Виссарион кто Он? Бунтарь, Романтик, Сказочник?

Константин Сергеев Мих
В предисловии в сему творению мне хотелось бы обозначить свою позицию. Этот материал писался и рассматривался как личное мировоззренческое видение. С той точки, где лично для меня Виссарион - это Христос. Сын Бога принёсшего Его Слово.
Читать будет интересно тем, как модно сейчас говорить, кто в теме. Кто видит данную тему в другом ином ракурсе, может не читать.
Свою третью часть мне хотелось бы посвятить Учителю и образам, в которых Его представляли мыслители в прошлом и настоящем времени.
Ещё в школьные годы мне очень ярко, на уровне глубоких переживаний, запомнился образ Данко из рассказов М. Горького «Старуха Изергиль». Много лет я спрашивал себя: «А смог бы ты своё сердце поднять на ладонях и осветить путь ближним. А потом погибнуть?» Будучи солидно взрослым, продолжал возвращаться к этой теме и спрашивать иногда себя: «Смог бы?» Вот так Данко иногда корректировал мои поступки. Познакомившись с Учителем, не лично конечно, с Его Учением, вдруг ясно увидел знакомый чувственный образ.
Мне стало интересно, а как видели образ Христа в прошлом времени. Те, кто жил и чувствовал до  меня. Даже много веков назад.
Образ Данко можно обозначить как романтика, посвятившему себя служению ближним. Он, этот образ, стал приемником эпохи романтизма. Предтечей эпохи бунтарей и революционеров. Данко был не первым романтиком. «Соблазненный Адам — первый романтик (его тоска о «потерянном рае», его «любовь и вражда» к Еве — все это плоды, упавшие с древа познания романтического, а не реалистического воплощения» (М. С. Альтман разговоры с Вячеславом Ивановым).
Романтизм, что это такое?
Романтизм (также известный как романтическая эпоха) был художественным, литературным, музыкальным и философским движением, которое зародилось в Европе в конце 18 века. Суть романтизма основывалась на признании ценностей духовно-творческой жизни каждого человека и естественных прав личности, вне зависимости от ее статуса и богатства. Эпоха романтизма — время становления абсолютно нового мировоззрения, которое утверждало единение человека и природы, естественное начало и первостепенность чувств. Ведь именно романтики настаивали на том, что человек, созданный по образу и подобию Бога, самим этим подобием утверждается в определенных правах на самореализацию.
«Романтизм – это душа», – декларировала, повторяя Жуковского, Марина Цветаева. А Оскар Уайльд в «De Profundis» «установил», что Иисус Христос – романтик.

А.К. Толстой «Грешница»:
Любовью к ближним пламенея,
Народ смиренью он учил.
Он все законы Моисея
Любви закону подчинил.

Великолепно выразила Ахматова:
В каждом древе распятый Господь,
В каждом колосе тело Христово.
И молитвы пречистое слово
               Исцеляет болящую плоть.
Автор Инесса-Вишенка:
Христа дыхание Святое
Мне в сердце нежно пролилось.
И Слово Божие, Живое
Пронзило внутренность насквозь.

Душа во мне затрепетала
И потянулась к Богу ввысь -
К Тому, Кто дал всему начало,
Дарующего людям жизнь.

Он окружил меня заботой,
Любовью, милостью Своей.
Дал христианскую Свободу -
И пригласил на юбилей.

31.01.11г.
В творчестве поэтов ХIX - XX веков И.С. Никитина, М.А. Волошина, Б.Л. Пастернака появилась тема страдающего Христа.
И.С. Никитин Моление о чаше.
…За слово истины высокой
Голгофский крест предвидел он.
И, чувством скорби возмущен,
Отцу молился одиноко:
«Ты знаешь, отче, скорбь мою
И видишь, как твой сын страдает, —
О, подкрепи меня, молю,
Моя душа изнемогает!
День казни близок: он придет, —
На жертву отданный народу,
Твой сын безропотно умрет,
Умрет за общую свободу…
 Автор: Marhan_Guru
Вы все глумливо смеялись,
Над распятьем Христа.
Из страха за жизнь боялись,
Освободить с креста.

А Он же на Голгофу шёл,
Прощение прося.
Чтоб каждый Спасение обрёл,
За нас тот Крест неся.
Романтика христианства - в активном действии: в бескорыстном служении ближнему, в неустанном свидетельстве веры.
В поэме А.А. Блока « Двенадцать» Христос представлен вождём – романтиком у революционеров.
...Впереди — с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз —
Впереди — Исус Христос.
Там где революция, там всегда найдётся бунтарь.

А.К. Толстой:
А Он, в прозрении глубоком,
Уже вступая с миром в бой,
Глядит вперед – и ясным оком
Голгофу видит пред собой.

