В. Семичастный. Кремлёвские тайны. Окончание

Виктор Шушарин 2
Подписаться
«Когда дочь Сталина бежала из СССР, мне дали команду «обеспечить ей охрану». Экс-глава КГБ – об ошибке с Брежневым и о провале ГКЧП, часть 2
Сегодня
955 прочитали
100 лет назад - 15 января 1924 года - родился будущий Председатель КГБ СССР Владимир Семичастный (1924-2001)

Окончание. Начало здесь https://dzen.ru/a/ZXQDUWlT_H3lTIeV.

В. Семичастный. Фото из открытых источников
В. Семичастный. Фото из открытых источников
«АНДРОПОВ ОКАЗАЛСЯ «В КАРМАНЕ» У БРЕЖНЕВА»

- Владимир Ефимович, возвращаясь к октябрьскому Пленуму 1964 года, так кто же все-таки стоял во главе антихрущевского заговора?

- Брежнев и Подгорный.

- Говорят, еще - вы и Шелепин.

- Ну что вы! Ни Шелепин, ни я тогда еще из «комсомольских штанов» не вылезли. А при таких «троглодитах» как Подгорный, Микоян, Косыгин… и вдруг мы вылезем. Это смешно. Когда говорят, дескать, «они рвались – у них теневой кабинет был», - это глупость.

- Почему выбор пал на Брежнева – он ведь из всех слыл самым мягким. А, например, Подгорный был очень жесткий, как рассказывают.

- Это правда, он пожестче был, но он был еще и подурнее, поограниченнее – вы это имейте в виду. Он как был инженером сахарного завода, так и, работая по партийной линии, остался «сахарозаводчиком». В Москву попал с Украины… Помню, была такая традиция - раз в пару месяцев подобрать самые злые анонимки и читать их Хрущеву. Однажды я пришел, прочитал. Он задает вопрос: «Почему так украинцев в Москве не любят?» Я говорю: «Никита Сергеевич, без фамилий?» «Да». (А Подгорного только что взяли на секретаря ЦК.) «Никита Сергеевич, дураков не надо брать с Украины». «Ты кого имеешь в виду?» «Мы же условились – без фамилий!»

Н. Хрущев и Л. Брежнев незадолго до отставки Хрущева, 1964 год
- Можете дать характеристику другим участникам тех событий, например, Кириченко…

- Алексей Илларионович – это рубака и «грубиян», а в политике так нельзя. Он, конечно, помасштабнее Подгорного, но он чистый «кавалерист». Шелест – тоже топорный, там ни рубанок, ни фуганок и близко не ходил. Вот Щербицкий – это был человек другого склада - интеллектуал, очень грамотный и умница. Он на заседаниях Политбюро не жевал «жвачку», не пользовался текстами помощников, а сам готовил свои речи. Правда, у него была одна слабость – он, к великому сожалению, слишком был «человеком Брежнева». Меня-то потом сослали, по сути, под надзор к нему.

- А на каком основании вас освободили в 1967-ом?

- Основание было очень простое: мое место нужно было срочно для кого-то сделать вакантным.

- Для Андропова?

- Это так случилось, что на мое место пришел он. Но я думаю, что оно готовилось для Николая Романовича Миронова, который потом погиб… Я это чувствовал. Помню, году в 1965-м мне Брежнев звонит: «Не пора ли тебе перейти в нашу когорту?» Я сразу понял, что для меня готовится какая-то ниша, которую мной заткнут, чтобы мое место освободить. И ответил: мол, рано, во-первых, - после Пленума еще не все улеглось, а потом я не довел все, что задумал в КГБ до конца.

- А что вы задумали?

- Да ничего не задумал… (Смеется.) Просто работал, да и мне не хотелось уходить. Я же подозревал, что он меня засунет куда-нибудь – заниматься торговлей или секретарем ЦК. «Переходи в нашу когорту». И гадай, что он имеет в виду. Поэтому я ушел от ответа…

Тогда они решили поставить на мое место Андропова. Но Андропов не был членом Политбюро и кандидатом в члены ЦК. Поэтому его быстренько делают кандидатом и членом Политбюро. И все – Андропов оказался в «кармане» у Брежнева.

