Орнамент, как первое искусство древнего человека

Наталья Бобыкина
на иллюстрации - узор индейцев Куна (Панама) на молах (рубашка, часть традиционного костюма женщин, вшивающаяся спереди, а иногда и сзади костюма), частная коллекция

Орнамент – это первое искусство, освоенное человеком.  Человек научился сверлить дырочки на костях и зубах животных, наносить на них чёрточки и точки, давая им какой-то упорядоченный смысл. Именно украшения стали особенной чертой человека мыслящего. Ни одно другое животное не украшает себя. Орнамент «был знаком «очеловеченности» предмета, принадлежности к его человеческому роду».
Первые орнаменты не несли никакой смысловой нагрузки, они просто упорядочивали существование человека, выводя его из внешнего мира хаоса.
Орнаментология, как наука, отшлифовывалась тысячелетиями. Чёрточки и точки заполняли поверхность браслетов и подвесок. Человек исследовал их, ставя то прямо, то наискосок, создавая новые орнаментальные ряды. Вот крест, вот квадрат, вот круг и звезда. Символы перемежались с натуралистическими рисунками на стенах пещер, которые были местами, где человек общался с Богом.
Росписи на стенах были не просто изображением того, что видел человек вокруг себя. Они несли какие-то идеи. В цикле передач о древних цивилизациях, показанных по телеканалу «Культура», было рассказано, как в одной африканской деревне готовятся к охоте. За день до охоты двое мужчин и женщина рисуют на песке образ животного. Женщина выкрикивает какие-то заклинания, а мужчины колют изображение пиками. И вот назавтра чудо: охотники выносят из леса убитое животное, именно такое, какое изобразила шаманка на песке. Значит рисунки – это часть древней охотничьей магии. Возможно, что некоторые рисунки на стенах пещер имели такой же магический смысл, но остальные рисунки, такие как трезубцы, колёса, лодки, звёзды несли какую-то другую смысловую нагрузку.
Рене Генон, этнолог, философ, известный как «Каирский отшельник», в своей книге «Символы священной науки» сказал, что  «если вы в символе ищете магический смысл, значит, символ уже умер».
Смысл символа намного глубже, чем простая охотничья, аграрная или любовная магия. Он дан человеку для общения и соединения с тем высшим существом, который может помочь в трудных делах.
Бог создал человека и всегда приходил к нему на помощь. Но просьбы человека стали слишком частыми и мелкими. Бог не может ежедневно отвлекаться от своего творчества и удовлетворять своего земного сына, давать ему много пищи, одежды, денег, улучшать комфортные условия проживания, заниматься поиском хорошей жены. Человек забыл, что он сам Бог на земле, и может создать всё это сам.
И тогда на человеческую цивилизацию была наложена «печать забвения». Человек утратил основной язык общения с Космосом. Вместо единого Бога он, будучи богочеловеком, своими мыслями и желаниями вырастил сонм земных богов, которые за небольшую плату-жертву стали удовлетворять мелкие человеческие желания. Бог воды, бог леса, бог золота, бог денег, бог дома, бог болота, бог богатства… Бесконечное множество земных богов начало делить власть над людьми и между собою, породив войны, в которые вовлекли и людей, и всех живущих на земле. Этот процесс не останавливается и сегодня.
В разное время истинный Бог посылал на помощь людям своих вестников. Они приходили на землю, давали людям знания, обучали ремёслам, показывали орнаменты.
О том, что орнаменты передавались посвящёнными или таинственными жителями леса, воды или земли, говорится во многих мифах и сказках. Для тех народов, которые обитают у воды, знания приносило водное существо. Примером этому может служить Оаннес в шумеро-аккадской мифологии. Этот полурыба-получеловек обучил «письму, наукам, строительству городов и храмов, земледелию» людей, живущих в Вавилонии жизнью животных. Людям, обитающим возле лесов, передавали знания лесные существа, такие, как болгарский Абре Убре.
В раскопках Гляденовского костища в Пермской области среди предметов «пермского звериного стиля» найдена «вотивная» бронзовая фигурка лесного божества, сидящего на волке. Вотивные предметы - это различные вещи, приносимые в древности на священное место или в храм с целью получить от божества исцеление или удовлетворение просьбы.
 О таком же существе – античном силене - упоминает Владимир Пропп. Оно «открывает людям тайны мироздания и поёт им дивные песни». А «в американских мифах герой в лесу от таинственного животного, от хозяина зверей, познаёт тайны мира, выучивается пляскам и песням, приносит священные узоры». В некоторых случаях наш герой также получает тайные знания вместе с возможностью понимать язык зверей и птиц после того, как змей проглатывает героя, а потом выплёвывает. Или герой лижет волшебный камень, ест суп из змеи и т.д. Значит, получение священных узоров вместе с тайнами мироздания происходило с помощью хтонических божеств, тотемных животных или волшебных предметов.
В своей книге «Боги Атлантиды: В поисках утраченных знаний» американский путешественник Колин Уилсон описал случай, происшедший с Р.Гордоном Уоссоном, американским журналистом, и его другом, который участвовал в древнем обряде в одной индейской деревне. Перед сеансом всем участникам раздали галлюциногенные грибы, приготовленные шаманкой Марией Сабиной. «Когда они проглотили грибы, начались видения – «яркие, цветные, неизменно гармоничные. Они начались с угловатых красивых узоров, которые могли бы украсить ковры, ткани или обои…». А затем началось проявление другого мира, где участники обряда общались с двумя хтоническими божествами. Из этого случая можно сделать вывод, что между нашим и тем - другим - миром существует граница в виде геометрических узоров, как зона перехода, связующий буфер, смягчающий переход из одного мира в другой. Подобные узоры украшали одежду и бытовые предметы индейцев, наносились на кости антилопы и являлись не столько украшением, сколько условной записью важной информации, передающейся из поколения в поколение.
Таким образом, символы или знаки - это лишь ключи к дверям, ведущим к сакральным знаниям. Чтобы открыть заветную дверь, нужно распознать эти ключи, которые заключены в «сакральной геометрии» или гармонии мира (вселенной).

Отрывок из книги Н.Ю, Бобыкиной "Происхождение вышитых орнаментов"