Посмотрим глазами английских поэтов: Уильям Блейк.
В Христе Уильям Блейк видит сильную личность протестантского типа. Образ культурного героя-протестанта восходит к бунтующему Прометею, подобно Христу, распятому Зевсом. Аллюзии на миф о Прометее находим и в ряде других произведений Блейка (см., например, "Странствие", "Песня Лоса"). Вольнолюбие Христа подчеркнуто автором:
 «Непокоренным на кресте он умирал
 И от врагов прощения не ждал»     [258, c. 203].
Иисус в поэме выступает не только как романтический борец против деспотизма. В Христе для Блейка гораздо более важна такая сторона его личности, как способность к творчеству. Борьба Христа становится борьбой за сохранение в человеке Поэтического Гения, обеспечивающего его внутреннюю свободу.
Не только писатели и поэты обращались к образам прошлого свершения. В эпоху романтизма к теме обращались художники. Они показали интересную трактовку образа Христа.
Почти каждый крупный художник того времени рано или поздно касался темы  образа Христа. Сюжеты Евангелия, как и Ветхого Завета, давались в качестве программных заданий молодым студентам академии художеств. Но интересна тенденция, которую мы можем наблюдать у художников той эпохи: начиная с Александра Иванова и заканчивая самим Иваном Крамским, художники переосмысливают евангельские сюжеты так, что изображают Христа не в божественном обличии, не царем, а простым человеком. Например, Христос Николая Ге в работе «Что есть истина» гораздо больше напоминает нам бродягу-пророка, такого булгаковского Иешуа, чем евангельского Спасителя, Сына Божия. То же самое и в других полотнах: «Явление Христа народу» Иванова, «Тайная вечеря» и «В Гефсиманском саду» Ге. Зрители того времени узнают в образе Христа и своего современника, человека их трудной эпохи, со всеми его проблемами, человека, которому каждую секунду нужно совершать нравственный выбор.
Христос в далёкой Иудее принёс миру Слово Отца.
                Фёдор Сологуб:
И много раз потом вставала злоба вновь,
И вновь обречено на казнь бывало Слово,
И неожиданно пред ним горела снова
Одних отверженцев кровавая любовь.

В настоящее время Слово снова звучит среди людей.

Нина Воронель "Монолог Христа"

Вы были правы,
 – если верить силе,
 – Когда меня распяли на три дня…
Хоть суждено мне жизнь прожить в России.
Россия не похожа на меня.
Когда меня наутро воскресили,
 Вы мне на раны пролили елей…
Хоть суждено мне жизнь прожить в России,
Благодаренье Богу, я – еврей,
Вы сочинили истины простые,
Чтоб все грехи перемолоть в муку…
Хоть суждено мне жизнь прожить в России,
Я все равно простить вас не могу.
Вы мне не раз за казнь мою грозили
 И наново казнили много раз…
Хоть суждено мне жизнь прожить в России,
 Я всё равно не отрекусь от вас.
Я и не жду, чтоб вы меня простили
За всё, что вы мне сделали со зла…
Хоть суждено мне жизнь прожить в России,
Она навеки в сердце мне вросла.
Источник: https://poemata.ru/poets/voronel-nina/monolog-hrista/

А следующее произведение актуально для сегодняшнего времени. Христос спаситель сердца. Он врач.
                Анна Лукс:                Разбитое сердце
«Чтобы стать истинным учеником Христа,
нужно позволить Спасителю разбить гордое,
лукавое и крайне испорченное своё сердце».
Разбитое сердце так долго болит,
Разбитое сердце обиды терзают.
Разбитое сердце потоком молитв
До донца пред Богом себя отверзает.
Разбитому сердцу кто может помочь?
Кто смажет елеем сердечные раны?
 Кто сменит сердечную, чёрную ночь
На нежный рассвет, что придёт – не обманет!
Единственный есть во вселенной – Христос,
Святой Сердцеведец любовью богатый.
Он каплю за каплей целительных рос
На сердце больное кропит благодатью.
Врачуются раны, обида бежит,
 И сердце, смягчённое Божьим елеем,
На нежной Христовой ладони лежит,
Иные способности к жизни имея.
Разбитое сердце умеет прощать.
Разбитое сердце умеет смиряться,
К врагам нисходить и друзей утешать,
По-новому может грустить и смеяться.
Разбитое сердце послушно Руке,
Которая звёзды в ночи зажигает.
Живёт в нём Дух Истины не в уголке
 – Господствуя в сердце, во всё Он вникает.
В груди моей благоговейно стучит
 Разбитое, но исцелённое сердце.
 Всему теперь может его научить
Стоящий меж мною и Богом Посредник.
Разбитое сердце для Бога живёт.
 Разбитое сердце о святости мыслит.
И к ней приобщаясь, вовек не умрёт,
 И Бога средь низших прославит и вышних.
Не бойся, о друг, если сердце твоё
 Под Божьей рукой разбивается ныне:
 Пусть больно – Он мудро его разобьёт,
Чтоб стало оно Сердцем Христианина!
Из сердца разбитого пусть утекут
Лукавство и гордость, как мутные воды.
Пусть рабское сердце пройдёт через Суд
 И станет в Иисусе навеки свободным!
Доверься Тому, Кто тебя возлюбил
И ради тебя умирал на Голгофе,
Кто сердце Своё в горькой скорби разбил,
Чтоб дать тебе вечную Жизнь Саваофа!
Разбитое сердце о счастье поёт,
В Спасителе Божьем его узнавая.
Дарованной Жизнью в довольстве живёт,
В объятиях Отчих сиротства не зная.