Три Председателя КГБ СССР - А. Шелепин, В. Семичастный и Ю. Андропов
«С БРЕЖНЕВЫМ МЫ ОШИБЛИСЬ – ОН НЕ ТА ФИГУРА»

- Писали, что вас тогда назначили «восьмым первым зампредом Совмина Украины»…

- На самом деле третьим первым замом. Я еще смеялся по этому поводу… При мне на Украине было четыре съезда партии и меня ни разу не избирали в состав ЦК. Из девяти зампредов Совмина – восемь члены ЦК, министры, которых я курировал, – все члены ЦК, а я – нет

- Почему?

- А это все расплата… Брежнев, мало того, что «сослал», так ведь еще и под надзор.

- Как узнали о «повышении»?

- Ночью, сразу после заседания Политбюро, пришли члены ЦК КПСС - Кириленко, Мазуров, Пельше и Андропов. Я предложил им чай, кофе, что-нибудь покрепче. Они: «Нет-нет!» «А что загорелось, к чему такая срочность? -спрашиваю. - Боитесь, что я ночью переворот устрою?» «Мы пришли дела принимать…» Экстренно собрали коллегию, доложили о решении Политбюро о моем освобождении. Когда все закончилось, я попросил слова. Кириленко растерялся и не знает, давать или нет. И я пошел. Поблагодарил аппарат и начальников за помощь, за работу и добавил: «Дай Бог, чтобы вы и новому Председателю так помогали». Мазуров говорит: «Вот и молодец!» Я ему говорю: «А вы думали, что я апеллировать на решение Политбюро буду?»

- Значит, вы никогда не шли в разрез с линией партии? Как партия сказала…

- Не то, что «как партия сказала». Дело в том, что мы с Шелепиным через пару лет первыми сделали вывод однозначный: с Брежневым мы ошиблись - он не та фигура. Думаю, как только эта информация дошла до него, под меня начали копать.

- Ходили слухи, что вас сняли потому, что вы чуть ли не своим решением выпустили Светлану Аллилуеву за границу.

- Небылица. По выпуску Светланы было (и я его получил) решение «разрешить ей выехать», не помню, на месяц или на два. А мне было предписано: «Обеспечить охрану».

Ходили слухи, что поводом для отставки Семичастного послужило бегство Светланы Аллилуевой из СССР. Фото С. Аллилуевой из открытых источников
- Ваше мнение: Брежнев – сильная личность?

- Нет. Он – слабая личность. Брежнев интриган был хороший, опытный аппаратчик, предпочитавший окружать себя людьми со «своего хутора» и родственниками. Вы посмотрите – и Щелоков, и Цинев, и Цвигун, и Кириленко – все с «Днепропетровского хутора». У Косыгина пять замов (!) были из Днепропетровска. Сын – первый зам у Патоличева (за что Патоличев получил дважды Героя), Чурбанов – первый зам у Щелокова и так далее.

Председатель Президиума Верховного Совета СССР Николай Подгорный, генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев и председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин на трибуне Мавзолея (слева направо). 1968 год
- Это правда, что Леонид Ильич не раз порывался «уйти на пенсию», просил ЦК его освободить?

- Могу сказать только одно: сам Брежнев по своей воле никогда не собирался уходить. Ни попытки не было, ни намека.

- Был среди «антихрущевцев» человек, больше подходящий на роль Генсека?

- Потом, задним числом, мы поняли, что самая подходящая кандидатура однозначно – Косыгин. И, кстати, тогда в октябре можно было его поставить вместо Брежнева. Но почему-то у членов Политбюро, да и у нас было мнение, что у Косыгина недостаточно политической и международной практики. Он сидел все время за спиной у Хрущева, на вторых ролях и его мало выпускали на международную арену. Он редко принимал международные делегации, редко выступал с политическими акциями. Он был чистый практик и человек дела – занимал посты министра финансов, легкой промышленности, возглавлял Госплан. Эрудит, тактичный, очень широкого кругозора, когда он вел заседание Совета министров – любоваться можно было. Словом, когда мы года через два спохватились – было уже поздно.

