в кафе, понаблюдай. Если это «наружка», они не могут не проявиться. Если всё нормально, спокойно садишься в поезд и едешь в Вену.
    - Второй встречи по приезду надеюсь не предполагается, - с сарказмом добавил я.
    - Нет. Это уже будет нарушение внутренних инструкций. За это могут и не похвалить, так что езжай спокойно. Документы завезёшь на службу завтра, с утра. За ночь, всё сфотографировать на микроплёнку, упаковать и подготовить к отправке в Центр. Отправишь через мой тайник, но следующую посылку получишь через свой, который тебе предстоит сделать.
    - У меня нет фотоаппарата.
    - Твои вещи сегодня доставили в гостиницу в твой номер. Среди вещей найдёшь бокс с оборудованием для работы. Внутри в том числе и мини-фотоаппарат.
    - Хорошо. И у меня вопрос?
    - Задавай, раз уж озвучил.
    - Когда мы начнём основную «работу»?
    - Когда получим из Лондона отмашку. Они пока изучают возможности, и оценивают риски. Насколько я понимаю, вмешались янки, и теперь решение принимать будут обоюдно, и мы и они! В общем, начнём по сигналу. Нам пока здесь есть что делать.
    - Понял. Вопросов больше нет.
    - В таком случае, последняя информация для тебя. Будь аккуратнее в общении с сотрудниками отдела, особенно с Томасом Бриджем. Он агент Ми-5, и работает по линии контрразведки. То что его считают просто «стукачом», это ошибка. Он кадровый офицер Ми-5 и работает серьезно. Он только на вид простак, поэтому относись к нему серьёзно. К твоей проверке он непричастен, у него другие задачи, так что опасаться этого не надо. А вот лишнее при нём говорить не надо, может навлечь серьёзные неприятности.
    - Есть!
    - Ну вот собственно и всё. Я поеду на такси, здесь наверху станция как раз. А ты пока погуляй по набережной, посмотри входы, выходы, отработай для себя уход от «наружки» через набережную. Очень любопытный маршрут кстати, рекомендую.
    - Спасибо, шеф!
    - Не за что, всего доброго!
Даккер зашагал к лестнице, а я, проводив его взглядом до среза стены, повернулся к реке и посмотрел на ту строну. Там было пусто.