Источник: https://poemata.ru/poets/luks-anna/razbitoe-serdtse/
Мне пришлось согласиться с Анной Лукс. Первое моё знакомство с философией Виссариона вызвало восторг, эйфорию. Но что было потом, когда нужно было следовать законам Истины? Об этом можно написать целый роман. Ретивое, лукавое и испорченное сердце мутило разум, уводило с Пути, брало в плен чувства. Только не к Истине, только не дорОгой Правды. А Душа тянулась в целебной влаге Последнего Завета. Омывшись влагой, сердце корчилось, стонало от боли. И этой болью исцелялось. Два десятка лет исцеляюсь добровольно, по собственному выбору. Виссарион мой врач. Врач сердца моего умеющего петь от счастья.

Учитель учит нас жить в сказке. Он учит постигать сказку собственной жизни, внимательно смотреть, что в ней происходит. Осмысливать происходящее, видеть в нём  хорошее, а увидев хорошее, глубже проникать в законы мироздания. Принимая и постигая законы Гармонии незаметно для себя из учеников превращаться в сказочников.

Он воплотил в реальность мечты утопистов, гуманистов, романтиков?
Гуманисты во все времена пытались найти ответ как сделать так, чтобы люди жили счастливом обществе. На этот вопрос они находили опору в трудах античных философов, в Евангелии, на основе которого, по их мнению, можно было только создать справедливое общество. Однако сила гуманистов заключалась не только в их глубоком знании древних языков и античных авторов, но и в ясном понимании пороков современного общества и государства. Сегодня мы будем говорить о тех, кто в своих трудах выразил свои преставления о справедливом устройстве жизни. Понятие гуманности и гуманистического мировоззрения также тесно связаны с представлениями о душе и духовном развитии личности. Поэтому последователей течения еще называют антиматериалистами, ведь на первое место они ставят внутренний мир человека. Источник: https://ktotakoy.com/gumanist.html
Платон, Томас Мор, Томмазо Кампанелла.
Если говорить конкретно об авторах «Утопии» и «Города Солнца», то они осознают себя продолжателями философского дела Платона (428 или 427–348 или 347 до н. э.) – дела создания проекта идеального общества и государства. Идея возможности всеобщего благополучия, материального изобилия основанного на справедливом общественном строе, не была выдумана Мором и Кампанеллой, как до них и Платоном. Потенциально она содержалась уже в первобытно-мифологических представлениях о вселенском, а вместе с тем – и социально-коллективном, порядке: космосе, утверждающемся в борьбе со вселенским беспорядком – хаосом. Очевидно, что источником утопий Мора и Кампанеллы являлись не только «Государство» Платона и иные литературно-утопические произведения, как у Платона до них и после них - Френсис Бэкон, но также и народные надежды на осуществление справедливого устройства жизни вместо строя социальной неправды. Итогом их представлений было описание неведомого острова, материка или города Солнца.
Один из минусов у гуманистов считался постулат об  Идеальном обществе. Большинство оппонентов считали, что такое общество – это утопия, идея, которую невозможно воплотить. Так были правы оппоненты утопистов и гуманистов своей позиции или нет? Рассмотрим далее.
Виссарион
На рубеже третьего тысячелетия идеи утопистов и мечты гуманистов прошлого стали воплощаться в реальность. В сибирской тайге, на склонах горы Сухья возник Город Солнца. На территориях близ горы появилась общность людей, которые выразили желание построить новое общество, основанное на духовных Законах Истины.
По древним преданиям, арии, населявшие эти места несколько тысячелетий назад, запрещали охоту в этих землях, оберегая их для будущего времени, когда на заре Золотого века потомки древних арийских племён вновь соберутся в единый народ, зарождая новую эпоху в истории человечества.
Цель существования общины — в экологически чистой среде жизни на земле создать общность людей с правильными духовными взаимоотношениями , где большая часть необходимого будет сделана своими руками и где новое поколение будет воспитываться в творческой, не агрессивной среде, что предполагает, в первую очередь, развитие разнообразных ремёсел и искусств.