- Кроме Косыгина еще варианты были?

- Щербицкий мог бы рассматриваться, Романов, Мазуров – но с оговорками большими…

- А Виктор Васильевич Гришин (в 1967-1985 гг. первый секретарь Московского горкома КПСС, - ред.)?

- Ну что вы! Гришин – это мямля, человек, который усыпит любую аудиторию, и ее не разбудишь потом целый день.

Л. Брежнев и А. Косыгин. Фото из открытых источников
«КГБ МОГ СОВЕРШИТЬ ЛЮБОЙ ПЕРЕВОРОТ»

- Лидером страны был бывший комитетчик Андропов, теперь – тоже бывший – Владимир Владимирович Путин. Ваше мнение: «силовик» может быть сильным президентом?

- А почему хороший чекист не может здорово руководить?!

- 1961 год… Международная обстановка была накалена – «холодная война» в самом разгаре. Если сравнить интенсивность стремления разведок Запада узнать наши государственные тайны тогда и сейчас?

- О нынешнем положении дел у меня слишком мало информации, чтобы иметь полную картину. Я могу только интуитивно догадываться, что интерес проявляется, но сказать «большой» я не могу – это не период «холодной войны», когда мы не уступали друг другу и полшага, когда на любой выпад с той стороны мы отвечали своим, а если не получалось – мы придумывали его, но пощечину обязательно возвращали. А сейчас мы называем друг друга партнерами, коллегами. Раньше мы четко осознавали, что «главный противник – Соединенные штаты и страны НАТО», и в соответствии с этим строили всю внешнюю политику.

- А что их тогда интересовало в СССР в первую очередь?

- Все военные секреты, все, связанное с разработкой нового оружия и расстановкой кадров. У них почти 400 научно-исследовательских и научных заведений работали над анализом всего, происходящего у нас. Работали очень тщательно, у каждого было расписано: кто и чем занимается, вплоть до районных и городских газет. Изучали и выуживали информацию отовсюду. Недавно ЦРУ предоставило в свой конгресс 300-страничный доклад по поводу положения в России. Я не думаю, что какой-нибудь доклад нашего ФСБ мог бы сравниться с ним по аналитике.

Члены Политбюро ЦК КПСС М. Суслов, В. Гришин, Л. Брежнев, Ю. Андропов, М. Зимянин, К. Черненко, А. Косыгин в комнате отдыха Политбюро ЦК КПСС, 1978 год
Украина. Охотничье хозяйство Залесье, конец 1970-х
- А КГБ СССР можно сравнить с нынешним ФСБ?

- Вы же понимаете – это не поддается сравнению. Первый был мощный, настоящий монстр, держащий всех противников в страхе и трепете. А теперь его разбили на шесть-семь осколков – самостоятельных ведомств. Для того, чтобы упразднить и обломать зубы, монстра сделали беззубым. Для меня и сейчас непонятно: как разведка может работать без контрразведки. Как охранять границы или охранять правительство, не имея контрразведки?! Я не понимаю.

Я посмотрел книгу Млечина «Председатели» - от председателя ВЧК Дзержинского и до Патрушева. Так вот я был двенадцатым. Это значит, что с 1917 и по 1961 год их было одиннадцать. И столько же сменилось за последние десять лет. Как же можно говорить о профессиональных сложившихся кадрах и о том, чтобы эти кадры работали на высоком уровне? Приходит милиционер – тащит своих из милиции, приходит строитель Бакатин, пожарник Степашин… Понимаете? Привожу пример. Первый заместитель Андропова Бобков – генерал армии, талантливейший контрразведчик. Он в мои времена был зам начальника контрразведывательного управления Второго Главка и ведал этой же линией. Но даже он остался невостребованным для последующих «комитетов» и всевозможных «служб». Знаете, если разбрасываться такими кадрами, как Бобков и Шабаршин – наш резидент на Востоке, - тогда я просто не понимаю, на что мы можем рассчитывать. Ведь таких, как они, выращивают десятки (десятки!) лет.

