Подумаем о стариках...

Валентина Лефтерова
ПОДУМАЕМ  О  СТАРИКАХ…
Какие мысли стали одолевать мою немолодую голову? Вроде, странные, а вроде – и нет.
Время идёт, жизнь катится к закату. Даже если многое не успето, – всё равно уже не нагнать ничего в делах, не исправить, не прийти ни к чему новому.
К тому же, многие друзья, знакомые твои, – ушли в мир иной, всё более обостряя твоё одиночество.  Спрашиваешь себя всё чаще – зачем жить? Вертеться? Напрягаться? Если всё – давным-давно уже в прошлом?
Наконец наступил день, когда я самому близкому человеку сказала:
- Я не хочу больше жить. Мне надоело вертеться в одном и том же вертепе, не понимать – чего хочу я? Бессмысленно крутиться на одной ножке и делать вид, что всё в жизни идёт, как обычно.
Знаешь, я подумала о чём? Был бы какой-то надёжный дом престарелых, где мне на обед подавали бы ложку пюрешки с котлетой, и я с удовольствием спряталась бы в таком учреждении.
Нет, не в таком доме старичков, какие у нас показывают по телику, где старики сгорали десятками от неисправных электропроводок, а в нормальном, хорошем приютском доме, где бы заботились обо мне, подлечивали…
- Ну, тебе тогда надо на Запад уезжать! – ответил мне близкий человек. – Где ты у нас найдёшь такой дом престарелых? У нас таких нет. Тебе там такую дадут котлету, что ты послезавтра окочуришься…
- Вот! И я о том же! А почему бы у нас в стране не открыть десятки хороших, добротных домов для престарелых людей? Для одиноких, болеющих, страдающих? Дома же инвалидов, наверное, есть? Или и таких у нас в стране уже нет? Я даже не знаю этого, например.
Раньше – знаю, были, «творческие» дома – под Питером, Москвой. Для бывших артистов, например. Где они тихонько доживали свою старость. Сейчас, наверно, и таких нет?
Сколько по телику показывают знаменитостей, которые доживают век в полной заброшенности, никому не нужными, неухоженными стариками. Разве это нормально? Даже очень большие знаменитости, награждённые орденами за свой добросовестный труд! По-моему, это просто насмешка над стареющими людьми. Та к не должно быть!
- А кто тебе станет строить, открывать эти дома? Государство – никогда, это понятно.  А частники – всё это делают как-нибудь. Только бы деньги содрать, ты же знаешь…
- Да. знаю! Но я-то верую, что всё можно изменить к лучшему! Ты же знаешь меня, наивную оптимистку! Я вот думаю: а неужели это так сложно сделать для государства?
Строят они сейчас много! Почему не спроектировать спецдома для стариков? В тихом местечке, где-то на окраине города, построить какое-то количество таких спецдомов. Желательно, чтобы у каждого старичка была своя небольшая комнатка, со всем необходимым для жизни. При этом – общая столовая, общие комнаты отдыха, вокруг – приятная природа, сад, цветники. Кому бы это не понравилось?
Для тех, кто сильно болеет, лежачие, например, этих можно и по два-три человека располагать в комнате, это, как говорится, на усмотрение врачей.
Слушай, мне моя идея очень даже понравилась! И, как мне кажется, не такая уж она фантастическая! Речь о самой обыкновенной заботе о людях, которые в ней нуждаются!
При этом, быть может, у стариков на содержание будут забирать 80% их пенсии, оставляя им часть денег на конфеты да, наверное, на похоронную процессию?
Мне кажется, что обдумывание такого проекта в развитом обществе – вполне нормальное дело.
Ты говоришь – частные дома опасны из-за недобросовестности их учредителей? А если ужесточить требования к этим учредителям? А если их сделать под эгидой каких-то попечительных советов, как это когда-то было в России?
Разве государство настолько слабо, что не может обеспечивать обычный нормальный надзор там, где он будет нужен? Конечно, дома в духе гоголевского «Ревизора» и так, наверное, есть ныне, они-то ещё недавно и горели десятками по всей России. А если поставить цель - наладить богоугодные заведения так, чтобы от этого была реальная польза всем?
И старики бы себя нормально чувствовали и уходили бы из жизни по-человечески, ощущая руку помощи от ближних, – медиков, сестёр милосердия, просто обслуживающего персонала. И их родственники, более молодого поколения, могли бы считать себя свободными людьми для своей собственной нормальной жизни: и спокойно работать, и спокойно растить детей, и, к примеру, мотаться в командировки, когда это нужно, и т.д.
Конечно, можно определить возрастной ценз для поселяемых в такие дома, можно это согласовывать с общим состоянием здоровья стариков, и т.д. С учётом их личных пожеланий в том числе…
Лично я, например, сторонник даже добровольной эвтаназии для очень старых или тяжело болеющих людей. А кто сказал, что они (или – мы, скажем?) должны мучиться до последнего часа, страдая от болей или совсем потеряв интерес к жизни? Я – за волеизъявление самого человека!
Наверное, мне можно возразить, что здесь есть, так сказать, религиозный сегмент, что церковные правила запрещают такие инъекции, как бы приравнивая их к суициду, и т.п. Но мне кажется, что если церковники добросовестно покопаются в своих церковных правилах-законах, библейских «анналах», то, скорее всего, отыщут акт милосердия и в том, что в человечестве назвали греческим термином эвтаназии.*   
-  Да, это, наверняка, сильно тормозит такое дело. Хотя логика в этой эвтаназии, конечно. есть, - согласился мой собеседник.
- Когда-то давно я уже писала статью на эту тему о стариках в одну местную газету, в «Серпуховские вести». Не упоминая, конечно, искусственного прекращения жизни, Боже упаси. Там пообещали опубликовать. Долго продержали у себя материал, но так и не опубликовали, видимо, кто-то запретил. Я попросила статью обратно. Так на ней были расписаны уже и шрифт, и рубрика, то есть - её реально готовили к публикации, а в последний момент отменили.
Чего испугались местные журналисты, не знаю. Я тогда сотрудничала с газетой не штатно. А вопрос-то - как был актуальным в те годы (80-е или 90-е), таким остаётся и теперь. Потому что вопрос этот - житейский, обыденный, требующий внимания и разрешения постоянно.
Мне кажется, что в реально развитом обществе он обязательно должен быть решён кардинально!
И это решение должно бы объединить все структуры страны: и законодателей, и муниципальные власти, и общественные и правовые организации, и индивидуально волонтёров, и контролирующие госорганы. Вопрос насущный, и решаться должен существенно! Чтобы гуманизм у нас был не пустым лозунгом, а практическим действием для каждого гражданина.
Одновременно – и воспитательным моментом для молодых поколений, примером для них заботливого отношения и уважения к ближнему, старшему или не очень здоровому человеку.
__________________________
Примечание автора:
* (Или эфтаназии - в русской транскрипции).
18.01.2024.
В. Лефтерова