Община строится на базе совместного труда, в созидании во благо ближних, во благо Земли, восславляя Имя Бога руками и сердцами своими, в стремлении прежде всего изменить себя, строить новые взаимоотношения, основанные на любви, доверии, взаимопонимании, приятии друг друга и заботе друг о друге, как Единой человеческой Семьи, на основе духовных Истин, изложенных в «Последнем Завете» Учителя Виссариона.
Общинное жизнеустройства основано на четырёх составляющих: Единое устремление, Единое понимание, Единое идейное и информационное пространство, Единое действие. (из официального сайта Общины /www.vissarion.ru)
Проявилась в реальности великая  мечта романтиков из глубины веков.  Мечтатели породили утопистов, утописты гуманистов, а из них появились социалисты, социалисты пытались построить коммунизм.
Ленин совершенно не случайно называл труды «социалистов-утопистов» одним из источников именно коммунизма.
В последнем интервью Учителя компании iKumena «Отец Сергей» прозвучал вопрос:                - «Ваши критики отмечают один позитивный момент. Виссариону удалось действительно построить коммунизм в отдельно взятом городе на берегу озера. Тот, о котором советские классики могли только мечтать. Вы с этим согласитесь?»               
 - «Не знаю…. Не я строю этот мир, не я строю этот коммунизм, который сейчас был упомянут. Это должны строить сами люди, проявив свою собственную волю………(24 мин)». https://www.youtube.com/watch?v=Sm7t5qIuk6Y 
В этой главе Учитель волшебник. И как добрый волшебник Он дал нам каплю волшебства  – ВЕРУ. Он продолжает бесконечно верить в нас. В тех, кто по зову Его пришли на эти земли исполнить великую мечту человечества. Сопровождая нас по столь нелегкому пути, Он укреплял нашу Веру. И чем больше мы доверялись Ему, тем больше мы сами видоизменяли пространство в лучшую сторону. И сами становились волшебниками. Чем больше волшебник верит, тем больше он изменяет информацию, которая его окружает. Изменяя пространственно – информационное поле мы меняем не только свою судьбу, но и судьбу своих близких. Реально меняя по качеству свой внутренний мир в ещё новом неизвестном направлении, поверившие Ему создают новую сказку Жизни на Земле. Живущие на землях близ Города Солнца мы обрели чудесную силу – верить в хорошее.
Меняя себя, мы меняем общество, которое сами создали. На доверии и уважении друг к другу мы выстраиваем новые отношения. Таких отношений в мире ещё не было. Когда наше волшебство не приносит плодов долгожданных, мы идём к главному Волшебнику. И Он терпеливо объясняет нам ошибки, которые сами породили. День за днём, год за годом, кирпичик к кирпичику строился фундамент уникального явления – Община Виссариона. Реально изменилось энерго – информационное поле этих мест.
Прожив среди виссарионовцев три дня, я не заметила никаких психологических воздействий, побуждающих меня стать верующим человеком и пойти за Виссарионом. Всех членов общины объединяет их вера, но они мало говорили о ней нам, людям, не особо интересующимся религией…….
   Не бойтесь! Если вам интересна жизнь людей Сибири, а в частности Красноярского края, деревенская атмосфера, красивые пейзажи, устройство необычного социума, как будто вырванного из прошлого, то смело езжайте на экскурсию в общину Виссариона. Вы можете присоединиться к моей команде. В марте мы совершим туда еще одно путешествие. Задавайте ваши вопросы о поездке! Я буду рада на них ответить.               
       https://helen-i-rebyata.livejournal.com/
Разве это не чудо! Тут точно без магии и волшебства не обошлось.
Ждать, когда придёт хорошее, можно вечность. Хорошее само не придёт. А строить этот мир, эту сказку трудно. Вот и строит Община свою сказку, обходясь тем малым, что имеет сейчас. Имея это малое, Община делится хорошим с теми, кто имеет к ней интерес. И не важно, какой интерес. Любопытство, служебный, исследовательский, светский…. Все интересующиеся получали свою толику тепла и света от живущих в Общине. Толику нового мира.
Вот и пришло то время, когда заканчивается исследование: Виссарион – кто он? Думаю, каждый ответит на этот вопрос в меру своего понимания.
Благодарю всех, кто дочитал до последней строки данное исследование. Низкий поклон.
Всё что написано здесь, является Благодарностью моему духовному Учителю, живому Слову Бога на земле.
Слава Тебе Господи, Слава Тебе милостивый, Слава Тебе живый и истинный.