- Вы, заметьте, сами назвали КГБ «монстром». Этот монстр мог бы, допустим, совершить переворот?

- Да, конечно, мог! Поэтому его и развалили.

Алексей Маресьев и Владимир Семичастный,1998 год. Фото Владимира Веленгурина, "КП"
ГЭКАЧЕПИСТАМ НЕ ХВАТИЛО СЕМИЧАСТНОГО

- Как вы, кстати, оцениваете своего коллегу - последнего председателя КГБ Крючкова?

- Ну как? Оперетту под названием «ГКЧП» слышали? Так вот он из этой оперетты. Недавно на день рождения комсомола собрались бывшие комсомольские работники армии – генералы, полковники. И был маршал Язов на этом банкете. Он, вручая свои мемуары, шепнул мне на ухо: «Вам удалось тогда все решить, а вот у нас не получилось…» Так вот в ГКЧП были Крючков, Язов, Пуго… И у них «не получилось». А почему? Смелости не хватило!

- Может, они и не собирались отбирать у Горбачева власть?

- Ну что вы! Они потом поехали извиняться. Представьте себе картину: я после октябрьского Пленума пришел к Хрущеву и говорю: «Никита Сергеевич, вы меня извините. Мы хотели вас снять, - не получилось…» Смешно. А вы видели, как Янаев с трясущимися руками пресс-конференцию вел? Мне Шелепин позвонил: «Давай выйдем, погуляем». Встретились, он говорит: «Ты видел?» «Видел. Все, ничего не будет!» А буквально накануне показывали мое полуторачасовое интервью об октябрьском Пленуме ЦК 1961 года. Я смеюсь: «Семинар даже провел на тему: как это надо делать. Не помогло». Как можно вывести войска, танки и… ни гу-гу?!

Горбачев же тогда вел двойную игру: он не прочь был, чтобы «гэкачеписты» пришли к власти, и был готов к ним присоединиться. Но когда увидел, что ничего не получается, он быстро переориентировался в обиженного, загнанного, арестованного и прочее. На самом деле его охраняли, все телефоны работали, и можно было связаться с кем угодно.

- Как думаете, если бы они повели себя жестко, получилось бы задуманное?

- Китайцы же повели себя жестко. Ну их «постегали» год-два. А сейчас все президенты ездят в Китай и кланяются, потому что Китай развивается лучше, чем остальные страны.

Гэкачеписты, 1991 год
Москва, 1991 год Фото из открытых источников
- Если бы вы тогда возглавляли КГБ, пошли бы на самые жесткие меры?

- Не знаю, пошел бы я на то, чтобы войска вводить в таком количестве. По-другому надо было действовать. По тихому Пленум ЦК собрали, и все решили… Вы думаете, мне не предлагал Брежнев использовать силовые структуры? Я отказался. «Избирал Хрущева Пленум ЦК, вот пусть и освобождает». Вы посмотрите – в ГКЧП, по сути, все руководство страны было... А что надо было для Беловежской пущи? Послать туда взвод солдат и всех арестовать на законных основаниях, потому что предпринимались антиконституционные меры по развалу страны. Так же и с ГКЧП. Собрались министр Обороны, Председатель КГБ, министр МВД, председатель правительства... И что? Один, теперь говорят, случайно там оказался, а другой запил и уснул, третий не явился на заседание… Ну разве можно так?! К слову, я недавно видел интервью генерала армии Варенникова. Он прямо сказал: «Не было среди членов ГКЧП Семичастного, поэтому оно и провалилось». Я извиняюсь за такую цитату – нескромно звучит, но это слова Варенникова.

- И последний вопрос. Вы написали книгу мемуаров?

- Ну так… Кое-что надиктовываю, не знаю, что получится.. Проблема в том, что чем больше я чужие мемуары читаю, тем меньше у меня охоты издавать свои.